Stilleben значит «тихая жизнь». Натюрморт значит «мёртвая природа». Для Лены Хейдиз, играющей в своем искусстве словами, понятиями, смыслами, «тихой жизнью» становится не натюрморт, а поверхность воды. «Отражение на глади пруда — это тоже «тихая жизнь» и «мёртвая природа», — говорит художница. «Изредка мёртвую тишину нарушает плеск рыбы или шум крыльев взлетающей утки. Люди гуляют вдоль пруда, они редко замечают болотную ряску на поверхности и тину на дне: мир пруда кажется им призрачным и неинтересным. Но стоит только перевернуть картинку, и призрачным становится мир людей: откуда-то появляясь, люди проходят мимо и исчезают. Может, люди — это рябь ветерка на тихой глади пруда? А сама «реальность» и «актуальность» — это лишь рябь иллюзии на безбрежной глади океана вечности?»

Концепция — исследование лягушачьего «царствия небесного» — зародилась летом 2005 года, когда автор проекта Лена Хейдиз созерцала, снимала, изучала и исследовала поверхность пруда в Кусковском парке, перечитывая «Тропик рака» Генри Миллера и Евангелие от Луки одновременно: "Не могу себе представить,что это за царствие небесное, о котором так мечтает все человечество. Лягушачье, наверное. Тухлый воздух, тина, кувшинки, гниющая вода. Сиди себе на листьях кувшинок и квакай спокойно весь день. Я думаю*… Царствие Божие внутри вас есть"**. Таким образом, болотное «царствие» стало предметом художественной рефлексии, а в исследовании его была предпринята попытка выхода из мира профанного в мир сакральный путем простого опрокидывания с ног на голову.

Лена Хейдиз, которую Ж.-К. Амманн, один из самых авторитетных в мире искусствоведов и кураторов, назвал «дервишем, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении самой мысли и памяти современности», «первая ницшеанка кисти», известна зрителю как автор, куратор, участник более чем шестидесяти персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Она не впервые обращается к фотографии, техническими приемами которой художница овладела уже в пять лет, самостоятельно составляя проявитель и фиксаж для фотопленки и бумаги и делая первые в своей жизни снимки. Видимо, эта ранняя инициация в фотоискусство позволяет Хейдиз уверенно и успешно работать над собственными художественными проектами.

Лена Хейдиз — это не только фотохудожник, чьи работы замечательны глубиной философского дискурса и снайперской точностью художественной композиции, но и известный живописец, график и теоретик современного искусства: ее работы находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного музея А. С. Пушкина, в коллекциях Ж.-К. Амманна (Германия), Л. Ривьелло (Италия), М. Джудичи (Италия), Э. Бельтрани (Италия), В. Пениче (Мексика), Д. Мадзолини (Италия), Д. Бахарева (Россия), Р. Барона (Россия), С. Попова (Россия) и т.д.

Куратор проекта Елена Юренева.

*Генри Миллер, Тропик Рака. ** «Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». Евангелие от Луки 17, 20:21.

Аккредитация, дополнительная информация и иллюстрации: тел. Большой Ржевский пер., д. 8 (вход с ул. М. Молчановка), т./ф. 202 2743, gallerykino@hotbox.ru , lena@hades.ru, тел. 291 9115, www.gallerykino.ru Выставка открыта с 22.03. до 31.03. с 12:00 до 19:00 ежедневно, кр. сб. вс