«Горячая Армения». Именно так назвал фотограф Александр ТЯГНЫ-РЯДНО свою выставку, которая экспонируется с 16 по 30 ноября в галерее «Древо» на Малой Никитской улице, 16/5

Выставка проходит в рамках «Года Армении в Российской федерации»

«Армения — горячая, Многострадальная земля». «Именно горячая. Тут всё горячо: небо, воздух, солнце, люди, история, кровь, та, что в людях и та, что из людей».

Этими словами Писателя Андрея Битова предваряется выставка.

… Армения, увиденная Александром Тягны-Рядно, монохромна, лишена привычного для глаза буйства красок и поэтому неожиданна для тех, кто впервые встречается с творчеством этого замечательного мастера, одного из лучших российских фотографов.

В каком бы жанре не работал Тягны-Рядно — портрете, пейзаже, репортаже — он предпочитает черно-белую фотографию цветной. И не только потому, что она позволяет передавать тончайшие градации светотени, усиливает выразительность силуэтов и контуров — всеми этими формальными средствами мастер, естественно, владеет в совершенстве. Для Тягны-Рядно моноцветность — это, если хотите, сдерживающий барьер, препятствие, не позволяющее камере легко скользить по поверхности, поддаваясь соблазну внешней эффектности удачно найденного ракурса или сюжета. Снимая на черно-белую пленку, Тягны-Рядно словно пытается зафиксировать объективом нечто, что, как правило, скрыто от глаз и, в общем-то, фотокамере не должно быть подвластно.

За редким исключением во всех работах армянской серии мастера непременно присутствуют люди — снимает ли он древнехристианские храмы, природные красоты или город. Сюжеты, на первый взгляд, незатейливы. Мальчишки плещутся в летнюю жару в городском фонтане, случайный прохожий улыбается в объектив, крестьяне собирают урожай абрикосов, сельский священник общается с местной детворой, торговки скучают без покупателей на деревенском рынке. Для Тягны-Рядно присутствие людей в кадре принципиально — иначе в этих фотографиях не возникло бы того особого поля напряжения, постоянного диалога между прошлым и настоящим, который ощущаешь на этой древней библейской земле как нигде. Перед нами — современная Армения, живущая своими повседневными, сегодняшними заботами, смотрящая в будущее, но при этом ни на секунду не забывающая о своем прошлом, о своей древней истории. Любое остановленное мгновение попадает в армянской серии Тягны-Рядно в категорию вечности и мифологии.

Мне посчастливилось оказаться спутницей Тягны-Рядно в его путешествии по Армении, наблюдать, как он работает. Ни на минуту он не расставался с камерой, словно боясь упустить что-то, о чем потом придется жалеть- вот здесь нужное освещение, здесь неожиданный ракурс, а здесь — человеческий материал отличный. Было ощущение, что на все мы с Тягны-Рядно смотрели и реагировали одинаково, но увидели, как оказалось на этой выставке, по-разному. В Армении я родилась и выросла, вернувшись после долгого отсутствия, Александр там оказался фактически впервые, если не считать короткую командировку в уже далекое советское время. Я видела внешние перемены, они меня огорчали или радовали. Тягны-Рядно увидел «свою» Армению, порой для меня неожиданную, новую. Получился такой вот эффект blow-up, как в знаменитом фильме Антониони. Реальность, зафиксированная и увеличенная фотообъективом, раскрывает то, что ты не разглядел, упустил из вида. Вот одна из самых притягательных загадок фотографии — заставить узреть в обыденном что-то, что не замечал, перевести сиюминутное в наполненное особым смыслом измерение вечности.

И это переворачивает твой мир.

Кара Мискарян Справки по телефонам: Галерея «Древо» 291 40 41 Арт директор Кристина Кондратьева и Александр Тягны-Рядно 291 38 49