«Горячая Армения». Именно так назвал фотограф Александр ТЯГНЫ-РЯДНО свою выставку, которая экспонируется с 16 по 30 ноября в галерее «Древо» на Малой Никитской улице, 16/5
Выставка проходит в рамках «Года Армении в Российской федерации»
«Армения горячая, Многострадальная земля». «Именно горячая. Тут всё горячо: небо, воздух, солнце, люди, история, кровь, та, что в людях и та, что из людей».
Этими словами Писателя Андрея Битова предваряется выставка.
Армения, увиденная Александром Тягны-Рядно, монохромна, лишена привычного для глаза буйства красок и поэтому неожиданна для тех, кто впервые встречается с творчеством этого замечательного мастера, одного из лучших российских фотографов.
В каком бы жанре не работал Тягны-Рядно портрете, пейзаже, репортаже он предпочитает черно-белую фотографию цветной. И не только потому, что она позволяет передавать тончайшие градации светотени, усиливает выразительность силуэтов и контуров всеми этими формальными средствами мастер, естественно, владеет в совершенстве. Для Тягны-Рядно моноцветность это, если хотите, сдерживающий барьер, препятствие, не позволяющее камере легко скользить по поверхности, поддаваясь соблазну внешней эффектности удачно найденного ракурса или сюжета. Снимая на черно-белую пленку, Тягны-Рядно словно пытается зафиксировать объективом нечто, что, как правило, скрыто от глаз и, в общем-то, фотокамере не должно быть подвластно.
За редким исключением во всех работах армянской серии мастера непременно присутствуют люди снимает ли он древнехристианские храмы, природные красоты или город. Сюжеты, на первый взгляд, незатейливы. Мальчишки плещутся в летнюю жару в городском фонтане, случайный прохожий улыбается в объектив, крестьяне собирают урожай абрикосов, сельский священник общается с местной детворой, торговки скучают без покупателей на деревенском рынке. Для Тягны-Рядно присутствие людей в кадре принципиально иначе в этих фотографиях не возникло бы того особого поля напряжения, постоянного диалога между прошлым и настоящим, который ощущаешь на этой древней библейской земле как нигде. Перед нами современная Армения, живущая своими повседневными, сегодняшними заботами, смотрящая в будущее, но при этом ни на секунду не забывающая о своем прошлом, о своей древней истории. Любое остановленное мгновение попадает в армянской серии Тягны-Рядно в категорию вечности и мифологии.
Мне посчастливилось оказаться спутницей Тягны-Рядно в его путешествии по Армении, наблюдать, как он работает. Ни на минуту он не расставался с камерой, словно боясь упустить что-то, о чем потом придется жалеть- вот здесь нужное освещение, здесь неожиданный ракурс, а здесь человеческий материал отличный. Было ощущение, что на все мы с Тягны-Рядно смотрели и реагировали одинаково, но увидели, как оказалось на этой выставке, по-разному. В Армении я родилась и выросла, вернувшись после долгого отсутствия, Александр там оказался фактически впервые, если не считать короткую командировку в уже далекое советское время. Я видела внешние перемены, они меня огорчали или радовали. Тягны-Рядно увидел «свою» Армению, порой для меня неожиданную, новую. Получился такой вот эффект blow-up, как в знаменитом фильме Антониони. Реальность, зафиксированная и увеличенная фотообъективом, раскрывает то, что ты не разглядел, упустил из вида. Вот одна из самых притягательных загадок фотографии заставить узреть в обыденном что-то, что не замечал, перевести сиюминутное в наполненное особым смыслом измерение вечности.
И это переворачивает твой мир.
Кара Мискарян Справки по телефонам: Галерея «Древо» 291 40 41 Арт директор Кристина Кондратьева и Александр Тягны-Рядно 291 38 49