Издательская группа «АРБОР»
и Инвестиционный банк «УРАЛСИБ Кэпитал»
имеют честь пригласить Вас на выставку
Александра Масленицына и Сергея Косьянова

ДАНТЕ. МОСКВА

Презентация для прессы состоится 23 мая в 17.00

 


Если бы рай можно было сфотографировать, как бы он выглядел? Можно ли сделать фотоснимок ада? Данте Алигьери иллюстрировали десятки художников. Но сделать фотографии к «Божественной комедии» – это само по себе провокационно. Два фотографа, Александр Масленицын и Сергей Косьянов, представляют выставку «Данте. Москва»: тридцать восемь фоторабот, иллюстрирующих один из шедевров мировой литературы.

Авторы подошли к идее выставки более широко: это не просто визуальный проект, на презентации выставки будет представлен фильм, саундтрэк к которому тоже был написан специально. И, конечно же, книга. Сама «Божественная комедия». Коллекционное издание в трех томах, созданное дизайнером Дмитрием Гомзяковым: «Ад», «Чистилище», «Рай». С параллельным текстом на русском и английском языках. Английский язык, «перепел» оригинальный итальянский текст, дал ему новое звучание и выход на международный книжный рынок.

Этот проект – один из редких случаев, когда бизнес в лице финансовой корпорации УРАЛСИБ и группа творческих людей работают вместе и создают действительно значимое событие как в издательском мире, так и в арт-сообществе.

Трехтомник – это первая фотокнига такого масштаба, где и «фото», и «книга» – полновесные части одного целого. Издание иллюстрировано более чем пятьюстами фотографиями Косьянова и Масленицына, некоторые из которых вошли в экспозицию.

Авторы не пытаются эпатировать зрителя инфернальными зрелищами и не предлагают слащавые картинки. Да и возможно ли это в том виде искусства, в котором они работают? Любая студийная постановка в данном случае будет претендовать лишь на подобие иллюстративной живописи или графики. Несомненно, их работы графичны – начиная от принципиального выбора черно-белой пленки и заканчивая достаточно пристальным вниманием к линии и силуэту, но они не сделаны «под графику».

Концепция Косьянова и Масленицына во многом подрывает устоявшееся представление о полярности inferno и paradiso. Ад и рай в их прочтении различаются немногим. А именно точкой отсчета.

Фотографы работают вдвоем с начала проекта, но их авторский стиль легко прочитывается даже без этикеток под фотографиями. Несмотря на ярко выраженную индивидуальность, авторы стилистически не диссонируют – зачастую урбанистический лейтмотив работ Косьянова переплетается с желанием Масленицына несколько дистанцироваться от городской натуры. Фотографы расставляют свои авторские акценты внутри одного проекта, однако проект не распадается на части.

Девять кругов ада, девять небес рая, между ними – семь ступеней в гору чистилища. Все это можно наблюдать вполне в определенном месте, так утверждает Сергей Косьянов, его точное местонахождение – город Москва. Весь город. Но, несмотря на конкретику и узнаваемость места, Москва перестает ощущаться как ординарное место проживания.

Люди на фотоснимках Масленицына зачастую стоят, отнюдь не в городском пространстве, наблюдая небесную гладь. Стоят в чистом поле, при галстуках, в пиджаках, особенно не позируя. Абсурд? Начало Дантовой комедии тоже более чем алогично, если вдуматься: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». Очутился. Подробности прошлого опыта не важны.

На фотографиях мы видим приметы времени, но они не играют никакой роли – газета в руках человека, железнодорожные пути, пустой луна-парк, еще не устаревший фасон одежды. В действительности время отсутствует, потому как нет современного ритма, динамики, пульса. Каково оно – когда пульса нет?

Оспаривая общепринятое мнение, Косьянов и Масленицын говорят, что Ад, Чистилище, Рай – это не толпы. Они предельно персонализированы и вмещают максимально двоих. Люди на фотографиях не перетягивают, по антропоцентрической традиции Возрождения, центр внимания на себя. Они спокойны и созерцательны. Они ничего нам не говорят и не доказывают.

Интересно, что небо является стержневой моделью и предметом исследования в творчестве обоих фотографов. Античный хор. Безмолвный свидетель. Предмет светлых надежд и тяжести на людских плечах.

Этот проект – доказательство того, что сокровище мировой литературы может стать предметом роскоши в современном мире, а фотовыставка – не просто развешенными на стенах фотографиями, а захватывающим мультимедийным действом, проводящим зрителя внутрь «Божественной комедии».

Дополнительная информация и аккредитация:

Отдел маркетинга Инвестиционного банка «УРАЛСИБ Кэпитал»
Маргарита Варламова, Ольга Зенкина
+7 (495) 7851212, доб. 2652, 3826

 

Информация об издании на сайте www.arbor.ru

Часто говорят о дружбе Данте Алигьери и поэта Дино Фрескобальди ("собою
красивый и приятный в общении" – отзывались о нем современники), одного из
плеяды флорентийцев, стоявших в начале ХIV века у истоков итальянского
литературного языка. Именно Дино спас в 1302 году, после изгнания Алигьери
из Флоренции, забытый ящичек с рукописями из его дома, подготавливаемого к
сожжению. В ящичке был незавершенный текст "Божественной комедии", который
Дино отвез автору, нашедшему прибежище в городе Луиджана.

 

Поэтому не случайно вино дома Marchesi de Frescobaldi появится на приеме в честь открытия выставки «Данте. Москва».