Живопись, скульптура, фотография.
Открытие выставки 11 сентября в 18:00.

Хрестоматийным примером down-shifting'а в русской культуре можно считать поступок Льва Толстого, когда он отрекся от своего титула, славы и прочих светских достижений ради спасения души. Этому примеру сегодня следует всё больше людей, добившихся в жизни успеха. Отказ от общепринятой системы ценностей, разочарование в собственных иллюзиях, бегство во внутреннюю или обычную Азию – теперь даже не мода, а общее место. Кто-то медитирует, кто-то вливается в сообщества и бойцовские клубы, кто-то ведет активную социальную или антисоциальную деятельность, кто-то становится бездомным. Наступает эра нового романтизма и номадизма, новых миграций, новых идеалов и поисков места под новым Солнцем. Больше нет смысла торопиться, взбираясь на вершины мира, все и так догадываются о том, что "Вершина Фудзи – совсем не то, что думаешь о ней в детстве. Это не волшебный солнечный мир, где среди огромных стеблей травы сидят кузнечики и улыбаются улитки. На вершине Фудзи темно и холодно, одиноко и пустынно" ("Empire V" В. Пелевин).

Художник, фотограф, сотрудник банка – Олег Гуров представляет как раз такой тип нового героя, склонного к раздвоению личности, одна часть которой исполняет роль менеджера, другая – художника. Тем поразительнее творчество Олега – психологическое, философское, страстное, оно никак не вяжется с представлениями об офисном стиле. В то же время, его работы глубоко симптоматичны, поскольку посвящаются духовным трансформациям современного человека, не важно в какой именно области он занят.

В фокусе внимания Олега Гурова, как правило, оказываются неодушевленные двойники человека – скульптуры, маски, куклы, манекены. Художник постоянно возвращается к этим образам, обнаруживая в них странные эманации человеческой сущности.

Эти персонажи представляют собой странную помесь классических бюстов, модернистских скульптур Альберто Джакометти (вспомним знаменитый бюст "Диего" 1950 года с подчеркнуто грубой, бугристой фактурой) и сюрреалистических героев пластилиновых мультфильмов. Своих гипсовых человечков, каждый из которых, безусловно, обладает собственным характером и даже харизмой, автор размещает в прекрасных уголках природы. По сути, то, что делает Гуров, напоминает игру в куклы: автор как будто выгуливает своих подопечных в идеальных, сказочных пространствах. Материал, из которого сделаны скульптуры, символичен: гипсовая структура намекает, с одной стороны, на их художественный статус, а с другой – на их ощутимую хрупкость. Эти нежные, трогательные в своем одиночестве и уязвимости, создания, как будто стремятся слиться с миром природы. Они осваивают окружающий мир, пытаясь соотнести себя с ним, вобрать в себя его краски и запахи. Они напоминают Алису, очутившуюся в стране чудес, или несчастных рабов корпораций и мегаполисов, вырвавшихся на лоно природы – такие же очарованные странники.

Эти фотографии как будто конструируют неомифологическую картину рая на земле: зачерствевшие, точнее, загипсованные люди (со множеством душевных переломов) на реабилитации в обители матери-природы. Гуровский "сад скульптур", похоже, и есть та самая воображаемая вершина из детства, где среди высоких стеблей травы и ярких цветов беззаботно резвятся сказочные существа. Именно к такой вершине и должен стремиться настоящий down-shifter, и только такую вершину, пожалуй, и есть смысл покорять.