"Скорчившийся мальчик" Микеланджело Буонаротти. Фотография Аурелио Амендолы
"Скорчившийся мальчик" Микеланджело Буонаротти. Фотография Аурелио Амендолы
Выставка в Двенадцатиколонном зале представляет скульптуру Давида работы выдающегося итальянского мастера Микеланджело (1475-1564) и фотографии Аурелио Амендолы. Выставка подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Национальным музеем Барджелло во Флоренции при поддержке Генерального консульства Республики Италия в Санкт-Петербурге.

"Давид с пращой, я с луком... Микеланьоло" - эти строки, написанные рукой Микеланджело на листе с набросками к мраморной и бронзовой статуе Давида (около 1501-1502 гг., Париж, Лувр), можно считать эпиграфом ко всему творчеству великого скульптора.

Для большинства любителей искусства имя Микеланджело ассоциируется, прежде всего, с гигантской мраморной статуей Давида, установленной в 1504 г. перед Палаццо Веккьо во Флоренции (ныне в Галерее Академии). Была еще и бронзовая статуя, исполненная для французского маршала Пьера де Роана, утраченная в XVII веке.

На выставке в Эрмитаже представлена уже третья статуя Давида работы мастера (Флоренции, Национальный музей Барджелло). История ее создания не совсем ясна. Джорджо Вазари писал, что статуя изображала Аполлона, и Микеланджело работал над ней для Баччо Валори, комиссара войск, занявших Флоренцию в 1530 г. В инвентаре Палаццо Веккьо 1553 г. она значится как "Давид", поэтому обычно числится под традиционным названием "Аполлон-Давид". По своим художественным достоинствам статуя из Барджелло не уступает признанным шедеврам Микеланджело. Поза юноши проста и естественна, элегический мотив вносит настроение чистой и светлой грусти, незавершенность статуи характерна для поздней манеры Микеланджело.

Согласно последним гипотезам, так называемый "Скорчившийся мальчик" из собрания Эрмитажа может быть отнесен к тому же времени, что и "Аполлон-Давид" (около 1530-1534 гг.). Качество исполнения статуи не оставляет сомнений в авторстве Микеланджело. Трагический образ юного атлета, придавленного к земле, может ассоциироваться с флорентийской республикой, побежденной совместными войсками папы и императора. Прямое сопоставление статуй проводится впервые и представляет большой научный интерес.

Фотографии произведений Микеланджело, представленные на выставке, исполнены знаменитым итальянским фотохудожником Аурелио Амендолой, специалистом по съемке произведений архитектуры и особенно пластики. Ему принадлежат классические фотографии работ Донателло, Джан Лоренцо Бернини, Джакомо Манцу и других скульпторов ХХ века. В 2004 г. издательство "Федерико Мотта" выпустило в свет книгу Кристины Ачидини Лукинат "Микеланджело - скульптор", все фотографии для которой исполнил Аурелио Амендола. Находя неожиданные ракурсы статуй, используя смелые контрасты света и тени, увеличивая выразительные детали мраморной поверхности, мастер как бы вступает в диалог с Микеланджело, показывая зрителю все богатство его художественного языка.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог издательства "Арти Графике Мота" (Милан). Куратор выставки - С.О. Андросов, заведующий Отделом истории западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения.