Вернисаж 16 ноября в 18:00 в помещении Музея.

История, а тем более история искусства, очень любит бунтарей и мучеников. Их роли, как правило, очевидны и легко поддаются триумфальной героизации. Отмотав некогда свой земной срок, постепенно ссохшийся до биографии, они внезапно начинают фосфоресцировать, подавая сигнал исследователю, что пора начинать. Так рождаются диссертации и пишутся жития.

Николая Павловичу Янову с этим не повезло. Несмотря на десятилетия, прожитые в самый людоедский период отечественной истории, он никогда не был ни бунтарем, ни мучеником. Бесстрашный фотокор, отработавший на переднем крае двух отчаянных воин, Финской и Великой Отечественной, он и в мирное время оставался на передовой - и не менее в те годы опасной – передовой идеологической, увлеченно работая в агентствах «Союзфото» и ТАСС.

Вся его фотографическая продукция, а она, благодаря стараниям домочадцев, сохранилась почти полностью, несет яркий отпечаток некогда единственного и уже безусловно неповторимого стиля,- социалистического реализма, этого, до блеска начищенного, зеркала наших счастливых превращений.

Вопреки расхожему мнению, последний на нашей памяти, Высокий Стиль вовсе не был нелепой затеей, притомившихся на цензурном фронте, наивных мучителей. Это раз и навсегда состоявшееся чудо безотказно выполняло главную задачу любого ангажированного искусства,- окормление нравственного чувства подданных.

Николай Янов был одним из невольных каменщиков этой грандиозной сталинской высотки, но каменщиком талантливым и убежденным. Вот и оказалось, что «искренность стоит правды», и не грех нам еще раз заглянуть в утопическое зазеркалье нашего так и не состоявшегося прошлого.

Дмитрий Шнеерсон

ЯНОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
(1903-1982)

1903 - Родился в г.Плоцке(?), Польша (в то время входила в состав Российской Империи). Отец – техник путей сообщения, страстный фотолюбитель.
1914 – семья переезжает в Санкт-Петербург в связи с началом Первой Мировой Войны. Поступление в гимназию.
1919 – поступил на работу в охрану Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
1919 – перешел на работу писарем в 2-ой Петроградский запасной стрелковый полк.
1920 – работа в техническом отделе «Петрокоммунны».
1921 – работа в техотделе Строительства Свирской ГЭС.
1922 – поступил в Университет.
1925 – после трехлетнего обучения в Университете призван во 2-ой автомобильно-мотоциклетный полк.
1926 – после демобилизации направлен на работу в Полномочное представительство ОГПУ в Ленинградском военном округе на должность помощника уполномоченного.
1926 - покупка первого фотоаппарата «Кодак» 4х6 см.
1929 – работа уполномоченным в Ленинградском Морском контрольно-пропускном пункте.
1930 – работа фоторепортером в газете «Ленинградский Динамовец». Покупка «лейки».
1935 – назначен инспектором в Управление Пограничной охраны Киргизской АССР. Работа по совместительству фотокорреспондентом в газете «Советская Киргизия».
1935 – по поручению Правительства Республики съемка для альбома «10 лет Киргизской АССР».
1936 – демобилизовался и поступил на работу фотокорреспондентом в ленинградское отделение «Союзфото».
1938 – опубликован альбом «Мастера фотографии», включающий пять снимков Янова.
1938 – «Союзфото» разделилось на «Фотохронику», позднее переименованную в ТАСС, и «Фотохудожник». Переход на работу в ТАСС.
1940 – спецкор ТАСС в Эстонии.
Весна 1942 – параллельно со съемками для ТАСС направление на работу в Фотобюро Политуправления Краснознаменного Балтийского флота.
1950 – переведен на работу в журнал «Советский Союз» корреспондентом по Ленинграду и Ленобласти.
1952 – работы в «Союзторгрекламе».
Последние семь лет Николай Павлович Янов проработал художником-фотографом на киностудии «Ленфильм».