Попытка запретить парижскую выставки «Соц-арт / Политическое искусство в России» вызвала международный скандал, который обсуждали на личной встрече президенты Путин и Саркози. Министр культуры Александр Соколов публично ополчился на художников Мизина и Шабурова (объединившихся в группу «Синие носы»), а также обозвал их «Целующихся милиционеров» порнографией и «позором России».

Это подстегнуло многих неуравновешенных сограждан, желающих ограничить многообразный спектр российского искусства. Не успел галерист «Синих носов» Марат Гельман выиграть один суд, как два новых грозят организатору выставки «Соц-арт», куратору Третьяковской галереи Андрею Ерофеева. Даже директор ГТГ Валентин Родионов подал в суд на министра культуры, чтобы поддержать «Синих носов».

А дальше?

Благодаря вышеперечисленному «Целующиеся милиционеры» стали самой известной работой русского соц-арта. Это спровоцировало новые скандалы. Художники Комар и Меламид, считавшиеся до последнего времени изобретателями данного направления, тоже предъявили иск Мизину и Шабурову. Они заявляют: «Это мы — основатели соц-арта!» и хотят отстоять свое первенство в суде. Плюс к тому возмутился британский граффитист Бэнкси: «Это я первым нарисовал целующихся бобби!» — негодует он и хочет прилететь на разборку в Россию.

Однако, мало, кто знает, что кроме «Целующихся милиционеров» с выставки «Соц-арт» изъяли еще более 50 работ «Синих носов» (по официальной описи — 17). Это не помешало выставить их в Берлине и Париже, Японии и Дании. И вот, наконец, «позор России» приехал в Россию!

Что в нем скандального?

Когда глава ФАКК Михаил Швыдкой разглядывал фотографии «Синих носов» и увидел голых Ющенко с Тимошенко, он просто побоялся перевернуть страницу! Там Саддам Хуссейн обжимается с Хиллари Клинтон, Милошевич — с Кондолизой Райс, а Борис Березовский — с британской королевой. На выставке вы увидите это, а также все то, о чем подозревали, но даже не мечтали лицезреть воочию. Все легенды и мифы постсоветского пространства, инсценированные на отдельно взятой кухне. Вся новейшая история глазами обывателя. Все наши фетиши и жупелы — то, чем нас завлекают, чем нас пугают, и то, что от нас скрывают. Правда о революциях и послевоенном переделе мира. Тайны развала СССР и гибели принцессы Дианы. Разгадка убийств Кеннеди и Мэрилин Монро, Литвиненко и Гонгадзе, а также разговор Путина с Махатмой Ганди и многое-многое другое.

Зачем все это?

«Синие носы» занимаются «современным» искусством — так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Перерабатывают актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите — клиповая нарезка, бесконечные юмористические шоу, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про президентов. Вот и у «Синих носов» — все то же самое, только доведенное до абсурда... Если художники XIX столетия спешили с этюдниками на пленэр, то мы с вами обитаем в иной реальности. Поэтому этюды современных художников — выстригать из журналов фото терактов, препарировать Петросяна и штудировать интернет-фольклор.

«Синие носы» — прямые наследники «Синей блузы», революционно-акробатических агитбригад 1920-х гг. Мы привыкли, говорят Мизин с Шабуровым, что поэт в России больше, чем поэт, художник больше, чем художник... А раз так — искусство должно высказываться на значимые темы. Иллюстрировать газетные заголовки. Днем — в газете, вечером — в лайтбоксе, баннере или видеоарте! Воздействовать на пионеров и пенсионеров. «Синие носы» поставили перед нами зеркало, и выяснилось, что вместо головы у вас — пиво, сигареты и Бен Ладен. Очистим свои мозги от мусора!