Аллея Керн
Аллея Керн
Десять лет исполняется в 2007 году с первой встречи Николая Андреевича Алексеева с Пушкиногорьем. Вековой опыт паломничества к Пушкину в его родовое псковское имение Михайловское позволяет с полным правом утверждать, что личное открытие пушкинских мест не только не случайно, но закономерно. Для творческого человека, для русского человека, который любит и знает свою литературу, приход к Пушкину, в его «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», - происходит естественно и необходимо.

Встреча с Михайловским, Тригорским, Петровским, с дивными по красоте и гармоничности пейзажами, воспетыми поэтом для доктора Алексеева стала точкой отсчета нового периода жизни. Его участие в морских экспедициях, рыболовецких и научных, опыт корабельного врача, встреча с разными странами и разными людьми, мечта о земле и море, в их неразделимом единстве, - все это вдруг обернулось обретением Пушкинской Земли. Вначале родились и восхитили ценителей художественной фотографии прекрасные пушкинские кадры. Один из них, едва ли не сразу же, стал визитной карточкой Николая Андреевича - фотография часовни на Савкиной горке, залитой закатным солнцем. Кажется, что ветхая часовня ожила, в ней затеплился огонек лампады, зазвучал тихий голос, возносящий древние молитвы к Богу. Несколько выставок, показанных Алексеевым в Пушкинском Заповеднике, во Всероссийском музее А.С. Пушкина, в других местах, обратили на себя внимание ценителей творчества поэта и мест, освященных его именем.

Вслед за фотографией, как это часто бывает у людей увлеченных, родились художественные видеофильмы. В них ожили сюжеты пушкинских произведений, по-новому предстали залы пушкинских домов-музеев, хорошо известные экспонаты, знакомые места. Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» раскрыли навстречу зрителю свои гостеприимные двери. Наконец, из частых приездов, из опыта длительных наблюдений за жизнью Пушкиногорья, из чтения и изучения пушкинских текстов выросла книга - путеводитель по музею-усадьбе Ганнибалов «Петровское».

Все, кому довелось в юности встретиться с книгами Жюля Верна помнят, наверное, девиз капитана Немо, первого подводного морехода: «Подвижное в подвижном». Меняющийся мир пушкинской литературной страны, мeста счастливой ссылки, преобразившей Пушкина в величайшего поэта, живой, вечно подвижный, переменчивый, но постоянный в своей гармонии «Дом Поэта», - Пушиногорье, - место совершения чудес. Одно из них - чудо творческого преображения, творческого возрастания, обретения силы и зрелости художником. По этому пути уверенно идет Николай Андреевич Алексеев, врач, моряк, художник, кинематографист, влюбленный в великую русскую литературу, в Пушкинский уголок псковской земли. Г.Н. Василевич

Николай Андреевич Алексеев родился в 1957 году. По профессии и образованию он врач. В настоящее время работает в поликлинике Российской Академии наук в Санкт-Петербурге.

Его любимым занятием и призванием является фотография, которой он занимается более 25 лет, посвящая ей все свое свободное время, уделяя особое внимание съемкам в Пушкинском Заповеднике, его пейзажам, различным состояниям природы. Фотоработы Н.А. Алексеева находятся в фондах Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», в экспозиции музея А.С. Пушкина в Нью-Йорке.

Ему принадлежат фотографии, иллюстрирующие книги:

  • Д. Гнаманку. «Абрам Ганнибал». Черный предок Пушкина». – М: «Молодая гвардия», 1999;
  • «Обитель дальняя». Святогорский Успенский монастырь. - Санкт-Петербург: Издательство Зимина, 2000;
  • Н. Коняев. «Обитель Святой Троицы». Александро-Свирский монастырь. Санкт-Петербург: Издательство Зимина, 2002;
  • «Пушкинские Горы на ладони». Путеводитель. – Псков: ГУП «Псковская областная типография, 2002;
  • «Музей-усадьба "Петровское"». Путеводитель. - Музей-заповедник «Михайловское», 2004.

Н.А. Алексеевым снят ряд видеофильмов об отдельных усадьбах Пушкинского Заповедника. Его фотографии постоянно публикуются в различных изданиях.