Борис Михайлов. Из серии «Лурики». 1971-1981

Концептуальная фотография, движение, начавшее формироваться в середине 1960-х годов, представляет собой значительный сдвиг в области визуального искусства. Возникнув как ответ на все более коммерческий и поверхностный характер массовой фотографии, концептуальная фотография ставит идею или концепцию на первый план, часто оставляя эстетические или технические аспекты фотографии на втором плане. Это движение стремилось бросить вызов традиционным представлениям о фотографии, используя этот медиа-инструмент для интеллектуальных исследований и комментариев.

Генезис концептуальной фотографии

1960-е годы были десятилетием, отмеченным глубокими социальными, политическими и культурными потрясениями. В мире искусства этот период ознаменовался отказом от традиционных форм и принятием новых радикальных идей. Концептуальное искусство, с его акцентом на идеях, а не на форме, естественным образом распространилось на фотографию. Художники начали использовать камеру не только как устройство для запечатления мира, но и как средство для его осмысления и деконструкции.

Бернд и Хилла Бехер. Водонапорные башни, 1970–2010

Рост концептуальной фотографии можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, существовало растущее разочарование коммерциализацией искусства. Художники, такие как Сол Левитт, чьи работы в области концептуального искусства значительно повлияли на фотографию, утверждали, что концепция, лежащая в основе произведения, важнее его физической формы. Эта перспектива нашла отклик у фотографов, все более разочарованных поверхностностью коммерческой фотографии.

Во-вторых, технологические достижения сделали фотографию более доступной, позволяя художникам экспериментировать без ограничений традиционных техник и материалов. Эта демократизация фотографии позволила появиться более широкому кругу голосов и идей в медиа.

Синди Шерман. Без названия (Кадр из фильма №12), 1978

Ключевые концепции и практики

Концептуальные фотографы с 1960-х по 1990-е годы исследовали широкий спектр идей, часто используя свои работы для критики общественных норм, вопрошания реальности и исследования природы восприятия. Вот несколько примеров:

Джон Балдессари был известен своим новаторским подходом к сочетанию текста и изображений в концептуальном искусстве. Его работы часто включали найденные фотографии в сочетании с написанными от руки или напечатанными фразами, создавая интригующий диалог между визуальным и вербальным.

Одним из ярких примеров является его серия «Бросание трех мячей в воздух, чтобы получить прямую линию (лучший из 36 попыток)» (1973). В этой работе Балдессари пытался подбросить три мяча так, чтобы они образовали прямую линию в воздухе, и сфотографировал результат. Выбрав лучший снимок из 36 попыток, он создал своеобразную пародию на перфекционизм и условность художественного процесса.

Джон Балдессари. Три красные картины. 1988

Эта серия иллюстрирует юмористический и в то же время критический подход Балдессари к произвольности и абсурдности некоторых художественных практик. Выбор числа попыток (36) также не случаен – это стандартное количество кадров в рулоне 35-мм фотопленки. Балдессари как бы намекает, что творческий процесс во многом определяется случайными и внешними факторами, а не только замыслом художника.

Другие известные работы Балдессари, сочетающие текст и изображение – «Поцелуи/Объятия» (1975), где он сопоставляет кинокадры поцелуев и объятий с подписями «поцелуй» и «объятие», или «Кулинарные заметки» (1977), представляющие собой фотографии еды с ироничными комментариями.

Используя найденные образы массовой культуры и языковую игру, Балдессари переосмысляет роль художника, границы искусства и восприятие зрителя. Его работы с текстом и изображениями стали одной из определяющих черт концептуальной фотографии и оказали большое влияние на последующие поколения художников.

Джон Балдессари. «Бросание трех мячей в воздух, чтобы получить прямую линию (лучший из 36 попыток)»

Синди Шерман – одна из самых влиятельных современных фотохудожниц, известная прежде всего своей новаторской серией «Без названия: кадры из фильмов» (1977–1980). В этом проекте, состоящем из 69 черно-белых фотографий, Шерман примеряет на себя роли различных женских персонажей, вдохновленных образами из фильмов 1950-60-х годов. Используя макияж, парики и костюмы, она воплощает ряд узнаваемых, но безымянных героинь – от одинокой домохозяйки до роковой женщины.

Однако цель Шерман – не просто воссоздать знакомые стереотипы, но поставить под сомнение само понятие женской идентичности и то, как женщины изображаются в медиа и массовой культуре. Ее работы – это своего рода пародия, деконструкция устоявшихся клише. Шерман показывает, что гендер – это перформанс, конструкт, основанный на повторении определенных культурных кодов.

Фотографии из серии «Без названия», на первый взгляд, кажутся кадрами из реальных фильмов, но на самом деле это тщательно срежиссированные сцены, разыгранные самой художницей. Шерман здесь выступает одновременно как модель, актриса, гример, костюмер и фотограф. Эта множественность ролей подчеркивает активную позицию автора, бросая вызов традиционному «мужскому взгляду», который низводит женщину до пассивного объекта созерцания.

Синди Шерман. Без названия #96. 1981

Работы Шерман провокационны и неоднозначны. Они заставляют зрителя чувствовать себя неловко, осознавать собственный вуайеризм. Художница использует узнаваемую эстетику старого кино, но наполняет ее тревожным, порой зловещим содержанием. Ее героини часто предстают уязвимыми, одинокими, потерянными. Они словно бы пойманы в ловушку навязанных им социальных ролей.

Серия «Без названия» стала важной вехой в истории искусства и оказала огромное влияние на последующие поколения художников. Она положила начало долгой и плодотворной карьере Синди Шерман, на протяжении которой она продолжала исследовать темы идентичности, репрезентации и власти образов. Ее творчество – это глубокий и остроумный анализ того, как культура формирует наше восприятие гендера и самих себя.

Бернд и Хилла Бехер были одними из самых влиятельных концептуальных фотографов второй половины XX века. На протяжении почти пяти десятилетий, начиная с 1959 года, они систематически документировали индустриальные структуры – водонапорные башни, угольные бункеры, доменные печи, гравийные заводы – сначала в Германии, а затем по всей Европе и США. Их работа может рассматриваться как глубокая медитация на тему типологии и течения времени.

Бехеры фотографировали каждую структуру одинаково – фронтально, с низким горизонтом, на фоне серого неба, чтобы минимизировать тени. Они стремились к максимальной объективности, убирая из кадра все лишнее и фокусируясь только на форме и функции объекта. Затем они группировали снимки в серии по типу структур, создавая так называемые «типологии». Эти сетки из 9, 12 или даже 15 изображений позволяли зрителю сравнивать объекты, подмечать сходства и различия в их дизайне.

Такой подход подчеркивал важность категоризации и визуального языка индустриальной архитектуры. Бехеры показывали, что эти утилитарные постройки, созданные безымянными инженерами, обладают своей эстетикой и достойны внимательного изучения. Они называли их «анонимными скульптурами».

Бернд и Хилла Бехер. Заводские здания. 1989

В то же время, типологии Бехеров – это размышление о ходе времени и исчезновении целой эпохи. Многие из заводов и фабрик, которые они фотографировали, вскоре были закрыты и снесены. Строгие черно-белые снимки приобретают почти элегический характер, становясь памятниками уходящей индустриальной эре.

Но Бехеры не просто документировали, а переосмысляли язык фотографии. Их подход резко контрастировал с субъективизмом художественной фотографии того времени. Отказываясь от артистизма в пользу четкой систематизации, они сблизили фотографию с концептуальным искусством. Неслучайно их часто называли «фотографами-концептуалистами».

Влияние Бехеров огромно. Будучи преподавателями Дюссельдорфской академии искусств, они воспитали целое поколение фотографов, включая Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Томаса Штрута. Но их идеи типологии, серийности, объективности отозвались и в более широком контексте современного искусства.

Работы Бернда и Хиллы Бехер – это энциклопедия индустриальных форм, тонкое исследование взаимосвязи функции и дизайна, поэтичный образ ускользающего времени. Они заставляют нас по-новому взглянуть на окружающую архитектуру и оценить красоту самых утилитарных построек. Это тот случай, когда строгая документальность обретает глубокий философский смысл.

Барбара Крюгер – одна из ключевых фигур концептуальной фотографии, известная своими смелыми текстовыми работами, сочетающими черно-белые фотографии с провокационными подписями. Ее искусство исследует темы власти, потребления, феминизма и идентичности, бросая вызов устоявшимся представлениям и побуждая зрителя к критическому осмыслению.

Характерный стиль Крюгер сформировался под влиянием ее опыта работы в сфере графического дизайна и рекламы. Используя знакомую эстетику массмедиа – контрастные изображения и броские слоганы, она создает работы, которые одновременно привлекают внимание и вызывают беспокойство. Короткие, но емкие фразы, набранные жирным шрифтом Futura Bold Oblique или Helvetica Ultra Condensed, становятся центральным элементом ее композиций, накладываясь на черно-белые фотографии.

Барбара Крюгер. Без названия (Прочитай мои губы), 1985. Фотография и шрифт на бумаге

Через сочетание текста и образа Крюгер исследует власть языка и репрезентации. Ее работы часто используют местоимения «ты», «вы», «я», вовлекая зрителя в диалог и размывая границы между личным и политическим. Такие знаковые произведения, как «Я покупаю, следовательно, я существую» (1987) и «Твое тело – это поле битвы» (1989), стали мощными феминистскими высказываниями, критикующими объективацию женщин и потребительскую культуру.

Крюгер также затрагивает вопросы идентичности и гендерных ролей. Работы вроде «Ты сама не своя» (1981) побуждают зрителя задуматься о том, как общество и медиа формируют наше восприятие себя. Используя узнаваемые образы из массовой культуры, она деконструирует стереотипы и клише, связанные с представлением женственности и мужественности.

Публичный характер многих работ Крюгер – будь то билборды, постеры или инсталляции в общественных местах – позволяет ей напрямую взаимодействовать с широкой аудиторией. Вынося искусство за пределы галерей и музеев, она демократизирует его и делает инструментом социальных изменений. Ее провокационные высказывания заставляют прохожих остановиться, задуматься и, возможно, пересмотреть свои взгляды.

Творчество Барбары Крюгер оказало огромное влияние на последующие поколения художников, работающих с текстом и фотографией. Ее уникальный визуальный язык и острая социальная критика сделали ее одной из самых узнаваемых и влиятельных фигур в современном искусстве. Исследуя сложные темы власти, потребления, идентичности и феминизма, Крюгер продолжает бросать вызов нашим представлениям о мире и о самих себе.

Джефф Уолл. Разрушенная комната, 1978

Джефф Уолл – один из наиболее значимых фотографов концептуального искусства, известный своими тщательно сконструированными сценами, которые он называет «кинематографическими фотографиями». Его работы часто основаны на литературных и исторических источниках, и он использует световые короба для отображения своих изображений, что придает им насыщенность и глубину.

Одна из его ранних знаковых работ – «Разрушенная комната» (1978), вдохновленная картиной Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала» (1827). Уолл воссоздал в студии сцену разгромленной спальни, наполненную разбросанными женскими вещами и обувью. Отсутствие человеческих фигур и видимые за краем кадра балки намекают на постановочность сцены. Красные тона и диагональная композиция отсылают к полотну Делакруа, но Уолл убирает прямое изображение насилия и сексуальности, оставляя зрителю пространство для интерпретации произошедшего.

Другая известная работа Уолла – «Разговор мертвых войск» (1992), основанная на фотографиях войны и картинах XIX века, таких как серия гравюр Франсиско Гойи «Бедствия войны». На снимке изображены советские солдаты, погибшие в бою с моджахедами во время войны в Афганистане, но чудесным образом оживающие и взаимодействующие друг с другом, несмотря на полученные раны. Уолл потратил шесть лет на создание этой сложной постановки в студии, тщательно продумывая детали композиции, униформы и грима. Результат – пронзительное и сюрреалистическое видение, исследующее грань между документальностью и вымыслом, реальностью и галлюцинацией.

Джефф Уолл. Разговор мертвых войск. 1992

Работы Уолла, с их литературными и живописными аллюзиями, многослойными смыслами и кинематографичной эстетикой, бросают вызов границам фотографии как медиума. Используя постановочность и цифровую обработку, он создает образы, балансирующие между реальностью и фантазией, документом и постановкой. Его творчество подчеркивает сложность и неоднозначность современного опыта, приглашая зрителя к активной интерпретации и размышлению над природой образа в эпоху массмедиа.

Борис Михайлов — один из самых известных мастеров концептуальной фотографии и летописец угасания советской империи. Его творческий метод заключается в создании особого контекста и смысла с помощью подкрашивания снимков и соединения изображений с текстом.

В ранней серии «Лурики» (1971–1985) Михайлов концептуализировал полулегальную практику ретуширования и раскрашивания увеличенных семейных портретов, которой занимались многие харьковские фотографы. Анонимность любительских снимков стала для него основой «социального портрета» эпохи, показывающего, какие черты «средний советский человек» выделяет в самопрезентации.

Борис Михайлов. Свадьба. Из серии «Красная серия». 1968-1975

«Красная серия» (1968–1975) – своеобразный соц-арт в фотографии, и главной составляющей здесь будет красный цвет в качестве символа советской власти. От колыбели до могилы советский человек лицезрел красное вокруг себя, на удивление не испытывая дискомфорта, судя по работам художника.

Красный цвет отсылает к советской символике и идеологии, но также может трактоваться как цвет крови, страсти, опасности. Через цветовое кодирование художник деконструирует официальный образ советского строя, вскрывает разрыв между пропагандистскими лозунгами и реальной жизнью людей.

В серии «Соц-арт» (1975–1986) Михайлов использует найденные образы массовой культуры и языковую игру, переосмысляя роль художника, границы искусства и восприятие зрителя. Соединяя на первый взгляд не связанные между собой элементы — фрагменты текста и повседневные уличные сцены, он создает новую художественную форму, в которой фотография становится концептуальным высказыванием, требующим интерпретации и домысливания.

Метод «наложений» или «сэндвичей», впервые примененный в серии «Вчерашний бутерброд» (конец 1960-х—1970-е), заключался в соединении двух случайно совмещенных слайдов. Передвигая один слайд относительно другого, Михайлов быстро получал множество метафорических образов, из которых нужно было лишь выбрать самое важное. Этот «запрограммированный случай» отражал мироощущение советских людей 1960-х–1970-х, уже осознававших двойственность советской жизни.

Борис Михайлов. Фото из серии «Вчерашний бутерброд». Конец 1960-х—1970-е

Во всех этих концептуальных сериях Михайлов стремится выйти за рамки прямой документальности и создать многослойный образ, в котором фотография становится поводом для интеллектуальной и эмоциональной рефлексии, критического осмысления советской действительности. Манипулируя цветом, текстом, найденными изображениями, он превращает документальный снимок в субъективное высказывание о эпохе, ее парадоксах и травмах.

Владимир Куприянов (1954-2011) — один из ярких представителей концептуальной фотографии в России. Его творческий метод основывался на соединении документального изображения с отвлеченным, часто философским или литературным текстом. Куприянов разделял снимок на несколько частей прямыми линиями и располагал под ним разбитую на фрагменты фразу. Таким образом, между конкретным изображением и абстрактной подписью возникало смысловое пространство, в котором зритель мог увидеть авторский концепт, отсылки к истории, сопоставление прошлого и настоящего.

Одна из самых известных работ Куприянова — «Не отвержи мене от лица Твоего» (1990). На монументальном групповом портрете рабочих завода художник соединяет бытовую сцену из жизни обычных людей с цитатой из молитвы. Это придает снимку глубокое экзистенциальное звучание и отражает переломный характер эпохи. Куприянов стремился выйти за рамки прямой документальности и создать многослойный образ, в котором фотография становится поводом для интеллектуальной и эмоциональной рефлексии.

Владимир Куприянов. Не отвержи мене от лица Твоего. 1990

Другие знаковые серии Куприянова — «Памяти Пушкина» (1979), где он концептуализирует культурную память, и «Родионовы» (1992) — фотолетопись жизни одной семьи, ставшая метафорой истории страны. Художник часто обращался к теме исторической памяти, которая была для него одновременно сложной и интимной.

Владимир Куприянов был одним из пионеров независимой художественной сцены 1980-1990-х годов. Его индивидуальный подход сложился в кругу концептуалистов — Дмитрия Пригова, Ильи Кабакова, Бориса Михайлова. Он стал ключевой фигурой в развитии концептуальной фотографии в России, повлияв на последующие поколения художников.

Работы Куприянова находятся в крупных музейных собраниях, включая Stedelijk Museum в Амстердаме, МАММ в Москве, Zimmerli Art Museum в США. Он участвовал в многочисленных персональных и групповых выставках по всему миру. После смерти художника в 2011 году интерес к его наследию только возрастает, о чем свидетельствует недавняя ретроспектива «Тень времени» в московской галерее Pop/off/art.

Владимир Куприянов. Из проекта «Памяти Пушкина». 1979

Искусство Владимира Куприянова — это глубокое исследование культурной памяти, истории и самой природы фотографического образа. Соединяя документальность и концептуализм, он создавал работы, которые не только осмысляли советский и постсоветский опыт, но и расширяли границы фотографии как медиума.

Будущее концептуальной фотографии

Смотрясь в будущее, можно предположить, что концептуальная фотография будет развиваться в увлекательных направлениях. Цифровая эпоха расширила возможности фотографов, позволяя больше манипуляций и экспериментов. С появлением искусственного интеллекта и виртуальной реальности, вероятно, возникнут новые формы концептуальной фотографии, расширяя границы возможного.

Концептуальная фотография будет продолжать служить мощным инструментом для социальных и политических комментариев. В эпоху, определяемую быстрыми технологическими изменениями и повсеместными медиа, необходимость критического взаимодействия с визуальной культурой становится более актуальной. Фотографы будут все больше использовать свои работы для освещения современных проблем, таких как изменение климата, слежка и цифровая идентичность.

Кроме того, глобальный характер цифрового мира будет способствовать более инклюзивному и разнообразному спектру голосов в концептуальной фотографии. Художники из различных культурных контекстов привнесут новые перспективы и идеи, обогащая эту область и обеспечивая ее актуальность.

Концептуальная фотография претерпела значительные изменения с момента своего появления в 1960-х годах. Основываясь на желании приоритизировать идеи над эстетикой, она породила одни из самых провокационных и влиятельных работ в истории фотографии. В будущем, синтез технологий и творчества несомненно откроет новые горизонты для этой динамичной и интеллектуально насыщенной формы искусства.