Упрощенная в истолковании отечественных фотографов концепция «решающего момента» привлекала тем, что давала ясную стратегию успеха: главное — уловить этот момент, остальное само устроится. 

Что фотография — искусство останавливать мгновения реальности, знали со времени ее изобретения. Но особая избирательность по отношению к моментам фиксации, возникает значительно позже, с появлением малоформатных камер и расцветом фоторепортажа.

В конце Х1Х века классик американской фотографии А.Стиглиц говорил об этом так: «Наблюдайте за проходящими фигурами и выжидайте момент, когда все будет уравновешено, то есть когда будет удовлетворен ваш глаз. Нередко это означает часами ждать, терпеливо ждать. Мой снимок „Девятое авеню зимой“ — результат того, что я три часа стоял в метели 22 февраля 1893 года и поджидал подходящий момент». Через полвека понятие подходящий момент превратилось в «решающий момент» и стало центральным в эстетике А.Картье-Брессона.

Еще раньше осознали значение «подходящего момента» для своих исторических и жанровых композиций живописцы, только они называли его плодотворным. О нем размышлял в ХУШ веке в своих «Опытах о живописи» французский энциклопедист Дидро.

В советской фотографии увлечение «решающим моментом» в среде профессионалов и любителей началось в 60-е годы прошлого века, когда появились первые публикации на эту тему, а затем в Москве прошла большая фотовыставка «Лицо Франции», которую открывал большой раздел из снимков Картье-Брессона.

Развитие фоторепортажа, рост популярности жанровой фотографии, показывающей обыденную действительность, требовали умения снимать жизнь врасплох. А в таких фотографиях момент съемки особенно значим. Фиксация уловленных взглядом сценок и случаев из жизни связана с определенными трудностями, Подходящий для этого момент может появиться внезапно и так же быстро исчезнуть, надо было не пропустить его.

У нас в то время считалось, что достаточно выбрать правильно момент съемки, чтобы смысл изображенного сам раскрылся в кадре. Многие как раз в уникальности момента видели формулу успеха. И неопытные любители, сбиваясь с ног, гонялись за сюжетами, где это может проявиться — танцор взлетит над сценой, вратарь прыгнет за мячом, болельщик яростно закричит. Образ сам появится в решающий момент, надо только поймать его. Подобные сюжеты можно было легко найти на спортивном состязании, на концерте рок-группы или на городском гулянии — здесь в каких-то сценах искомая кульминация была особенно наглядна.

Некоторые до сих пор верят, что этот «волшебный момент красоты и смысла фотографу преподносит на блюдечке сама природа» и ему остается только зафиксировать «бесценный подарок судьбы». Все трудности окупятся тем, что в этот миг жизнь сбросит покровы, натура самораскроется, спонтанно складываясь в готовую композицию. Наблюдателю надо всего лишь запечатлеть ее. При этом как-то умалчивалось, что означает «запечатлеть, зафиксировать» этот «бесценный подарок судьбы». Как это сделать?

Постоянно ссылались на авторитетные высказывания Картье-Брессона, но тот говорил прежде всего о «поисках в самой действительности пространственных форм, линий и соотношений» и о том, что по ходу съемки фотографу надо постоянно заботиться о композиции. И на вопрос, можете ли вы точно определить момент, когда спустите затвор, отвечал; «Для этого надо быть собранным, сосредоточенным, думать, смотреть — и все. Но кульминационную точку вы все равно никогда не схватите. Вам кажется: вот, вот, этот момент (…) Вы нажимаете затвор, с вас спадает напряжение, но кто знает, может кульминационная точка была в следующем мгновении, до которого вы не дотянули».

То есть решающий момент времени определяет сам фотограф. Любая ситуация предлагает ему множество возможных моментов съемки, если хотите, можно назвать их нерешающими. Превратить один из них в решающий — право фотографа, конечно, при условии, что этот момент акцентирован тщательной организацией формы. Решающий момент попросту перестает быть решающим, если композиционное решение не состоялось.

Пляска
Пляска

Собственно говоря, выбранная автором точка съемки в снимке «Пляска» и продиктованное ею решение кадра определило и выбор решающего момента. Фотографа в первую очередь интересовало нетрадиционное решение композиции: центральное место в ней заняла фигура плясуньи на первом плане, даже не вся фигура, а ее крупный фрагмент. Он смещен немного влево, что ведет к легкой неуравновешенности композиции, которая и воспринимается как результат мгновенности, скоротечности процесса. Это ощущение связано также со смазанностью фигуры из-за скорости движения в танце. Ее динамику зритель по контрасту связывает с резкими контурами танцоров на заднем плане, благодаря этому движение воспринимается острее. Очевидно, что здесь решающий момент создан действиями фотографа.

Ситуация, запечатленная на снимке «Посещение Красной площади», несколько иная и складывается она из моментов движения и портретных характеристик трех персонажей. Родители идут степенным шагом, сознавая торжественность события (особенно мама); отец посматривает по сторонам, а девочка, словно спотыкаясь, пересчитывает булыжники на мостовой — это зафиксировано в позах и жестах. Композицию кадра и момент фиксации автор выбирал так, что у каждого персонажа запечатлена выразительность его движения. И тогда получают визуальное воплощение их характеры: властный у мамы, добродушный у главы семейства и своенравный у девчушки. В ряду изобразительных элементов кадра решающий момент занял определенное автором место. Мгновенность здесь является эстетическим материалом, из которого автор создает образы своих героев.

Посещение Красной площади
Посещение Красной площади

Можно сказать, что характерный, кульминационный момент существует в приведенных снимках не столько в самом событии, сколько в осознании его фотографом, и рождается этот момент как встреча реальности и авторского восприятия. Своим пониманием ситуации фотограф обозначает момент события, выделяет в нем наиболее существенное. Такой момент может быть достаточно коротким, и тогда мы ведем речь о мгновении и он может растянуться во времени. Важно понимать, что именно композиция создает моментальность в снимке, а вовсе не короткая выдержка, как думают некоторые.

«Решающие моменты» возникают по воле автора не только в репортаже, но и при съемке относительно неподвижной натуры, и часто их выбор зависит от меняющегося расположения предметов: на лестнице появился прохожий, повеял ветерок и листья дерева затрепетали или набежала тучка — и нежелательные резкие тени на стене исчезли. В целом мир статичных явлений открывается фотографу после длительного общения с натурой, и сама фотография как бы возвращает нас к пристальному и обстоятельному рассматриванию — анализу объекта, ситуации. Другое дело — диалог с изменчивой натурой, когда связи и отношения между людьми быстро меняются и нужно прибегнуть к моментальной съемке.

Левый марш
Левый марш

Когда фотографы освоили передачу отдельных мгновений, которые заметны с первого взгляда, их начали интересовать сюжеты, в которых время содержит в себе сумму простых моментов. Такие сюжеты позволяют передать более сложные грани действительности. Нагляден в этом плане снимок «Левый марш» (первомайская демонстрация). Выбором момента съемки автор как бы зафиксировал в одном кадре несколько различных ситуаций. Движения, позы, жесты отдельных персонажей автор скомпоновал в единую композицию. Чтобы выразительность отдельных деталей сложилась в целостное изображение, важно было правильно выбрать момент съемки. Здесь способ использования этого параметра выступает как художественный прием. Многофигурные снимки вроде «Левого марша» можно считать удавшимися, когда решающие моменты в состоянии отдельных персонажей или ситуаций складываются в общую картину, не противореча друг другу.

Съемка такого рода сюжетов заставляет задуматься о природе фотографического времени, о том, как его течение отражено в снимке.

Еще в прошлом веке для нового поколения фотографов 60-х становится принципиальным мгновение бездействия, мгновение, ничего не решающее. Ведь действительность состоит большей частью из таких моментов и для ее полного описания надо было обратить внимание именно на них.

Не клюет
Не клюет

На снимке «Не клюет» рыбак снят со спины. Он полностью поглощен своим занятием и кажется, что его состояние полной отрешенности передается окружающему миру. Легкая неуравновешенность композиции, которую вносит положение фигуры, не нарушает спокойствия, царящего в пейзаже. В него плавно перетекает ближнее пространство, рассекаемое страховочной веревкой. Ощущение длящегося покоя передано исключительно композиционными средствами и в их ряду момент съемки занимает отведенное ему авторским замыслом место. Это момент полного бездействия.

Смысл фотографии остается не до конца ясным, если она показывает действительность, где причины и связи явлений и предметов не однозначны. По этой причине восприятие работы «Продавец воды» у зрителей будет различным. Композиция придала снимку иную, нежели в реальности, небытовую интонацию, а момент бездействия задал длящемуся в кадре времени «вязкую» текучесть. И все-таки неясность и неопределенность, свойственные этой фотографии, были заложены в самой реальности и для их передачи более подходящей оказалась эстетика нерешающего момента.

Продавец воды
Продавец воды

В сегодняшней практике сохраняют свою актуальность разные методы съемки – с использованием и решающего, и нерешающего момента.