Прачечная для членов СС, концлагерь «Аушвитц» © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Ледяная логика этого печально знаменитого места массового убийства показана как чистая реализация архитектурного принципа: форма определяется назначением.

Концентрационный лагерь «Аушвитц» был создан в 1940 году по приказу Генриха Гиммлера, шефа «Ваффен-СС» (Waffen-SS), военного крыла организации СС при Нацистской партии). Для его локализации были избраны польские казармы, расположенные в городке Освенцим.

Строительством лагеря ведала специальная группа в составе «Ваффен-СС». Возглавлял её Карл Бишофф (Karl Bischoff), инженер и высокопоставленный офицер СС. Руководили проектом два австрийских архитектора, члены СС, Вальтер Дежако (Walter Dejaco) и Фриц Эртл (Fritz Ertl). В их архитектурной конторе работало около сотни заключённых с архитектурным образованием, готовивших чертежи для проекта. Работа группы базировалась на жесткой логике – форма зданий в Аушвитце строго определялась функцией лагеря, как инструмента массового убийства. Ещё на фазе проектирования это было определено строжайшим образом.

Сегодня, после долгой работы по анализу архивов, мы знаем 150 зданий, около 300 руин и бессчётное количество мелких объектов на территории мемориала, бывшего лагеря. Это важнейшее свидетельство того, что уничтожение людей в концлагерях Третьего Рейха носило промышленный характер, было поставлено на поток.

По определению, данному знаменитым фотодуэтом – Берндом и Хиллой Бехер (Bernd and Hilla Becher), форма индустриальных строений определяется только их назначением. Определяющей логикой архитектуры строений в концлагерях было их назначение – фабрики промышленного геноцида.

Лагерное почтовое отделение, основанное на бараке «стандартного типа» © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Сегодня, бывшая функция этих строений «легитимизирует» нынешнее их существование. Обычно, когда структура теряет свою оригинальную функцию, она перестаёт быть нужной и через какое-то время, рано или поздно, уничтожается. Бывают два исключения – или переоборудование строений, или придание им вторичной функции. В этом случае –функции музея, мемориала. «Государственный музей Аушвитц-Биркенау» был учреждён в 1947 году. Из десяти частей территории, входивших в лагерный комплекс в Освенциме, две, составлявшие главный лагерь, входят в состав музея.
Моё типологическое исследование зданий и объектов в лагере «Аушвитц» позволяют зрителю понять устройство этих архитектурных сооружений, предназначенных для массового уничтожения людей. Чтобы избежать избыточного нарратива и облегчить объективный анализ, я делал фотографии при одинаковом освещении, используя стандартную композицию. Использование чёрно-белой фотографии  было сознательным, для придания получившемуся изображению более абстрактного характера, без отвлекающих ассоциаций, привносимых цветом. Вдумчивый зритель заметит,  что применение этого фотографического подхода парадоксальным образом подчёркивает ужасную рациональность изображенной архитектуры.

Ролан Барт писал: «фотография позволяет нам поучаствовать в прошедших событиях». Это возможно потому, что фотография, в одно и то же время – и инструмент для отражения объекта в настоящем, и сам объект, созданный в прошлом. В случае этого объекта, фотография сопровождала преступления нацистов – ради документирования. Например, в Аушвитце, Вильгельм Брассе (Wilhelm Brasse), заключённый 3444, был фотографом, нанятым для того, чтобы зафиксировать жизнь узников. Благодаря ему мы имеем сейчас тысячи документов, показывающих их страдания.

Сегодняшние фотографии из Аушвитца, такие, как мои работы, показывают не только свидетельства современной нам жестокости, но и современный музей. Они отражают сегодняшнее состояние этих строений, созданных для уничтожения людей. Они бы уже не существовали без охраны и музейной консервации. Это «здесь и сейчас» не стало бы таким без предшествовавшего ему «там и тогда».

Привратницкая, вид с запада © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Пост командира секции на железнодорожной платформе © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Деревянный барак стандартного типа в мужской секции © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Дом охраны © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

«Дорога смерти» - дорога к газовым камерам © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Вагон-«скотовозка» © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Цистерна для воды у лагерной кухни © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Установка для дезинфекции одежды горячим воздухом в так называемой «сауне» © Tomasz Lewandowski, Winner, LensCulture Emerging Talent Awards 2017 © Tomasz Lewandowski

Перевод с английского Александра Курловича