В январе 2005 г. Фонд «Объективная реальность» и интернет-ресурс Photographer.ru при поддержке Фонда «Евразия» запустили программу семинаров по фотожурналистике с целью повышения визуальной культуры фотографов и фоторедакторов региональных средств массовой информации, имеющих мало возможностей для повышения уровня профессиональной подготовки и зачастую находящихся вне контекста российской и международной фотожурналистики в целом.

Семинары прошли в четырех городах России — Ростов-на-Дону / Новосибирск / Самара / Санкт-Петербург. По окончании семинара слушатели продолжали работу над начатыми репортажами в течение 1,5—2 месяцев. На основе этих репортажей была сформирована выставка и каталог работ участников.

Лариса Гринберг / руководитель региональной программы Фонда «Объективная реальность»:

© Алексей Царев
© Алексей Царев

В результате состоявшегося в 2005 году первого этапа масштабной образовательной программы мы познакомились с огромным количеством работ региональных фотографов — многие из которых за пределами своего города или области совершенно неизвестны. Наконец, у нас появилась возможность опубликовать каталог, содержащий работы этих молодых авторов. Здесь представлены далеко не все участники нашей программы. Нашей целью было отобрать фотоистории наиболее талантливых и мотивированных региональных фотожурналистов. В зависимости от навыков фотографов, в разных городах съемочные задания варьировались; поэтому мы решили отказаться от какой-либо хронологической или тематической классификации историй в каталоге, и разместили проекты авторов по алфавиту. Большая часть из вошедших в каталог историй — это работы фотографов из Санкт-Петербурга, учеба и творческое становление которых проходит в непосредственном контакте с состоявшимися мастерами фотографии.
Центральной задачей нашей программы было формирование у региональных фотожурналистов базовых навыков визуального рассказа — построения фоторепортажа и фоторедактирования. Фотоистория позволяет автору привнести в свою работу элемент повествования, не скатываясь в литературность, не превращаясь всего лишь в банальную иллюстрацию текста. Как журналист, пишущий статью, излагает некую новость, идею — так и фотожурналист излагает идею того, что именно он видит; представить в нескольких кадрах свое отношение к сложной и противоречивой реальности — высшее мастерство.

Отобранные фотоистории — пример работы начинающих фотожурналистов над описанием повседневности. Это простые наблюдения и исследования окружающего мира, достойные, тем не менее, нашего внимания. Не стоило бы ожидать от отобранных работ иллюстрации наших представлений о том, какой должна быть «идеальная фотоистория» — скорее это начало пути по направлению к фоторепортажу как манере мышления и самовыражения. Сюжеты представленных историй можно увидеть повсюду: на улице, дома, в транспорте, на пляже, в цехах. Смысл же их в том, чтобы пробиться сквозь автоматизм, замыленность взгляда, пробудить внимание зрителя: то, что нам представляется обыденностью, несет в себе огромное количество информации.

Работа над фотоисториями не отменяет и не заменяет работы над каждым отдельно взятым кадром. Организация изображения в кадре остается важнейшим для фотографа навыком, без которого бессмысленно говорить о мастерстве.

Благодаря проведенным семинарам региональные фотографы и организации оказались вовлечены в общероссийский фотографический процесс; уже на сегодняшний день сотрудничество включает в себя организацию выставок и публикаций, ориентированных на повседневную жизнь и проблемы регионов России — терра инкогнита, о которой средний столичный житель не знает ровным счетом ничего. Издание настоящего каталога — еще один шаг в этом развивающемся сотрудничестве. Каталог, в свою очередь, предваряет итоговую выставку — «Маленькие истории большой России», где будут представлены работы всех участников семинаров (в том числе и тех, кто не был отобран для каталога).

Олег Климов / Россия / фотограф / ведущий семинара в Самаре:

© Евгений Лучинский
© Евгений Лучинский

У меня сложилось мнение, что в регионах достаточно низкий уровень понимания фотографии как независимого предмета. Фотографы, которые уже работают для СМИ, в лучшем случае, понимают, как делать фотографию для данного конкретного СМИ — и не рассматривают свое творчество как нечто независимое от издания. В принципе, это уже профессионально, но тон, формат их фотографий задает работодатель, а это практически всегда грустно… Фотографы, которые не имеют отношения к СМИ, плавают в облаках своего творчества — искусства, в котором чаще всего прослеживается развитие от варварства к пошлости.
Я уверен, что региональная образовательная программа — просто необходимый проект. Следует совершенствовать организацию семинаров и, главное, продолжать обсуждать актуальные темы и проблемы в фотожурналистике. Мне кажется, что семинары должны быть адресованы не столько профессионалам, сколько любителям фотографии потому, что научить чему-то профессиональному за такой срок практически невозможно.
Задача семинаров должна быть проста: вдохновить и поддержать регионы. Для этого годятся любые города. Я уверен, что в Санкт-Петербурге этого делать не надо, потому что там и так много «вдохновленных», а вот в Москве стоило бы — потому что вдохновение у москвичей как правило отсутствует, а присутствует ярко выраженная страсть к «коммерческой» фотографии, уровень которой как раз и соответствует уровню московских СМИ. В провинциях нет ни того, ни другого. Поэтому там прежде всего и надо проводить семинары.
Что касается фотоисторий, то прежде чем говорить о них, необходимо научиться снимать один кадр, который и будет, может быть, являться основным в истории. В идеале — история должна быть рассказана одним кадром. Однако современная интерпретация фотоисторий допускает множество бездарных кадров, соединенных в одну линию. Фотография не кино, здесь должна быть мысль в каждом кадре, а не только в их движении. Историю можно собрать из множества фотографий, сделанных множеством фотографов. Проблема в том, что различить отдельных авторов и их отдельные фотографии в этих историях очень сложно; из множества плохих фотографий делается одна хорошая (средняя) история. И делается это чаще всего не фотографом, а редактором. Что делает редактор, когда у него нет одной приличной фотографии для разворота? Он ставит множество маленьких и плохих. Это и называется «фотоистория в СМИ».

Андрей Поликанов / Россия / фоторедактор журнала Time / ведущий семинаров в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге:

Мне показалось, что уровень региональных фотожурналистов позволит им стать в будущем хорошими фотографами. Независимо от критики надо признать, что у многих участников, с кем мне приходилось работать на семинарах, есть значительный потенциал.
 В какой-то момент сложилось впечатление, что семинар для многих из участников был шоковой терапией. Вообще же участников характеризовало большое любопытство, жажда знаний, и очевидная их нехватка…
Региональная программа семинаров, на мой взгляд, очень удачный и нужный проект. Образовательную программу необходимо продолжать и развивать тематически. И если говорить о выборе слушателей семинаров, мне очень важно работать с фотожурналистами, с людьми, которые четко понимают, чего хотят, и имеют журналистскую точку зрения.
Для фотографа практика работы над фотоисториями — один из способов формирования в себе журналистского навыка.

Рубен Мангасарян / Армения / фотограф, директор агентства Patker Photo / ведущий семинара в Новосибирске:

© Андрей Кульгун
© Андрей Кульгун

Прежде всего могу сказать, что в регионах есть очень мощный потенциал. Самое главное, что у фотографов есть мотивация для обучения. Им просто не хватает информации и навыков. Если просмотреть фотографии региональных фотографов, то сразу бросается в глаза сильное визуальное восприятие, относительно слабая техника и отсутствие журналистского фактора. Это и доказывает, что главная проблема региональных фотографов — изолированность от фотографического мира, отсутствие возможности общения и обучения. Негативное влияние также имеет низкий уровень региональных СМИ, что отражается на фотографии.
Региональная образовательная программа, которую проводит Фонд «Объективная реальность» — просто необходима. Это уникальная возможность для фотографов получить то, чего им не хватает для профессионального роста. Я уверен, что в будущем фотографы, прошедшие обучение, будут снимать намного лучше. Они начнут думать иначе, что очень важно для современной фотожурналистики. Главное — не получить красивую фотографию, а передать ею свое сообщение, послание, информацию.
Было бы отлично, если бы этот проект охватил и другие города и регионы. Я думаю, что очень повезло тем фотографам, которые побывали на семинарах. А фотографам, которые живут в других городах, просто не повезло. Некоторые из участников семинаров специально приезжали совершенно из других регионов. Онлайн-обучение имеет определенную специфику. Оно может быть очень эффективным, но только при условии, что станет продолжением семинара. Непосредственный контакт между тренером и участниками необходим всегда. На семинарах нужно более глубоко раскрывать природу фотожурналистики. Прежде всего это журналистский и документальный фактор в фотографии. Это самая слабая сторона в регионах. Абсолютное большинство фотографов в региональной прессе занимаются иллюстрацией текста. А когда появляется возможность напечатать фотоисторию, то на страницы газет и журналов выливается сумбурный набор фотографий, который лишен всякого смысла.
У нас на территории бывшего СССР жанр фотоистории совершенно не развит. Думаю, что в этом виновата школа любительской фотографии, которая образовалась при СССР. Везде можно услышать, что «я снимаю серии». Серия — это фотографии, которые составляют визуальный или смысловой ряд. Но это не истории. В сериях очень часто отсутствует содержание, рассказ. На западе жанр фотоисторий очень быстро развивается и становится технически все более разнообразным. Сегодня фотоистория может быть решена только портретами, или только пейзажами, или натюрмортами. Это новые интерпретации фотоистории, которые заменяют классическую — такую, когда в фотоистории есть и вводная фотография, и отношения людей, и работа, и детали, когда есть четкое начало и четкий конец рассказа. Фотоистории сейчас очень актуальны, они будут развиваться дальше и приобретать новые формы. Наша современность очень визуализирована. Пресса становится все более иллюстративной, и фотоистории есть и будут востребованы.