«Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия…»
Роберт Рождественский


© Александр Кузнецов, Красноярск

Фонд «Петербургские фотомастерские» снова порадовал зрителей интересной выставкой «Решающее мгновение. Жанровая фотография», состоявшейся в январе 2006 года в Санкт-Петербурге, а в феврале — в Москве.

В название выставки взято понятие, принадлежащее Анри Картье-Брессону. Каждый из авторов, — а их в экспозиции участвовало около ста, — представил единственную фотографию, наиболее точно отражающую его собственное понимание «решающего мгновения». В итоге масштабная экспозиция объединила множество разных точек зрения на то, что великий фотограф ХХ века условно обозначил как «решающее мгновение».

Кураторы выставки Ольга Корсунова, Евгений Мохорев, Лариса Гринберг и Солмаз Гусейнова серьёзно подошли к делу. Вместе с авторами — участниками экспозиции они искали ответ на вопрос о жанровой фотографии не только в изобразительной, но и письменной форме. Это придало формированию выставки осмысленный и глубокий подход. Мы включили в эту публикацию наиболее интересные с нашей точки зрения высказывания о жанровой фотографии, хотя с некоторыми из них можно поспорить, и эту возможность мы с удовольствием предоставляем читателям.

Мнения авторов подчас и сами вступают между собой в дискуссию, причина которой объясняется отсутствием точного определения — какую же фотографию называть жанровой? Однако исчерпывающее определение «решающего мгновения» как наиболее важной составляющей жанрового снимка давно сформулировано самим Картье-Брессоном, причём не только теоретически. В его изображениях за простым просматривается сложное, за обыденным — важное, за сиюминутным — вечное, а под остротой момента понимается не внешняя эффектность, а проникновение в суть события, зафиксированного в кадре. Однако по прошествии более полувека после открытий Анри Картье-Брессона и «Магнума» фотографы продолжают спорить…

Противоречивость их письменных суждений отразилась и в фотографиях, хотя организаторы выставки утверждают, что придерживались линии Картье-Брессона — «понимание важности события в сочетании с точной организацией форм». Вошедшие в экспозицию интересные и неповторимые с точки зрения авторской фантазии и поиска неординарных форм снимки можно назвать художественными — талантливыми, яркими, незаурядными, но по каким критериям они были причислены кураторами к жанровой фотографии, для нас осталось загадкой. Судя по всему, многие авторы далеки от брессоновского понимания «решающего мгновения». Причём старшее поколение фотографов заметно ближе к идеологии Картье-Брессона, нежели молодёжь. И дело вовсе не в том, что такова сегодняшняя, современная жанровая фотография.

Общечеловеческие ценности, в недра которых во все времена стремились проникнуть художники разных видов искусства, не меняются веками. Оттого эти ценности называются вечными. Значит, дело не в том, в каком столетии — прошлом или нынешнем — сделан кадр, а в умении автора увидеть, зафиксировать и донести до зрителя свою мысль и эмоцию. Остаётся признать, что гениальная проницательность Картье-Брессона пока по-прежнему недосягаема.

Но кто знает, может, подобные выставки рано или поздно приведут к рождению фотографического гения нового века? Пожалуй, в этом нам видится главная заслуга фонда «Петербургские фотомастерские», который заботливо пестует молодое поколение фотографов и бережно хранит традиции, объединяя каждый раз в одной экспозиции работы мэтров со снимками их юных учеников.

Чтобы рассмотреть почти сто «решающих мгновений» выставки, внимательному зрителю потребовались долгие часы. Пройдёт время, и эти фотографии расскажут нашим детям об истории фотографии и истории страны, правдиво и эмоционально изложенной языком художественной фотографии.

КУРАТОРЫ И АВТОРЫ ВЫСТАВКИ — О ЖАНРОВОЙ ФОТОГРАФИИ

«В начале своего пути фотография использовала жанровый опыт традиционного изобразительного искусства, в первую очередь живописи — портрет, пейзаж, натюрморт. Однако в процессе развития фотографии как искусства возникли новые, сугубо фотографические жанры, живописи не свойственные. Например, фотоэтюд, фоторепортаж, фотоочерк стали следствием документальной природы фотографии.

Можно ли сказать про жанровую фотографию, что идеологически она заимствована из живописи, или же она представляет собой самостоятельный жанр, изобретённый фотографией?

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем, что жанр, жанровая и бытовая живопись есть «изображение сцен из обыденной жизни натурально и правдиво, без прикрас». Итак, главный признак жанровой — живописи ли, фотографии ли, — «изображение обыденной жизни натурально, без прикрас». Думаю, эта составляющая до сих пор остаётся приоритетной в жанровом снимке. Однако есть и оборотная сторона медали: выходит, любой человек, взявший в руки фотоаппарат, может сделать жанровый снимок?

Значит, в приведённом определении жанра имеется недосказанность. Нельзя написать картину, не имея замысла. В изобразительном искусстве каждый штрих, линия, пятно — это часть замысла, произведения художника. «Мера условности, несоответствия между реальностью и её изображением есть необходимое для художественности условие», — пишет Александр Лапин в книге «Фотография как…». Для фотографии это также верно. Жанровый фотограф имеет, что сказать, и знает, как это сделать. Ему нужно лишь немного везения и много терпения, и жизнь должна сама попасться в объектив.

Главное достоинство жанрового снимка — лаконичность высказывания. Всё в одном кадре. Такой снимок как лакмусовая бумажка наглядно демонстрирует манеру творческого мышления автора, его склонность выражать свою мысль, тему или сюжет определённым образом — поэтически, символически или ассоциативно. Как и в любой другой фотографии, скажете вы. Да; но в жанровом снимке гораздо легче считывается личностное, эмоциональное отношение автора к происходящему.

Обыкновенно под жанровой фотографией понимают разновидность документальной фотографии, где съёмка осуществляется по ходу развивающегося события без вмешательства в происходящее. С той поправкой, что жанровая фотография концентрируется на съёмке человека (или группы людей) в действии, на их взаимоотношениях со средой. Главное умение любого фотографа — компоновка предметов или материала в рамке видоискателя, выбор соответствующего ракурса, плана. Следовательно, для жанрового фотографа характерно особенно пристальное вглядывание в происходящее, важна быстрота реакции, умение предугадать развитие сцены и запечатлеть её «решающие» моменты. Жанровый фотограф предугадывает жизнь, предвосхищает таящуюся в ней сиюсекундную красоту, и в этом проявляется мера его художественного восприятия. В тот момент, когда сцена уже свершилась, поздно поднимать объектив.

Гениальный кадр лишь кажется вырванной из жизни случайностью. На самом деле ему предшествует долгая профессиональная подготовка: годы размышлений и месяцы выжидания».

Лариса Гринберг, куратор, г. Москва.

«Фотографии, в которых жизнь заключена в одном кадре, перестают быть только авторской собственностью, начинают вызывать эмоции, ощущение причастности к изображению, увиденному вскользь или скрупулезно рассматриваемому.

Мне казалось, такие снимки в полной мере относятся к жанровой фотографии, хотя «жанровая фотография» — понятие, присущее русской терминологии, — но по мере формирования выставки поняла, что заблуждалась. Оказалось, что жанровая съёмка — это образ жизни, удивительная, — поскольку далеко не всем удаётся, — способность увидеть событие до того, как оно случится. Не верю в фотографические случайности. Конечно, есть исключения из правил, но не всегда эти исключения становятся произведениями искусства. Жанровая фотография — не просто схваченный момент, а обязательно завораживающее и подчиняющее своему ритму изображение, которое заставляет обратить на себя внимание и вызвать пусть даже неосознанные эмоции, независимо от того, документальную или абстрактную информацию несёт в себе данная фотография».

Ольга Корсунова, куратор и фотограф, г. Санкт-Петербург

«Репортажная и жанровая фотография порой сливаются в единое целое. Правда, не каждый кадр в репортаже или фотоистории может быть жанровым, — например, натюрморт, пейзаж, портрет или репродукция. Но, как правило, центральным кадром в репортаже или фотоистории всё равно становится именно жанровая фотография, где кипят людские страсти (даже если изображён спящий человек), где бушуют эмоции, где схвачены интересные и характерные для героя (или героев) жесты, мимика. В такой фотографии всегда должна присутствовать некая недосказанность. Именно тогда возникает образ, а зрителю предстоит домыслить происходящее на снимке. В такой фотографии обязательно должна быть метафора, загадка или ребус, — композиционный, цветовой, световой или ситуационный, — когда зрителю непонятно: что же случилось в следующую секунду после нажатия на спусковую кнопку фотоаппарата?

Эти же черты могут носить и лучшие документальные кадры, в истории фотографии тому немало примеров. И хотя в документальной фотографии мы можем найти и городские пейзажи, интерьеры дворцов и заводов, но для меня наиболее ценны именно жанровые документальные снимки».

Павел Маркин, г. Санкт-Петербург

«Жанровая фотография, как и репортаж, — это стремление автора отразить действительность «так, как она есть». Но в отличие от репортажа, цель которого — освещение конкретного события, жанровая фотография — всегда «шаг в сторону», приглашение к совместному размышлению «по поводу». Жанровая фотография — это отражение невидимого события… Бытия?..».

Александр Астафьев, г. Санкт-Петербург

«Если говорить о разнице между документальной и жанровой фотографией, то я думаю, что документальная фотография более социально востребована, практична, ориентирована на информативность. В документальной фотографии больше «что», а в жанре — «как». Всё дело в акцентах… Жанр, оставаясь в рамках «прямой» фотографии, делает картинку там, где, казалось бы, ничего не происходит».

Алексей Савкин, г. Екатеринбург

«Жанр в моём понимании — это интуитивно выхваченная из повседневности, еле заметная во время съёмки, долгоиграющая звенящая красота момента».

Виктор Гинзбург, г. Бостон, США

«Жанровая фотография — это столкновение внутреннего мира фотографа с внешним миром. Она берёт некий момент, ситуацию столь коротко, что обычаи, отношения, эмоции, объекты, персонажи, места становятся не просто изображаемым предметом, а деталью образа, который запечатлевает структуру момента в целом, без разделения на объект и субъект».

Александр Орлов, г. Москва

«На следующий день жанр становится фотодокументом. Репортаж и жанр близки, но для меня жанр — это, прежде всего, ирония».

Вадим Савраев, г. Москва

«Хорошая жанровая фотография — это не портрет, не репортаж, не натюрморт и не пейзаж, а всё вместе в одном кадре».

Юлия Комиссарофф, г. Иерусалим, Израиль

«Решающее мгновение — не внезапное падение откуда-нибудь и куда-нибудь, а то, что есть в обыденной жизни, на расстоянии взгляда».

Александр Кузнецов, г. Красноярск

«Жанровая фотография — это жизнь в художественных образах. Документальная фотография — это, собственно, и есть жанр, только в жанре есть документальная плюс художественная составляющие. Тут всё зависит от видения фотографа, и мы знаем истинных художников документальной фотографии, превративших документальные снимки в жанровые, эмоционально окрашенные, вызывающие сопереживания у любого человека».

Евгений Ажермачев, г. Санкт-Петербург

«Жанр — это непременное наличие в кадре театра, кинематографичности, театра в смысле движения, присутствия достаточного количества деталей и персонажей, интересного задника и самое главное — смысловой многоплановости, ассоциативности».

Олег Виденин, г. Москва

«Жанровая фотография отталкивается от «сцен из повседневной жизни», и если рассмотреть отдельные фазы «сцен из повседневной жизни», то каждая сцена может быть продифференцирована следующим образом: преамбула, кульминационный момент, завершение действа.

Традиционно считается, что жанровая фотография — это изображение кульминационного момента. Отсюда такой интерес к «решающему мгновению». Однако одна и та же «сцена из повседневной жизни» разными оценивается людьми по-разному: кто-то считает, что «решающее мгновение» звучит в кульминационном моменте, а кто-то делает выбор в пользу преамбулы или завершения действа. С точки зрения главной составляющей фотографии — изобразительности — все фазы «сцены из повседневной жизни» равнозначны.

Мною был озвучен термин «нерешающее мгновение». Он предполагает метод получения «слепка» со «сцен повседневной жизни», где в качестве «решающего мгновения» выбираются крайние фазы — «преамбула» или «завершение действа». Так моё «решающее мгновение» выбирает отнюдь не кульминационные моменты».

Юрий Евлампьев, г. Чебоксары

«Жанровая фотография содержит несоответствие между авторским пониманием жизни и реальностью. Жанр — это стремление привести реальную жизнь в соответствие со своим внутренним пониманием».

Сергей Ноздрин, г. Красноярск

«Специфика фотографии такова, что любой запечатлённый момент может из повседневной, обыденной сцены стать самодостаточным явлением, создать мир в себе. Превратить повседневное в явление — моё осознанное стремление. Реакция молекул серебра при проявке подобна кристаллизации ощущения, которое фотограф хочет сохранить в твёрдой копии. Фотография для меня — это «охота за моментом», цель которой — консервация своего восприятия происходящего вокруг нас».

Витала Тауз, г. Тель-Авив, Израиль

«Жанровая фотография — нечто среднее между художественной и репортажной. Момент, взятый фотографом из жизни, в который он вложил частичку своей души. Это его ответ на происходящее событие. На мой взгляд, документальная фотография объективна, а жанровая субъективна, хотя и та, и другая взята фотографом из жизни».

Татьяна Котова, г. Санкт-Петербург

«Сейчас, как мне кажется, мы наблюдаем «конец прекрасной эпохи» в фотографии. Уже понятно, что её расцвет пришёлся на середину и вторую половину XX века и связан с именами двух великих фотографов — Анри Картье-Брессона и Йозефа Куделки. Именно их взгляды на окружающий мир, во многом противоположные, заложили систему координат того направления, которое в России называют довольно искусственным термином «жанр». Это направление включает в себя более частные и конкретные понятия: уличная фотография, документальная, репортаж, некоторые виды портретной и даже пейзажной съёмки.

Такую фотографию отличают спонтанность, отсутствие вымысла и придуманных сюжетов. Постановка, если и используется, то служит лишь тому, чтобы эту спонтанность обнаружить. Жизнь сама создаёт прекрасные моменты, и задача фотографа запечатлеть их с максимальной выразительностью. Фотокамера, работая в миллисекундной шкале времени, позволяет обнаружить нюансы, которые в обычной жизни ускользают от нашего взгляда. Именно эти нюансы заставляют фотографию «работать», оживляют её.

Иногда, глядя на фотографию, я ощущаю, будто что-то неосязаемое повисает в воздухе, вытягиваясь по струнке… Или же звучит чистая нота. Это означает для меня, что фотография «сложилась».

Для меня лучшие авторы жанровой фотографии — Йозеф Куделка, Диана Арбус, Роберт Фрэнк, Мартин Парр, из российских авторов — Борис Михайлов, Николай Бахарев, Валерий Нистратов, Евгений Мохорев и Игорь Мухин».

Андрей Фека, г. Нью-Йорк, США

«Жанровой фотографией называют сцены из повседневной жизни человека, пристальное к нему внимание, углублённость в его внутренний мир, психологическую точность характеристик, мягкие интонации, улыбка, грусть, юмористические, а порой и сатирические аспекты, особая искренность повествования и вместе с тем социальная заострённость сюжета. Таковы особенности снимков, которые по аналогии с живописью можно назвать жанровыми зарисовками или жанровыми фотоснимками».

Юлия Лисняк, г. Санкт-Петербург

«Жанровая фотография — это кино в одном кадре».

Давид Дектор, г. Иерусалим, Израиль

«Жанровая фотография — это карточка про жизнь».

Сергей Максимишин, г. Санкт-Петербург

Выставка подготовлена при поддержке компании Kodak. Фотографии напечатаны на бумаге Kodak Professional Endura Metallic Paper в профессиональном фотоцентре Fotolab.


Ссылки по теме: Фотографии участников выставки на сайте «Петербургских фотомастерских»