Глава из книги ПО ЖИЗНИ. Пособие по социальной журналистике. Составители Маша Гессен, Мэри Назари. UNICEF, 2002. ISBN 5-98094-001-4


Фотограф Александр Сорин
Фотограф Александр Сорин
Об авторе:
Александр Сорин родился в 1965 в Москве.
По образованию инженер, окончил Московский Институт Химического Машиностроения в 1987. Занимался в мастерской Александра Лапина. С 1993 работал бильдредактором, а затем фотокорреспондентом в журнале «Новое время». С 1996 по 2001 — корреспондент журнала «Итоги». Занимался, главным образом, проблемами российской провинции, объездив страну от Курильских островов до Калининграда. Работал в «горячих точках» — Чечне, Косово. С 2002 — фотограф «Еженедельного журнала».
В 1999 — персональная выставка «Место действия» в Институте Современного Искусства (при поддержке Фонда Сороса). Участник выставок «Старость» и «Стены» (Музей и общественный центр им. Сахарова, 2000-2001), «Среда обитания — взрослые. Детство в России» (ЮНИСЕФ-Фонд «Объективная реальность», Москва, С-Петербург, 2001). Персональная выставка «Африканцы в Москве» была показана на первом международном фестивале фотографии «Айна» (Баку, Азербайджан, 2002).
Сотрудничает с такими изданиями, как Volkskrant, Newsweek и Time.


Вы уже давно и успешно фотографируете, представляете историю возникновения и развития фотографии, отлично знаете технические и технологические подробности процессов, разбираетесь в вопросах композиции, умеете грамотно работать со светом и т.д. А может, вы только собираетесь взять камеру в руки и впервые сфотографировать то, что вам одному удалось увидеть или придумать. Короче говоря, вы — фотограф, настоящий или будущий. Поэтому не буду тратить время на обсуждение общетеоретических вопросов: что такое фотография и как ее получить. Вам это известно или будет известно вскоре.

Наконец ваши снимки легли на стол редактора, были оценены и вы получили предложение сотрудничать с изданием. С этого момента приходится столкнуться с кучей проблем и вопросов фотографических, организационных и психологических, о которых вы раньше никогда не слышали и не задумывались — из фотографа вы должны превратиться в фотожурналиста.

Десять лет я работаю в периодических изданиях, сначала — в журнале «Новое время», потом в «Итогах», мои снимки и репортажи публиковались в разных журналах и газетах. Тем не менее я не готов предложить готового рецепта подобного успешного превращения. Я могу только сформулировать несколько главных особенностей работы фотожурналиста и поставить ряд вопросов, на которые каждый ответит по-своему, а вот задать их себе обязан каждый профессионал.

Итак, жизнь свободного художника позади, вы настойчиво лезете в кабалу печатного издания. Будьте готовы.

Первое, с чем вы столкнетесь: темы, над которыми вам предстоит работать, как правило предложены не вами, а редактором, вы ничего в них не понимаете, никогда раньше не слышали, а, может, предпочли бы и не слышать дальше. Вам придется либо самому или с чьей-то помощью въезжать в проблему, планировать будущую работу, либо принять редакторскую разработку, довольствуясь исключительно фотографической частью. Сразу предостерегу от второго варианта, воплотить чужое виденье исключительно сложно, порой просто невозможно, так что постарайтесь обязательно принять участие в разработке и планировании темы.

До сих пор вы считали удачной работой фотографию или репортаж, правильнее было бы сказать фотоисторию, которую хочется повесить на стену, устроить выставку, послать на конкурс. Забудьте. Ваши снимки теперь должны жить на полосах вместе с текстом и составлять с ним единое целое, которое формируется и оценивается совершенно по другим критериям. Будьте готовы, что самое удачное изображение не ляжет в материал, и вы не раз будете недоумевать по этому поводу, тем более, что такие решения принимает как правило редактор или дизайнер.

Вы стали частью коллектива, команды. Для человека без опыта подобной работы — это испытание. Не буду говорить о структуре редакции и взаимоотношениях в ней. Коснусь лишь одного, но очень важного аспекта, вы теперь работаете в соавторстве с пишущим журналистом. Конечный материал — ваш совместный продукт, и его успех в огромной мере зависит от взаимоотношений в тандеме. Надеюсь, я вас напугал. Если нет, то тогда стоит поговорить подробнее о работе в паре с пишущим.

1. ТАНДЕМ

Повторю еще раз, публикация — продукт совместного творчества. Это определяет особенности совместной работы. Успех вашего коллеги всегда отчасти ваш успех. Главное, постараться не ненавидеть его заранее за то место на полосах, которое предстоит занять ему, а не вам. Конкуренция тут не самый продуктивный подход.

Откинем пограничные случаи: фотоистория с подписями или статья с физиономией главного собеседника размером в почтовую марку. Газетный вариант, когда на крупный массив текста приходится одно, максимум два изображения, предполагает иной способ отбора отснятого материала, мы об этом поговорим позже.

Будем исходить из наиболее распространенного в жизни иллюстрированных изданий случая: вам предоставлено 3-5 полос, на которых разместиться, скажем, от 3 до 10 изображений. Сюжет статьи будет развиваться, сюжет фотоистории тоже должен развиваться, поэтому сбор материала, особенно на этапе вхождения в тему — работа совместная. Пишущего коллегу надо трясти, по-возможности деликатно, чтобы он не перешел в авторежим.

Не стоит устраняться и перекладывать это приятное дело на редактора, по крайней мере, имеет смысл принимать в нем участие. С автором текста на всем протяжении совместной работы должен быть налажен обмен информацией, которая корректирует вашу работу, вы, в свою очередь, делитесь с ним своими источниками. Идти рука об руку придется до момента, пока вы наконец не сможете составить предварительный план работы. Дальше ваши пути могут разойтись. Сопровождать коллегу на все его встречи — зачастую бессмысленная трата времени. Если вы идете вместе, вы должны точно знать зачем это нужно: сфотографировать собеседника или получить от него информацию. В принципе, если напарник достаточно вменяем, то попросите его задать важные для вас вопросы.

Уже на этапе предварительного сбора информации попробуйте прикинуть, в каких взаимоотношениях будут находится иллюстративная и текстовая части. Фотографии станут сопровождением (иллюстрированием текста), т.е. сюжет видеоряда разворачивается одновременно с текстом, или фотографии станут дополнять текст? Отрывок из статьи в этом случае не может стать подписью к картинке, как в случае фотографии-сопровождения, подпись становиться связкой между основным текстом и изображением, материал обогащается. Тут важно не увлечься, чтобы у читателя не возникало недоумения, какое отношение фотография имеет к теме. Иллюстрации-сопровождение крепче связывают обоих авторов в процессе работы. Фотограф главным образом фиксирует ситуации, которые наблюдает, а потом описывает журналист. Пишущий покой отправляется на съемку с фотографом, чтобы не упустить возможный эпизод будущей фотоистории.

Видеоряд-дополнение дает больше независимости в работе. Два человека собирают гораздо больше полезной друг другу информации, обмениваются ей, корректируют планы. Правда это возможно в случае исключительной слаженности и взаимопонимания в тандеме.

Я совсем недолго работал в «Новом времени», меня с журналистом отправили в Молдову сделать очерк о жизни независимой республики. Я никогда раньше в Молдове не был, знал, что это аграрная страна, естественно слышал о Приднестровских событиях, которые тогда еще не завершились.

Работа началась с Кишенева, мы довольно долго ходили по кабинетам, кухням и приемным. Я переживал ужасно, у коллеги явно вырисовывались очертания будущей статьи, у меня — тоже, вот только со съемкой была беда, не иллюстрировать же очерк портретами собеседников и видами столицы. Время начинало поджимать. Мы поехали в Приднестровье, а потом снова вернулись в Кишенев — нужно было встретиться с депутатами парламента. Эта беседа была исключительно важна для коллеги и довольно бессмыслена для меня. Поэтому я сел на автобус и отправился в Гагаузию, вдвоем мы уже не успевали.

Гагаузия — довольно бедная даже по молдавским представлениям часть страны, которая, как и Приднестровье, выясняло отношение с центром, но, к счастью, до войны там дело не дошло. В результате такой поездки появлялись необходимые мне картины сельской жизни, а кроме того возникал интересный сюжетный ход — параллель между военным и мирным развитием событий.

Я, наверное, не вспомнил бы эту древнюю историю, будь решение, что стоит на время разбежаться, сделано легко и непринужденно. Вопрос: зачем снимать, если не будут писать, возникает в подобных ситуациях довольно часто. Как профессиональный фотожурналист будьте готовы толково рассказать пишущему о том, что видели и слышали, от вас не потребуется глубокого анализа ситуации, только события и герои. А ручка и блокнот, куда записавают имена, даты, контактные телефоны — такая же необходимая часть экипировки, как и камера.

2. ФОТООЧЕРК И ФОТОРЕПОРТАЖ

Говорить о независимых поисках информации, о дополняющей роли изображений имеет смысл, когда вам предстоит делать фотоочерк. Темы его могут быть самыми разными, от выборов в Калининграде до обрядов эвенков, от проблем города Урюпинска до ситуации в Чечне. Очерк — это история растянутая во времени и пространстве. Она состоит из знаков — отдельных изображений и совокупностей изображений, которые можно менять местами, тасовать, каждый раз создавая новую информацию, новый изобразительный ряд. О том, какие это будут знаки и на каком месте будут стоять, задуматься стоит еще до того, как вы отправляетесь в командировку или просто выходите с камерой.

Чтобы стать удачной, работа над очерком требует тщательного планирования, большой подготовительной и организационной работы. Журналисту нельзя довольствоваться тем, что попадает под руку в результате хаотичных непродуманных действий. Нужно понять, какой «знак» ему нужен на этом месте и искать, добиваться, договариваться, организовывать.

Иногда темы сами подсказывают последовательность изображений. Скажем, тема «Оренбургский платок». Более или менее ясно, что нужно фотографировать поэтапно все стадии изготовления платка: коза, которую чешут, обработка шерсти, прядение, вязание, сбыт, использование. Даже при такой ясной схеме приходится побегать. Нужно дождаться, когда коз будут чесать, найти вязальщиц и организовать съемку, поскольку вяжут они от случая к случаю, а не постоянно. У той, которая кажется вам самой подходящей, нет шерсти, и вам предстоит эту шерсть добывать, потом ждать погоды, потому что за окном обязательно должна быть заснеженная оренбургская степь. Кроме того, возможны боковые ответвления темы: музей платков, подделка платков, скупщики …

Не удивляйтесь если ваш первоначальный план в процессе работы изменился до неузнаваемости. Это хороший признак, процесс идет.
Чем более «общая» тема вам предлагается, тем, с одной стороны, больше простора для вашей фантазии, с другой — проблем, как к теме подобраться. Фотографировать «вообще» можно, но бессмысленно, поэтому получив задание «Жизнь города N», попробуйте найти в городе N историю или истории, которая будет представляь интерес для читателя, и каким-то боком характеризовать этот самый N.

Фотоочерк включает в себя один или несколько фоторепортажей — съемок конкретного события в данном месте.

Тема, с которой регулярно приходится сталкиваться сотрудникам общественно-политических изданий — выборы. Перечень иллюстраций к ней утвержден раз и навсегда: участки для голосования, кандидаты, предвыборные штабы, выносные урны. Если у вас хватит фантазии и везения: то кроме митингов за и против, вы найдете еще старушек, срывающих наглядную агитацию политических противников или что-нибудь подобное.

Приходя на очередной участок в поисках выразительной фотографии, вам предстоит сделать репортаж. Постараться отснять так, чтобы человеку, никогда не ходившему на выборы стало ясно, что такое выборы и как они происходят. Люди приходят, толкутся у фотографий кандидатов, получают бюллетени, кабинки, разговоры, буфет. Из всей этой рутины мастер может сделать историю куда более значимую, чем реальные события. Надо постараться забыть, что из такого репортажа в статье появится одна карточка, а может и не появится совсем.

Фоторепортаж может быть самостоятельной задачей. Он требует оперативности, умения быстро ориентироваться в ситуации, если вы зевнули или выбрали неправильную точку съемки, поправить это уже нельзя, мгновение упущено.

Не стоит думать, что в случае репортажа голова уступает место указательному пальцу. Палить в белый свет как в копеечку, снимать на авось — перевод пленки. Первая стадия профессионализма — когда зрителю понятно, что происходит, вторая — когда зритель не остается равнодушным. Если развитие событий позволяет на секунду задуматься, какя деталь упущена, какой ракурс лучше, задумайтесь. Постепенно вы научитесь снимать и думать одновременно.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ФОТООЧЕРКА

Мы уже каксались планирования работы в предыдущих разделах, теперь поговорим подробнее. Собственно планирование и корректировка плана начинаются при получении редакционного задания и заканчиваются после того, как сверстаны полосы. Это непрерывный творческий процесс. Одно событие может переиначить весь ход работы и отправить его по совершенно неожиданному пути.

Когда-то, еще до начала войны в Чечне, в Москве разразился жуткий скандал: появились люди, которые утверждали, будто бежали из рабства от чеченских или ингушских хозяев. С одним из таких рабов двум корреспондентам «Нового времени» и нескольким правозащитникам предстояло отправиться в Ингушетию на поиски рабовладельцев. Тогда торговля людьми еще не стала обычным явлением.

В общих чертах задача для фотокорреспондента более или менее ясная: сам раб, бывшие хозяева или место содержания, соседи, окрестности, обычаи и что бог пошлет.

Мы долго и упорно колесили по предгорьям в поисках кошар, где наш герой, звали его Юра, пас в неволе скот. Никак ничего не могли обнаружить. Наконец, когда мы проезжали по улице села, он указал нам дом, где ему пришлось жить последний год до побега. Юра идти туда категорически отказался, обещал подождать нас в машине, — понятное нежелание человека встречаться с бывшими хозяевами. Мы пошли знакомиться сами. Честно говоря, хозяева дома меньше всего были похоже на рабовладельцев. Бедная семья, куча детей, ни одного автомата в доме, никаких следов цепей и прочих необходимых принадлежностей. Я ломал себе голову, что с этим делать, расчет найти зверскую морду не оправдался. Весь план летел к чертям, что-то не работало. Разрешил ситуацию сам невольник, внезапно появившийся во дворе. Все семейство со слезами на глазах повисло у него на шее. От неожиданности я чуть было не забыл фотографировать. Оказалось, они пригрели когда-то бомжа, он действительно прожил у них больше года, а потом выпросив пальто и немного денег, много у них и не было, уехал на поиски «своей бездомной калеки-жены». Получилась совсем другая история.

Так стоит ли планировать? Стоит. Иначе это сделают за вас. Или вы окажетесь автором разрозненных картинок.

Условно планирование можно разбить на три этапа: предварительная подготовка, работа с участниками событий и корректировка.

Предварительная подготовка — знакомство с темой после получения задания. Ваша задача — свести потери времени в самой командировке к минимуму и примерно представлять что вам предстоит фотографировать. Вы должны добыть всю необходимую доступную информацию и договориться с будущими собеседниками до отъезда. Делать это можно всеми допустимыми способами: вышеупомянутой тряской пишущего коллеги, поиском публикаций в прессе и интернете, поиском специалистов и т.д.

Допустим вам предстоит командировка на Дальний Восток, тема: добыча краба. До этого вы видели краба только в виде консервов, естественно слышали о незаконной добыче и контрабандистах. Уже кое-что. Теперь надо выяснить кое-что из истории вопроса и современного состояния дел. Каких крабов где добывают, какие страны — главные потребители этой продукции. Что такое квоты, кто их устанавливает, как проводятся тендеры, кто получает право ловить, куда реализовывать.

Дальше идут вопросы, имеющие самое непосредственное отношение к работе:

1. География.
Конкретные места добычи, переработки и сбыта.

2. События.
При наличии квот добычи тоько на науку, крабы продолжают добываться тысячами тонн, переправляются в японские порты. Пограничники, спокойно пропуская основную часть браконьеров, некоторую часть все же задерживают, особенно, если браконьеры заморские.
Судно капитана Пупкина отконвоировано в Сахалинск, капитан арестован. В думе во втором чтении обсуждается «Крабовый кодекс». Председатель союза крабопереработчиков Сахалина и Курил, г-н Членистоногов лоббирует интересы союза в министерстве. На заводе «Красный резинщик» выпущена стомиллионная упаковка крабовых палочек, коллектив завода готовится к забастовке.

3. Участники событий.
Информанты. Как правило, это чиновники всяких рангов, директора заводов, портов, местное начальство, командиры погранзастав. Без этих людей никуда не деться. Кто-то из них может стать одним из героев истории, но главным образом они — информационный источники, кроме того именно они дают разрешение на работу на всяких закрытых объектах и территориях. Встречи с ними — обязательное мероприятие.

Возможные персонажи.

Из того, что удалось выяснить, вас несомненно должен заинтересовать Пупкин или члены его команды. Не думайте, что если вам удалось застать и сфотграфировать губернатора Сахалина или, что порой гораздо труднее, г-на Членистоногова в рабочем кабинете, дело сделано. Главными героями фотоистории должны быть, как раньше говорили, простые честные труженники: рыбаки, рабочие заводов, пограничники, торговцы, браконьеры, бандиты, причем не думайте, что вы всегда сможете отличить одних от других.

Информация для предварительного плана собрана. Вы наметили пункты, где предстоит работать и вести поиски сюжетов, конкретные объекты. Наметили события, которые можно будет заснять: готовящаяся забастовка, суд над Пупкиным, работа на берегу и в море. Если важные для сюжета события уже прошли, вам предстоит искать их последствия: арестованное судно, уволенные работники, сгнившая продукция. Обозначили круг информантов и главных персонажей. После этого можно садиться в самолет.

Работа с участниками событий или сбор информации на месте. Журналисты продолжают трудиться в тесном контакте, расширяют круг собеседников, иногда история случайного прохожего может стать краеугольным камнем будущей статьи и изменить все предварительные прикидки. Первоначальный план становится более конкретным: пограничники превращаются в команду сторожевого катера, который такого-то числа выходит из пункта А в пункт Б, команда арестованного судна становится пьяным старпомом дядей Васей — последним обитателем покинутого судна. Можно было бы продолжать до бесконечности.

Нередко персонажи, казавшиеся второстепенными, оказываются главными, меняется расстановка акцентов. Уточняется, что можно снять в реальном времени, какую съемку можно организовать, от чего придется отказаться.

На этом этапе очень важно установить контакт с людьми, оценить их характер и психологические особенности, роль в тех или иных событиях. Важно помнить, что фотограф, который всегда стремиться застать человека врасплох, рискует никогда его больше не заполучить, поэтому думайте сразу, стоит ли игра свеч. Понятно, если вам повезло и вы застали браконьера за любимым делом — снимайте, вряд ли вам удасться уговорить его устроить показательный лов перед камерой. Но в ряде случаев, когда доверительные отношения вообще возможны, лучше выяснить расписание жизни своего героя, понять в какой момент он тебе интереснее и важнее в общем контексте: на работе, за семейным обедом, с девушкой на танцплощадке, на процедуре у врача… При каком освещении и в каком месте: тот же дядя Вася на палубе, освещенный последними лучами заходящего солнца или мертвецки пьяный в каюте.

Постарайтесь заинтересовать, кого удасться. Может, директор рыбоперерабатывающего завода, у которого стоит конвейер из-за нехватки сырья, согласится его пустить, соблазнившись перспективой публикации и стало быть рекламы.

Когда основная информация собрана и уточнена, прояснилась стилистика будущего материала, намечены «несущиие» кадры, план работы должен превратиться в плотно составленное расписание, когда, где и какую съемку вы будете производить. Оставшиеся лакуны заполняйте «свободным плаванием» в местах, кажущихся вам перспективными: прибрежный поселок, рынок, порт.

Корректировка — процесс происходящий постоянно, не бойтесь этого. Постоянное изменение, развитие — основа всякого творчества, особенно в таком деле как Фотография. Она всегда сочетание расчета и случая. Вы очень надеялись на како-то сюжет, а он выглядит невыразительно и ничего поделать с этим нельзя, а случайно замеченная сцена эффектна, содержательна и прекрасно ложится в историю.

Фотограф на съемке отталкивается не только от необходимости поместить в данное место видеоряда конкретный «знак», но, в первую очередь, от особенностей изображения. Можете создать или организавать нужное изображение — прекрасно, не можете — придется отказаться и думать, как иначе выходить из положения.

Если времени на работу достаточно, не пренебрегайте второстепенными персонажами и обстоятельствами, они могут оказаться принципиально важными для конечного результата. Каждый эпизод дожен стать репортажем. Хорошо, когда материала много и он разнообразен. Вы оцените это во время подбора карточек при подготовке публикации.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ФОТОГРАФИИ

Я уже говорил, что не собираюсь заводить общетеоретического разговора о фотографии. Мы обсуждаем специфику журналистского подхода к изображению и видеоряду. Конечно, в фотожурналистике создание каждого снимка такой же творческий процесс, как и в рекламной, портретной, прикладной фотографии. Надо уметь пользоваться всеми техническими и выразительными средствами фотографии, уметь ставить задачу и воплощать ее, видеть нечто недоступное другим и вытаскивать новую сущность привычных явлений на поверхность.

Хорошая фотография всегда ОБРАЗ. В журналистике фотография еще и ДОКУМЕНТ. Творческое начало не должно идти в ущерб достоверности. Съемка «орехового безумия», когда орехи захватывают город, может быть рекламным или художественным проектом, но никакого отношения не имеет к фотоочерку. Съемка встречи бывших однокашников, которую вам удалось организовать, — материал вполне документальный. Многие журналисты принципиально не признают создания, воспроизводства нужной автору ситуации. Считается, это идет в ущерб документальности, репортаж превращается в постановочную съемку. Каждый решает этот вопрос для себя, но я категорически не могу понять, почему так важно кто, скажем, был инициатором встречи бывшего пациента со своим лечащим врачом, вы или один из участников.

Журналист, в отличие от художника делает не то, что он хочет, его задача — понять, разобраться и рассказать другим. Не стоит увлекаться демонстрацией технических возможностей. Как правило, такая демонстрация — свидетельство бессилия, неумения и нежелания вникнуть в проблему или характер, тем более, что самые эффектные приемы одновременно самые плоские и примитивные.

В арсенале фотографа всегда есть широкоугольный объектив, которым многие с удовольствием пользуются в портретной съемке. Помните комнату смеха с искажающими зеркалами, тут достигается примерно тот же эффект. Получается карикатура. Я не против, если таков авторский замысел, чаще этот ход — палочка выручалочка для профессиональных идиотов.

Приемов с использованием света, оптики, фильтров — множество. Прекрасно, если они вам известны, но пользоваться ими надо крайне осторожно и продумано, они не должны становиться универсальным инструментом, удобным выходом из любой ситуации.

Фотография — ЗАГОЛОВОК и РЕКЛАМА. Конечно не каждая фотография вашей истории сможет выполнять роль заголовка к статье, но такая должна быть, хотя бы одна. Требования к изображению-заголовку примерно те же, что и к заголовку-тексту. Глядя на него, читатель должен понимать, о чем пойдет речь в статье. Начинать статью о проституции необыкновенной красоты пейзажем довольно странно, даже если в изображенном перелеске пасутся проститутки.

Начальная фотография должна быть настолько необычна, привликательна, небанальна, чтобы процесс перелистывания немедленно прекращался на вашей полосе. Это — начало истории, это — ударный кадр. Дальше пусть читатель разбирается и вникает в подробности, тут он должен остановиться как вкопанный.

Я говорю о необычности пластической, изобразительной. Не важно, о чем идет речь в публикации: о приемных семьях или о войне. Восприятие «ударности» как жестокости, натуралистичности изображения скорее отпугивает читателя, играет роль антирекламы, не говоря уж о том, что сомнительно по этическим соображениям.

Основные жанры, которыми приходится заниматься фотожурналисту — портрет и репортаж. Это деление довольно условно. Большинство изображений участников событий получается во время репортажной съемки и только некоторых героев удается поймать, поставить (посадить, положить), осветить и сфотографировать вне какого-нибудь процесса.

Скажем, вам это удалось. В отличие от репортажной ситуации, у вас есть время спокойно подумать. Начните со знакомства с вашим героем, чем больше вам удастся узнать про него, не только о занятиях, семейном положении, хобби…, но, прежде всего, об особенностях характера, темпераменте, тем больше шансов на удачу. Портрет — жанр психологический. Понравится потом изображение человеку или нет, вас должно заботить меньше всего. Постарайтесь сформулировать те особенности, которые вы хотите передать, поймите, что именно вы будете фотографировать, а потом решайте, как технически выполнить поставленную задачу. После этого можно думать о месте съемки, мизансцене, освещении и точке съемки. Не зацикливайтесь на одном решении, отработайте несколько вариантов, снимайте разными планами.

Работа со светом возможна не только в студии. Обыкновенная вспышка в сочетании с естественным светом, светом из окна дает широкий простор для творчества. Пользуйтись в зависимости от ситуации как прямым, так и отраженным светом. Если есть возможность работать с выносной вспышкой — замечательно. Главное правило — деликатность, свет от вспышки должен либо совсем не читаться на фотографии, либо чуть угадываться.

Главным жанром и элементом фотоочерка является, конечно, репортаж. Что такое репортажная карточка? Изображение несрежессированного куска жизни, некоторого процесса. Мы уже говорили, что главное требование к такому изображению — зритель должен понимать, какой именно процесс демонстрирует ему автор, т.е. может ответить на вопрос, что там происходит. Но этого явно не достаточно для стоящего кадра.

Любой процесс — взаимоотношение, отношения людей, людей и предметов, людей и явлений. Каковы взаимоотношения, как относятся друг к другу участники событий — вот настоящая задача для фотографа. Он должен оказаться в гуще событий, понимать, что происходит, ловить сотояние и индивидуальные переживания каждого участника событий. В качестве примера вспомните классический репортаж Юджина Смита о работе доктора Швейцера в Африке. Кто бы сейчас еще помнил о докторе Швейцере, если бы не фотограф Смит.

Старайтесь избегать статичности изображения, особенно если в кадре что-то происходит. Кроме композиционных приемов: кадрировки, точки съемки, существует множество других способов подчеркнуть движение: выбор фазы движения, работа с резкостью и глубиной резкости, со светом.

6. ВЫБОР ИЗОБРАЖЕНИЙ

Командировка позади, вы сидите за столом, перед вами гора карточек или контактов. Скорее всего, подбирать фотографии для статьи будете не вы, а редактор или дизайнер. Тогда вам остается надеяться, что он хотя бы прочтет текст и выслушает вашу точку зрения.

Каким требованиям должен отвечать фотоматериал в публикации? Повторю еще раз, статья — синтетическое явление, она состоит из текста и изображений, которые в идеальном варианте друг без друга не живут. У каждой части должно быть начало и конец, фотоистория, как и текст, должна быть законченной.

В зависимости от развития сюжета выложите сначала основные «опорные» картинки. Особое внимание обратите на первую и последнюю. Мы немного говорили об открытии статьи, теперь два слова о завершении: финальная фотография — последний знак препинания в тексте. Он может быть точкой, вопросительным или восклицательным знаком, многоточием. В ваших силах закончить грустную историю мажорной нотой, либо показать, что все — коту под хвост.

Постарайтесь найти каждому изображению, «знаку», свое место в «тексте». Кроме «опорных» фотографий существуют фотографии-"связки», необходимые для перехода от одного изображения к другому, от одной мысли к другой. Они бывают нужны, когда два изображения «не живут» рядом, попросту говоря не могут соседствовать, иногда из композиционных соображений, иногда из идеологических.

Каждая картинка обладает своим оптимальным форматом, какая-то может быть только крупной, обычно ее надо подробно разглядывать, в ней присутствуют мелкие, но важные для зрителя детали, другая лучше смотрится в небольшом размере, как правило, это яркое цветное изображение, занимающее большую часть кадра, оно требует вокруг себя много «воздуха».

Подбор — крайне интересный и мучительный для автора процесс. Сначала всегда выкладываются самые удачные и дорогие авторскому сердцу фотографии. Получается набор, может и хороших, но разрозненных изображений. Затем оттуда начинают по одной удалять картинки, и заменять их на другие. Такая работа требует большого опыта и тонкого понимания закономерностей формирования видеоряда и взаимоотношений текста с иллюстрациями.

Не пугайтесь, за вас, скорее всего, это сделают дизайнеры. Они же и понесут ответственность за все удачи и неудачи ваших публикаций. Убивать их бессмысленно, за ними придут другие и все начнется сначала.