Фотография оставалась чужда художникам, пока в ней властвовали “точные” процессы, основанные на светохимических реакциях солей металлов. Излишне детализованное изображение раздражало глаз, привыкший к живописности красочного мазка и живому штриху сангины. Однако после изобретения пигментных процессов положение изменилось. Фотограф-художник приобрел доселе невозможную власть над изображением, совместив в нем детальную точность фотографии и живописность рисунка. В этот момент родилось течение пикториализма или фото-сецесьон, фотографический аналог стиля модерн. Фотопроцессы переместились из темной лаборатории в светлую и просторную мастерскую художника. Материалами фотографии кроме химикатов стали живописные пигменты, которые, как и сотни лет назад следовало растирать в медной ступке.

Гумми бихроматный процесс

Гумми бихроматные отпечатки отличаются богатой световой гаммой и возможностью применения в процессе красителей практически любого цвета. Процесс основан на свойстве хромированных коллоидов задубливаться пропорционально количеству полученного света. Техника заключается в покрытии бумаги раствором двухромовокислого калия и пигментированного гуммиарабика. После экспонирования в контакте с негативом засвеченный гуммиарабик задубливается. Затем бумага помещается в воду для вымывания незасвеченного гуммиарабика и непрореагировавшего бихромата, при этом на бумаге остается засвеченное позитивное изображение. Способ был изобретен в 1850-х годах, но оставался в забвении до 1890-х, когда и был воскрешен фотографами-пикториалистами. Арт-фотографов, утомленных скучной подробностью господствовавших тогда фотопроцессов, в гумми бихроматах привлекала возможность полного контроля над изображением путем обработки поверхности отпечатка кистью в живописной манере. Как и остальные пигментные отпечатки, гумми бихроматы не имеют в составе изображения ни нестабильных солей металлов, склонных со временем разлагаться, ни покрывающей бумагу желатиновой эмульсии, уязвимой для грибка, по этой причине гумми бихроматы имеют самые высокие архивные качества и сохраняются весьма долго.

Edward Steichen, День скачек, Париж, гумми бихромат, 1907

Дмитрий Орлов, NY, 2005, гумми бихромат, 8х10"

Дмитрий Орлов, Una selva oscura, 2008, гумми бихромат, 150 × 210 cm

Гумми платиновый процесс

Гумми платиновый процесс совмещает себе богатство световых градаций, характерное для платинового процесса и бархатную глубину теней, возможную в гумми бихроматных отпечатках. Для того, чтобы сделать гумми платиновый отпечаток, слегка недоэкспонированный и полностью проявленный платиновый отпечаток (см. Платинотипия) покрывают соответствующими растворами для гумми бихроматной печати и экспонируют, используя тот же негатив. Пигментированный гуммиарабик задубливается пропорционально полученному свету. Процесс был очень популярен в начале ХХ века, когда множество арт-фотографов было увлечено процессами, требующими всяческих манипуляций с изображением для достижения художественной выразительности.

Edward Steichen, гумми платиновый отпечаток, 1909

Ernestine Ruben, Ульрика клонится влево, 19×24", 1998, гумми платиновый отпечаток

J. Shimon and J. Lindermann, Дебра дома показывает тату с тигром, 12×20", 1999, гумми платиновый отпечаток

Карбоновая печать (пигментная печать)

Этьен Каржа (Étienne Carjat), Шарль Бодлер, карбоновая печать, 1863
Один из способов пигментной печати, в котором используют пигментированные бихроматные коллоиды для формирования изображения. В качестве пигмента применяется жженая сажа (от этого и название). Карбоновые отпечатки известны благодаря их архивным качествам и богатой темной гамме.

Сенсибилизированная бумага экспонируется в контакте с негативом, а желатин задубливается пропорционально количеству полученного света. После экспонирования первичный отпечаток прижимается к другому листу бумаги, покрытому нерастворимым слоем желатины. После отмачивания в воде незадубленный желатин с первого листа вымывается и оставшийся пигментированный желатин переходит с первого листа бумаги на второй.

Карбоновый процесс был запатентован во Франции в 1855 г. Альфонсом Луи Пойтевином (Alphonse Louis Poitevin). Пик популярности процесса пришелся на период с 1870 до 1910 годов.

Масляная (Бромо-масляная) печать

Масляный способ основан на способности хромированного желатина задубливаться пропорционально количеству полученного света, а жирная масляная (или типографскую) краска принимается сухими задубленными участками изображения. Масляная печать ведется на листах бумаги, покрытых раствором желатина и сенсибилизированных бихроматом. После контактной печати бумага отмачивается в воде, и незасвеченные области принимают воду и набухают. Затем на поверхность отпечатка наносится масляная краска и начинается ее «вбивание» отрывистыми движениями кисти.
Вильям Мортенсен, Колодец и маятник, бромойль с переносом, 1934
Изображение будет принимать краску пропорционально полученному свету. Засвеченные области, в которых желатин оказался задубленным будут принимать много краски, а области светов, набухшие от воды, эту краску будут отталкивать. Таким образом в несколько покрытий создается окончательное изображение. Процесс, разработанный в 1904 г. Г. Роулинзом (G.E.H. Rawlins), использовался арт-фотографами, которые желали большего контроля над фотоизображением, чем при обычных фотопроцессах.

Бромойль (бромо-масляная печать) является ответвлением данного процесса. В этом случае вместо изготовления желатиновой матрицы, на которую наносится масляная краска, используется уже готовый черно-белый отпечаток, изготовленный по традиционному бромосеребряному процессу.

Бромойль с переносом — перенесение полученного изображения на другой носитель путем накатывания валиком или в офортном станке.

Фотогравюра

Фотогравюра применяется при офортной глубокой печати (интальо), когда передача изображения на бумагу осуществляется с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам. В процессе фотогравирования фотографическое изображение химическим способом вытравливается на медной пластине. После покрытия пластины типографской краской и вытирания ее насухо — в углублениях остается достаточно краски, чтобы после прокатывания на офортном станке пластины в контакте с листом бумаги получилось изображение. На рубеже ХХ века фотогравюра была взята на вооружение фотографами-пикториалистами, которые восхищались великолепным качеством тиражных изображений, выполненных по этому методу. Один из самых известных примеров применения фотогравюры в фотографии — журнал Альфреда Стиглица (Alfred Stiglitz) Camera Work (1903-1917), а из современных журналов, сохраняющих эту традицию, — малотиражный журнал 21st: Journal of Contemporary Photography.

В процессе фотогравюры отполированная медная пластина покрывается смесью бихромата и желатина (существуют варианты с применением пигментной бумаги) и экспонируется контактным способом с позитивным изображением. После этого пластина помещается в теплую воду и незасвеченный желатин вымывается, а засвеченный и задубленный — остается на поверхности медной пластины, создавая своеобразную матрицу для печати. Толщина покрывающего желатинового слоя пропорциональна количеству полученного света. После просушки пластина помещается в раствор хлорида железа и происходит травление меди. Чем тоньше слой покрывающего желатина, тем глубже протравливается поверхность металла. Заключительная стадия — печать изображения на офортном станке, о чем уже было сказано ранее.

Edward Steichen, Венеция, 1910-е годы., фотогравюра

Журнал Camera Work 29, 1910, выполнен способом фотогравюры

Дмитрий Орлов, Улица, 2006, фотогравюра, 10,2 х 12,7 см