Когда мы произносим слово «фотография», то в воображении возникает набор предметов, характеризующий этот вид деятельности. Все чаще этими предметами становятся цифровая камера и компьютер, где необъяснимым образом в виде электрических импульсов путешествуют наши картинки. Уходят в прошлое пленка и шторный затвор, и уж тем более не каждый сможет на пальцах объяснить, что такое дагерротип. При том, что само слово «дагерротип» в современном языке стало обозначать обобщенную «старую фотографию», нечто рассыпающееся и пыльное, что и в музее-то не всегда увидишь. А изображены там, как правило, или безлюдные городские проспекты или усатые дядьки в мундирах.

История развития фотографии, тем не менее, насыщена событиями, личностями и открытиями и похожа на извилистую тропинку с тупиками, ответвлениями и, конечно, просветами в глубине чащи. Светочувствительная матрица цифровика имеет долгую череду предшественников, не худших чем она, просто других.

За словом «дагерротип» (в современном понимании) прячутся десятки забытых изобретений, интерес к которым жив и сегодня. Старые фотопроцессы — не просто забава фриков. Многих фотографов они привлекают и широтой возможностей художественного самовыражения, и простотой использования фотоматериалов. И, наконец, тем, что каждая ступень процесса от прохождения светового луча сквозь объектив до появления изображения на светочувствительной поверхности — каждая ступень умопостигаема и проста, как винт Архимеда. Как просты действительно красивые вещи, которыми хочется заниматься всю жизнь.

Я выбрал около двух дюжин понятий из истории фотографии, разделив их на четыре раздела. Первый раздел посвящен начальной стадии развития светописи. В нем задаются основные точки отсчета. Второй раздел посвящен фотопроцессам с металлическими солями — алхимии превращения света в магический кристалл изображения. Третий раздел посвящен фотопроцессам, использующим пигменты для формирования изображения. Последний раздел посвящен процессам, воплотившим мечту фотографов о цветном изображении — например, автохрому.

Хочется оговориться, что я намеренно придерживался телеграфного стиля изложения — sapienti sat — поскольку дальнейшую информацию можно без труда выудить в интернете. Однако в каждом рассказе я все же старался кратко осветить техническую сторону конкретного фотопроцесса.

Камера обскура

Приспособление, получившее свое название от латинского словосочетания «темная комната», использовался художниками и чертежниками еще в 17 веке для переноса реалий трехмерного мира на двухмерную поверхность бумаги. Устройство представляет собой темную коробку с линзой с одной стороны. Свет, проходящий через линзу, создает перевернутое изображение того объекта, на который сфокусирована линза. Зеркало, установленное с другой стороны коробки, служит для проецирования изображения на стеклянный экран. Изображение впоследствии перерисовывалось на бумагу.

Камера обскура
Камера обскура

Камера-люсида

В годы, предшествовавшие изобретению первых фотографических процессов, наравне с камерой-обскурой использовалась камера-люсида, то есть светлая камера. Камерой ее назвать можно условно, скорее это приспособление для точного технического рисования. Первоначальную схему камеры опубликовал Вильям Гайд Волластон (William Hyde Wollaston) в 1807 году, хотя подобные приспособления применялись и ранее.

В устройстве использовалась призма, позволявшая оптически совмещать изображение предмета рисования и сам рисунок. Таким образом, при определенном навыке можно было создавать довольно реалистичные изображения.

Рисование при помощи камеры-люсиды
Рисование при помощи камеры-люсиды
Камера люсида, изготовленная на заводе Zeiss Jena в 1895 году
Камера люсида, изготовленная на заводе Zeiss Jena в 1895 году
Схема камеры
Схема камеры

Камера-пинхол

Камера пинхол (в переводе — «маленькое отверстие, сделанное булавкой») работает на основании тех же предпосылок, что и камера обскура, но не использует при этом линзы. Представляет собой закрытую коробку с отверстием на одной стороне, заменяющем стеклянную линзу. Размер отверстия рассчитывается исходя из требуемого фокусного расстояния. Свет, проходящий через отверстие, проецируется на противоположенную стенку коробки. Светочувствительный материал, помещенный на эту поверхность, будет воспринимать это изображение. По той причине, что в пинхоле нет объектива, изображение не имеет глубины резкости. Отверстие пинхола соответствует диафрагмам f/512 и менее, и, следовательно, время экспозиции существенно увеличивается. Любой закрытый темный объем от стиральной машины до гигантского ангара может быть превращен в пинхол путем просверливания отверстия соответствующего размера в одной из стен. Например для создания пинхола в комнате требуется отверстие размером примерно с 10-копеечную монету.

Ilan Wolff, Notre-Dam, фотограмма, выполненная пинхолом, 370х127 см
Ilan Wolff, Notre-Dam,
фотограмма, выполненная пинхолом, 370х127 см

Фотогенные рисунки

Когда Сэр Вильям Фокс Тальбот (Sir William Henry Fox Talbot) в 1830-х начал свои первые эксперименты с фотоматериалами, он смог зафиксировать изображение в негативе, который он назвал фотогенным рисунком (photogenic drawing) Первоначально этот процесс даже не требовал камеры. Чтобы создать фотогенный рисунок Тальбот покрывал лист бумаги раствором поваренной соли, а затем после высыхания — раствором нитрата серебра. После этого производилась экспозиция. Объекты, помещенные на такую бумагу, создавали подобие фотограмы. Видимое негативное изображение закреплялось раствором соли во избежание дальнейшего потемнения незасвеченных областей. Создавая первые негативные изображения, Тальбот продолжал эксперименты с примитивной деревянной коробкой с линзой, которая служила ему камерой. Он создавал бумажные негативы, которые после использовал для контактной печати позитивных изображений. Негативы предварительно пропитывались воском для увеличения прозрачности.

Фокс Тальбот, Фотогенный рисунок, 1830е гг.
Фокс Тальбот, Фотогенный рисунок, 1830е гг.

Восковые бумажные негативы

Нововведение, запатентованное в 1851 г. Густавом Ле Греем (Gustave Le Gray), явилось дальнейшим развитием калотипной негативной бумаги, разработанной Тальботом. Ле Грей наносил воск на бумагу перед сенсибилизацией ее в растворе нитрата серебра и иодида калия. В результате серебро проникло в волокна бумаги, обеспечивая лучшую передачу деталей. Другое преимущество этого метода перед негативами, изготовленными по мокрому коллодионному процессу, заключалось в том, что исходные материалы можно было приготовить заранее, а не непосредственно перед съемкой.

Laurent Millet, Petite Machine littorale du 8.10.97, желатиносеребряный отпечаток с бумажного негатива, 24х20" каждый

Martin Becka, б.н., палладиевая печать с воскового негатива, 15x19", 1996

Martial Verdier, Послы, 1994
с воскового негатива

Дагерротип

Дагерротипы делаются в одном экземпляре на покрытых слоем серебра медных пластинках. Пластинки с готовым изображением помещались в герметически закупоренные рамки со стеклом. Даггеротипы напоминают маленькие зеркала с гравированным изображением, где зоне теней соответствует зеркальная поверхность. Запатентованный 1839 году Луи Даггером (Louis-Jacques-Mande Daguerre) процесс стал первым коммерчески успешным фотопроцессом и характеризовался исключительной четкостью мельчайших деталей изображения. Первые дагерротипы требовали экспозиции до нескольких десятков минут (их чувствительность была примерно 4 ISO), затем время экспозиции было уменьшено к облегчению многих портретируемых путем применения светосильной оптики и совершенствования процесса. Дагерротипы были популярны в 1840-50 годах особенно для портретной фотографии, впоследствии они были вытеснены более дешевыми амбротипами и тинтипами. Процесс изготовления дагерротипов включает сложную последовательность действий. Полированная медная пластина покрывается тонким слоем серебра и попеременно окуривается парами йода и брома. После создания светочувствительного слоя производится экспонирование. Затем засвеченная пластинка окуривается парами ртути и помещается в фиксирующий раствор.

Дагерротип, 1840-е гг.
Chuck Close, Автопортрет, 10×8", 2000 г.
Irving Pobboravsky, Без названия, 4×5", 1989
Jerry Spagnoli, September 11, 2001, 4 ½ x 5 ½”

Снимки Кодака (Kodak snapshots)

Устойчивый термин «снимки Кодака» относится к фотографиям, сделанным первыми «мыльницами», произведенными компанией Eastman Dry Plate and Film Company (позднее названной Eastman Kodak Company) в 1888 г. Эти камеры имели фиксированное фокусное расстояние, установленную выдержку, а также предварительно заряженную пленку на 100 кадров. Все, что требовалось от фотографа, это нажимать на кнопку и перематывать пленку. Камеры были адресованы растущей армии фотографов-любителей. Слоган Кодака уже тогда был «Вы нажимаете кнопку, мы делаем остальное». После того как вся пленка была отснята, камера отсылалась на фабрику, где фотографии печатались, а пленка перезаряжалась. И то и другое высылалось обратно фотографу. Термин snapshot был введен Джоном Гершелем в 1860 г. для описания «возможности … фиксации изображения в десятые доли секунды».

Ранний снимок камерой Кодак.
Уличная сцена в Вашингтоне, 1888г.
Ранний снимок камерой Кодак. Водопад Ниагара, ок. 1890—1892г.