Фотокнига, не только как способ презентации визуального материала, но и как самостоятельное произведение искусства – тема, которую можно обсуждать вечно. Смешение жанров, задействование новых форм и форматов, эксперименты с печатью, бумагой и презентацией представляют широкий простор для творчества. И вот, когда казалось, что мы видели уже все, появился «Альбом» – книга, привлекшая внимание жюри и участников последнего фестиваля в Арле своим трепетным подходом к работе с архивом, глубиной и свежестью авторского взгляда. Автор странной книги с прорезанной буквой «А» на обложке – молодой литовский фотограф и куратор Гитис Скуджинскас, в резюме которого не только «шорт-листы» фотофестивалей в Арле и Афинах за издание «Альбома», но и более 10 персональных выставок в Клайпеде, Вильнюсе, Каунасе и Берлине.
Продолжая открывать для читателей Photographer.ru новые имена в фотографии стран бывшего СССР, критик Ольга Бубич беседует с Гитисом Скуджинскасом о современной литовской фотографии, Суткусе и Микшисе, актуальных тенденциях и будущем фотокниг, их авторах и читателях.
– Для начала поздравляем с публикацией «Альбома» и успехом на фестивале в Арле! Сложно судить о фотокниге, которую ни разу не держала в руках, но даже глядя на изображения в сети, я понимаю, что это достаточно любопытный интеллектуальный и художественный объект! Расскажи, пожалуйста, как тебе пришла в голову мысль работать со случайными найденными фотографиями, обращая внимание не на изображения, а на подписи на обратной стороне?
– Спасибо за поздравления! Я полностью согласен, что фотокниги вроде «Альбома» нужно листать и трогать, по-настоящему понять их можно действительно только после «живого» контакта. И это понимание будет зависеть от целого набора факторов, далеко не только от представленных в ней изображений. В подобных книгах важны переплет, выбор бумаги, использование самых разных уникальных элементов. Ведь речь идет не о книгах массового производства, а о наших собственных неповторимых экземплярах. Сам я всегда мечтал об издательском деле, где книги являлись как бы продолжениями художественных проектов, самостоятельными объектами искусства.
В мир фотографии я попал из области, которая показалось бы необычной для большинства фотографов. Я начинал с работы со звуком, с инсталляций и перформансов, мне всегда было любопытно разгадать то, как наблюдатель «считывает» информацию, вложенную в объект искусства. Уже на первых этапах работы с фотографией, я понял, что она является медиумом и автоматически должна передавать информацию. В своих ранних работах я анализировал избыток фотографии и информации. И как-то сам по себе родился и «Альбом» – собрание найденных фотоотпечатков, относительно авторства, условий и причин появления которых никто не мог мне ничего сказать. Единственными зацепками оказались подписи и дарственные надписи на обороте – настоящая победа текста над изображением. Фактически, мы могли бы назвать эти обороты «фотографическими пиктограммами»; хотя они и расположены не на «лицевой» стороне, их роль в фотографии не вызывает сомнений.
В «Альбоме» представлены коллажи из фотоснимков. Но также есть и первая часть проекта, которую я лично считаю главной – часть, где зрителям демонстрируют коллажи в музейных коробках, тем самым ставя перед ними вопрос ценностей. Этой инсталляцией, документация которой также представлена в «Альбоме», я пытаюсь вернуть фотографиям их статус, утраченную первичную функцию.
– Как на фотокнигу «Альбом» отреагировала литовская публика и участники и гости Арля?
– На проект «Альбом» обратили внимание, еще когда книга не была опубликована. В 2013 году работа была не закончена, а я уже получил за нее награду «Лучшее произведение года». После номинации в Арле мы заметили большой интерес со стороны фотографического сообщества. Почти каждый день мы получали электронные письма с вопросами, где и как можно приобрести книгу. Некоторые коллекционеры даже покупали по несколько экземпляров.
– Как ты думаешь, почему члены жюри обратили на «Альбом» внимание?
– Думаю, они были впечатлены тем, насколько форма слаженно взаимодействует с содержанием и насколько внимательно мы подошли к мельчайшим деталям. При том, что «Альбом» – книга, которая вышла не в массовой печати. Дело в том, что обычно публикация фотокниг становится возможной благодаря массовой печати: за короткий промежуток времени мы можем качественно напечатать любой альбом по низкой себестоимости, получив на выходе огромный тираж идентичных «штампованных» книг. Но привлекут ли они читателей? Вряд ли. Сегодня люди предпочитают обычной книге аутентичное произведение искусства, пусть даже по немного более высокой цене.
С технической стороны «Альбом» – это сочетание трех типов бумаги: «munken cream», «сonqueror» и «еlle еrre», традиционный японский переплет с нотной прошивкой, лазерная резка и штампованная маркировка. Внутри книги мы поместили архивные пигментные и оригинальные найденные серебряно-желатиновые отпечатки. Все экземпляры пронумерованы и подписаны.
– Фотокнига «Альбом» является хорошим примером популярной сегодня тенденции трансформации книги в самостоятельное произведение искусства. Как ты думаешь, что эта тенденция говорит о современной фотографии? И куда она ведет всех нас: как фотографов, так и «потребителей» фотокниг?
– Могу сказать, что названная тенденция заметна не только в фотографии, но и в области современного искусства, вообще. Большинство сегодняшних арт-проектов можно охарактеризовать как сложные и многослойные: от стадии задумки до финальной реализации, от описаний и самих объектов до презентаций в виде книги или любого другого продукта.
Причины развивающейся тенденции я вижу в возможном недовольстве фотографов «бумажными» сериями. Многие хотели бы обеспечить своим проектам более длительное существование, дать им возможность жить собственной жизнью. А зритель все меньше и меньше заботится о том, как ему фотографии рассматривать: на большом экране виртуальных галерей или держа в руках альбом со снимками. Поэтому мне кажется, что сама тенденция формируется с обеих сторон. И зрителем, и художником, который также пытается не придерживаться самого легкого пути.
Я думаю, что в будущем, когда формат «печати по требованию» станет дешевле, фотокниги можно будет разделить на три группы. Первая – это массовый продукт известных издательств, типа TASCHEN; вторая – обычные авторские книги, предназначенные для местной публики, в частности посетителей выставок, у которых нет денег на покупку произведений искусства. И, наконец, специальные авторские релизы, которые мы можем рассматривать как собственно произведения искусства, просто представленные в большем тираже. Такого рода фотокниги будут, несомненно, пользоваться популярностью у фотографов и арт-гурманов.
– Я знаю, что кроме занятий концептуальной фотографией, ты также курируешь различные проекты в области визуального искусства в Литве. Как бы ты охарактеризовал актуальный визуальный язык литовской фотографии? С какими темами работают сегодня молодые литовские фотографы?
– Ситуация в Литве не такая однозначная. В сознании людей все еще живы методы и концепции СМИ 1960 – 1970-х. Существует огромное количество фотографов-самоучек, которые все еще идут по стопам Антанаса Суткуса, Ромуальдаса Ракаускаса и Александраса Мацияускаса, упрямо отрицая тот факт, что время сейчас уже не то. Другая группа фотографов включает, в основном, выпускников Вильнюсской художественной академии, которые постепенно отказываются от прямой фотографии и естественным образом интегрируются в современный мир искусства. Возможно, академия – единственное место, где можно получить специальность в области искусства. Талантливых авторов можно также найти и среди студентов немногочисленных государственных и частных колледжей, где преподается фотография, хотя в большинстве своем программы там носят более прикладной характер.
Можно выделить еще одну группу – художников, живущих за пределами Литвы. Часто именно за границей они получили образование, предпочитая продолжать фотографические традиции таких авторов как, например, Вольфганг Тильманс или Райан Мак-Гинли. Чтобы не показаться слишком скептичным, стоит признаться, что и в Литве на самом деле есть современно мыслящие фотографы – Эндрю Микшис, Миндаугас Азусилис, Вильма Самулионите и некоторые другие – но в фотографической среде их считают маргинальными.
– Чем можно объяснить такую реакцию на их творчество?
– Работы этих фотографов нельзя назвать ни радикальными, ни провокационными. Но в нашем сообществе, сформированном классической традицией, людям просто сложно их полностью понять. Например, многие реально не понимают типологические коллекции Вильмы Самулионите, им невдомек зачем она снимает все эти похожие или, вообще, одинаковые объекты, вокруг которых абсолютно ничего не происходит. В современном же мире типологическая фотография – уже давно классика.
В случае с Микшисом, дебаты имели место даже в средствах массовой информации, где вопрос был поставлен открыто: зачем, фотографируя дискотеки в городках под Вильнюсом, он показывает Литву в таком негативном свете? Для меня во всем этом нет ни радикализма, ни провокации, но в Литве этих авторов воспринимают на расстоянии, как бы отстраняясь от них.
Кроме того, есть пару интересных проектов, которые были созданы не фотографами, а скорее современными художниками, избравшими медиум фотографии как средство самовыражения. На самом деле и мне странно слышать, применительно к моему творчеству, определение «концептуальный фотограф»… Я считаю себя художником, работающим с фотографическим материалом. Более того, мне кажется, что само разделение на жанры (фотография, живопись, скульптура и так далее) уже давно утратило актуальность…
С печалью вынужден признаться, что литовская фотография все еще не отвечает мировым тенденциям. И это ни плохо, ни хорошо. Каждый находит свой путь и работает в условиях, которые считает для себя приемлемыми.
– А в чем ты видишь причины этого несоответствия? Советское наследие? Страх перед новыми неудобными явлениями? Недостаток образования? …
– Конечно, я далек от мысли, что мы должны делать «как за границей». Мы можем просто взглянуть на таких европейских авторов, как Джоан Фонткуберта, Йоахим Шмид, Адам Брумберг и Оливер Чанарин и других, равно как и авторов, работающих в США, – Марло Паскуаль, Maрко Брауэр и так далее. Все они такие разные, но в то же время – еще столько простора для других уникальных работ. И далеко искать авторов не нужно. Возьмите, к примеру, группу «ШИЛО»! В Литве таких репортажей нет. Как я уже говорил, люди с профессиональным образованием не видят смысла в работе с исключительно фотографией и смело обращаются к другим областям. Старшее поколение и его последователи все еще верят в идеалы «чистой» фотографии, им не интересно быть актуальными и играть по новым правилам.
– Так все же, каких авторов, выставки которых ты курировал, ты бы сегодня выделил как новые интересные фигуры в литовской фотографии?
– Определенно, самым интересным и, пожалуй, самым крупным проектом, которым я занимался с 2006 по 2012 годы, была Биеннале фотографии и параллельная арт-программа «Эрозия». В ее рамках впервые в Литве была представлена школа финской фотографии «TAIK», зрители также впервые увидели, что фотография может быть и скульптурой, и перформансом, а также принимать иные нетрадиционные формы.
За годы моей работы в Литовской ассоциации фотографов я был куратором выставки «Shifts» («Сдвиги»), экспонатами которой стали фотографии художников – подготовительный материал для финального полотна, – в то же время представляя собой самостоятельные законченные работы. В выставке «Миниатюра?» мы размышляли о миниатюре, но не как о жанре, а как о способе мышления. Курируя выставки отдельных авторов, я получил истинное удовольствие при работе с Ремигусом Трейгусом, Витаутасам В.Станионисом и многими другими.
Гитис Скуджинскас родился в 1975 году в Литве, живет и работает в Вильнюсе. С 1999 по 2003 учился в Вильнюсской художественной академии, на Клайпедском отделении визуального дизайна, получив степень магистра искусств в 2005. С 1999 активно принимает участие в групповых выставках. В 2006 стал членом Литовского фотосоюза. С 1995 по 2005 участвовал в деятельности художественной группы "SaliKApalikau" ("Ensemble SP"). С 2013 также занимается кураторством в Литовской ассоциации фотографов.
В своих работах Гитис Скуджинскас использует различные формы выражения – фотографию, графику и инсталляции, в последние годы отдавая предпочтение медиуму фотографии. По словам Гитиса, именно фотография позволяет ему конструировать зрительское видение не только посредством создания произведения искусства, но также через «многослойную презентацию с оттенком документальности».