Печать «Скрипки Энгра» делалась под наблюдением Ман Рэя. Photograph: Man Ray 2015 Trust/Adagp, Paris 2024/c/o Christie's

Отпечаток «Скрипки Энгра», сделанный под контролем художника, был в составе коллекции его друга, выставленной на аукцион в Париже.

Это один из самых узнаваемых образов всего движения сюрреалистов: чёрно-белая фотография Кики де Монпарнас, сделанная Ман Рэем. На её спине, представляющей скрипку, нарисованы две f-образные эфы, как на скрипичной деке.

«Скрипка Энгра», созданная в 1924 году и подписанная американским художником, установила рекорд как самая дорогая фотография, когда была продана на аукционе в Нью-Йорке в 2022 году за 12,4 миллиона долларов (9,8 миллионов евро).

В четверг, 11 апреля 2024, один из трёх отпечатков, сделанных в 1970 году с оригинального негатива, продан в Париже на аукционе «Кристис» как часть подборки из 200 работ Ман Рэя, включавшего все стороны его творчества, как часть коллекции одного из близких друзей художника.

Отпечаток «Скрипки Энгра» был сделан под наблюдением Ман Рэя. После энергичных торгов, фотография была продана за 120 тысяч евро (102 тысячи фунтов), вдвое дороже верхней планки эстимейта (40-60 тысяч евро).

Живописные дизайнерские работы и скульптуры Мана Рэя вызвали энергичные торги, но несколько его фотографических работ не достигли нижнего эстимейта. Торги, длившиеся примерно пять с половиной часов, собрали около 3,65 миллионов евро (3,19 миллиона фунтов).

Среди других фотографий, предложенных на продажу, были несколько автопортретов, и другие работы, включая портреты крупных литературных и артистических фигур, таких как Жан Кокто, Луи Арагон, Пабло Пикассо, Марсель Пруст на смертном ложе, Джеймс Джойс, Эльза Скиапарелли и Катрин Денёв.

Pain peint при эстимейте €30,000 была продана за €140,000. Photograph: Man Ray 2015 Trust/Adagp, Paris 2024/c/o Christie’s

Элоди Морель-Базен, европейский куратор фотографии в аукционном доме «Кристи», сказала, что ассортимент выставленных на продажу работ был «чудесным», и добавила: «Не существует других полных коллекций, представляющих весь диапазон работ Ман Рэя, как эта, и она – первая коллекция, проданная человеком, который знал художника».

«Она включает все техники, которые он использовал, и его произведения из всех периодов его жизни».

Об отпечатке «Скрипки Энгра» Морель-Базен сказала: «Он хотел использовать другую технику, так что этот отпечаток полностью отличается от винтажа 1924 года, но это по-прежнему одна из самых знаковых фотографий в мире».

Коллекция была собрана Мэрион Мейер, президентом Международной ассоциации Ман Рэя, встретившейся с художником в Париже в 1960-х и ставшей частью его ближнего круга. Ман Рэй вернулся из Голливуда в 1951 году вместе с женой Джульет и поселился в старой скульптурной студии в Латинском квартале.

Мэрион Мейер: «Почти 60 лет я посвящала свою жизнь Ман Рэю, и не чувствую, что ещё нужна ему». Photograph: Nina Slavcheva/Christie’s Images

Мейер вышла замуж за Марселя Зербиба, редактора художника, его близкого друга и шахматного партнёра. «Его [Ман Рэя] фотографии были очень востребованы, в отличие от живописных работ, объектов или рисунков, и это были работы, которые я действительно любила и хотела сохранить», – сказала она.

Рождённый в Филадельфии как Эммануэль Радницкий, Ман Рэй сделал карьеру в американском модернизме в 1910-х, перед переездом в Париж десятилетием позже и более поздним делением своей жизни между двумя этими городами. Он умер в Париже в ноябре 1976 года после долгой карьеры, включавшей в себя фотографию, живопись, скульптуру, рисунок и другие медиа.

Оригинальная фотография «Скрипка Энгра» была опубликована в июне 1924 года на первой обложке журнала сюрреалистов Littérature, который редактировал Андре Бретон. Ман Рэй был очарован художником Жаном-Огюстом Домиником Энгром, и фотография была отсылкой к его томным «ню», а также к хобби художника играть на скрипке в свободное от рисования время. «Скрипка Энгра» – французская идиома, означающая «хобби».

Картина 1973 года «Maime quand i qua domi i qua ri». © Man Ray 2015 Trust/Adagp, Paris 2024/c/o Christie’s

Многие лоты были проданы дороже каталожного эстимейта. Скульптура Pain Peint («Раскрашенный хлеб»), включающая два голубых багета, при эстимейте в 30 000 евро была продана за 140 000, в то время как шахматный набор был продан за 160 000 при эстимейте в те же 30 000. Желатино-серебряный отпечаток Денёв в 1968 году, носящей серьги, дизайн которых создал Ман Рэй, достиг 32 000 евро, превысив эстимейт в 2 раза, тогда как автопортрет 1924 года с трудом добрался до 5 000.

Картина 1937 года «Maime quand i qua domi i qua ri», один из звёздных лотов аукциона, продана за 160 000 евро, что на 40 000 ниже верхнего эстимейта.

После смерти Ман Рэя, Джульет была завалена просьбами сертифицировать его работы. Мейер, которую художник просил позаботиться о его жене, создала международную ассоциацию для документирования его искусства. «Это был огромный проект, но теперь он завершен», – говорит она. «Очень мало осталось того, чего бы мы не знали».

«Почти 60 лет я посвящала свою жизнь Ман Рэю, и не чувствую, что ещё нужна ему. Все сделано, я выполнила свою задачу».

Оригинал на сайте The Guardian
Перевод с английского Александра Курловича