В этом руководстве автор объясняет, можете ли вы заработать деньги, продавая свои фотографии (или видео) как NFT.


После новости о том, как файл JPG был продан на аукционе за невероятную сумму в 69 миллионов долларов, произошел взрывной рост популярности NFT.

Кто-то думает, что это просто ещё одна спекуляция, связанная с криптовалютами. Другие уверены, что эта технология пришла надолго, чтобы изменить мир, подобно тому, как это сделал Интернет.

Независимо от того, что люди могут подумать, стоит получить информацию и посмотреть, есть ли в этом на самом деле какая-то польза, особенно для тех, кто, как я, уже зарабатывает деньги на продаже стоковых фотографий и видеоматериалов.

Эта статья написана для тех, кто не обладает большими техническими познаниями по предмету. Я постарался объяснить это так просто, как только возможно. Помните, однако, что мы находимся на ранней стадии адаптации этой технологии, так что предмет весьма сложен, всё в нём меняется непрерывно и быстро, и в настоящий момент нет никаких законов, регулирующих этот рынок. Это означает, что есть вопросы, на которые пока нет ответов.


Что такое NFT?

Википедия даёт такое определение:

Невзаимозаменяемый токен (NFT) — это единица данных в цифровом реестре, называемом блокчейном, где каждый NFT может представлять уникальный цифровой элемент, и, следовательно, они не являются взаимозаменяемыми. NFT могут представлять цифровые файлы, такие как искусство, аудио, видео, предметы в видеоиграх и другие формы творческой работы. NFT можно купить на рынке NFT.

Вы смущены? Честно говоря, этот язык слишком «технический», и тому, кто только начинает разбираться в теме, понять его весьма трудно.

Давайте отойдём на шаг назад. Чтобы понять, что такое NFT, лучше всего привести пример, чем он точно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Заменяемый объект (FT), — это объект, который может быть полностью заменён другим, принадлежащим к той же категории. Очень простой пример — банкноты в 10 Евро. Каждая из этих банкнот, находящихся в обращении, независимо от того, откуда она взялась, кто её вам дал, и как долго она находится в обращении, имеет совершенно одинаковую цену. На каждую из них вы всегда можете купить товары ценой 10 Евро. Если у вас украли 10 евро, вы могли бы добыть где-то другую купюру этого номинала и «заменить» пропавшую, так что никто из окружающих не заметил бы замены.

NFT, наоборот, имеет три главные характеристики:

  1. Уникальная и верифицируемая идентичность
  2. Очевидная дефицитность
  3. Неделимость

Простым примером NFT могут быть домашние животные. Представьте себе, что у вас есть собака по кличке Снупи. Снупи уникален. Он единственный в мире. Он неделим, и если его заменить другой собакой, это будет уже не он. Собаки — незаменимы и поэтому могут быть примером этой незаменимости.

Другой пример незаменимости — ограниченный тираж отпечатков. В отличие от Снупи, фотография может иметь несколько копий, но каждая из них имеет тиражный номер, определяющий индивидуальность. Очевидно, что животные — не объект коллекционирования, но это просто пример, помогающий понять, что каждый NFT также уникален, как и Снупи.

Что определяет цену NFT?

NFT являются лишь последней материализацией навязчивой идеи, которая является частью человеческой психологии: коллекционирование предметов. Однако, нет никакого универсального закона, который определял бы стоимость коллекционного объекта. Есть несколько параметров, помогающих понять ценность объекта, такие, как его редкость, происхождение и качество. Но стоимость все равно определяется ровно тем, сколько люди готовы истратить на приобретение объекта, и только этим. Если вы думаете, что упомянутая выше покупка фото за 69 миллионов долларов — нелепость, вы, вероятно, правы. Однако, кто-то был готов потратить такие деньги, и это — цена покупки.


NFT являются лишь последней материализацией навязчивой идеи, которая является частью человеческой психологии: коллекционирование предметов.


До недавнего времени приобретение было ограничено физическими объектами, такими, как картины, марки, телефонные карты и тому подобное, и было невозможно перенести упомянутые выше три критерия (редкость, происхождение и качество) в цифровой мир. В конце концов, каждый цифровой файл может быть заменён копией с помощью простого копи/пейста, и таким образом, концепция редкость и уникальная и поддающаяся проверке идентичность разрушается.

Революция NFT

Реальная революция NFT состоит в преодолении этого ограничения (только физические объекты могут быть незаменяемыми), благодаря использованию блокчейн-технологии. Я не хочу вдаваться в детали того, что такое блокчейн и как это дело работает (вы можете поискать ответ в Википедии). Главное состоит в том, что NFT работает благодаря блокчейну, той же технологии, что лежит и в основе Биткойна, просто здесь она используется для другой цели.

Смарт-контракты (компьютерные программы, работающие в блокчейне) могут определять, например, что будет только X копий файла, тем самым создавая первое предварительное условие для существования NFT: очевидный дефицит.

Блокчейн позволяет отслеживать каждую транзакцию, поскольку адреса каждого блока являются общедоступными и все блоки связаны (отсюда и название «блокчейн», цепочка блоков). Это, таким образом, создаёт ещё одно условие создания NFT: уникальную и верифицируемую идентичность.

Фактически, можно проверить, что было создано художником изначально, и каждый NFT имеет, по сути, нечто вроде цифрового «тиражного номера».

Использование NFT

NFT стали очень популярны в первую очередь, на рынке видеоигр, потому что они позволяют покупать редкие предметы, пригодные для коллекционирования, (как, например, оружие) вне рынка, созданного разработчиками программного обеспечения. Несколько лет назад, например, был просто взрыв безумия по CryptoKitties. Та же самая концепция может быть использована в отношении любых цифровых файлов, таких, как музыка, фото, видео, и даже Твиты.

Как только я начал знакомиться с миром NFT, я сразу же задумался о том, можно ли продавать таким образом фотографии (или стоковые футажи), особенно потому, что агентства вроде Шаттерстока продолжают снижать авторские выплаты фотографам.

Возможность контролировать свою работу и всегда знать, сколько копий продано и по какой цене, показалась мне очень интересной мыслью.

Первое сравнение, пришедшее мне в голову — это параллель со стоковыми агентствами, которые позволяют продавать ваши работы на эксклюзивной основе, создавая определённый дефицит. Однако, несмотря на некоторое сходство, различий весьма много.

Мир NFT гораздо больше похож на мир аукционов.

Преимущества и недостатки NFT

Есть определённые преимущества и недостатки, о которых надо помнить, если вы хотите использовать NFT для продажи фото и видео. По мере «возмужания» технологии со временем всё будет меняться, и вероятно, к лучшему.

Вторичный рынок: вечные комиссионные

Как только файл NFT создан, художник будет получать комиссию каждый раз, когда файл переходит из рук в руки. Представьте себе, например, что художник получал бы свой процент при каждой перепродаже картины новому собирателю. Полное количество копий и размер комиссии определяется при создании файла NFT, (этот процесс называется минтингом, что означает «чеканку» или, скорее, «клеймение»). Комиссионные выплачиваются напрямую в криптовалюте (чаще всего, в Эфириуме (Ethereum)).

Первоначальная стоимость

Создание NFT, и клеймение файла (минтинг), имеет свою цену, выраженную в криптовалюте. Тип её определяется тем, какой именно блокчейн использован. В некоторых случаях, вы используете Эфириум, в других Бинанс Койн (Binance Coin), или Ада (Ada). Надо сказать, что список криптовалют растёт на глазах.

Имейте в виду, что, как и в обычных стоковых агентствах, нет никаких гарантий, что файл купят. Это создаёт серьёзную проблему, потому что, например, использование Эфириума может быть весьма дорогим (например, цена в 50 евро за один файл вполне нормальна). Цена связана с блокчейном Эфириума и, даже при усовершенствовании механизма, нет никакой гарантии, что положение улучшится принципиально. Другие блокчейны (такие, как Binance Smart Chain), значительно дешевле, но всё равно, вы должны оплачивать каждый файл. Таким образом, микростоковый подход в стиле «выложить десятки тысяч картинок и ждать покупок» становится невозможным.

Технологический разрыв

Самое большое ограничение NFT состоит в том, что в настоящее время для многих людей весьма трудно начать их создавать. Прежде всего (и важнее всего), вы должны купить криптовалюту. Хотя популярность этих инструментов растёт (таких, как Бинанс (Binance), который я рекомендую), концепция покупки и продажи этих денег сама по себе — барьер для множества людей. Мне регулярно присылают просьбы о помощи люди, не понимающие, как использовать сайты типа Eyeem. Могу представить, с какими трудностями столкнутся многие, пытаясь использовать приложения для торговли криптовалютой и цифровые кошельки.

Как только вы приобрели криптовалюту, вы должны перенести ее в цифровой кошелёк, например, Metamask (удостоверьтесь, что вы используете правильный адрес блокчейна). Затем вы должны связать свой кошелёк с одним из сайтов, позволяющим вам продавать NFT, например Opensea.io. После этого вы загружаете цифровой файл и «клеймите» его, оплачивая комиссию.

Коротко говоря, это, как вы видите, гораздо более сложный процесс, чем работа с микростоковым агентством, где вы, за несколько минут можете загрузить ваши фото для продажи. Другая сторона медали, естественно, состоит в том, что этот барьер снижает конкуренцию, и те, кто его преодолеют, имеют больше шансов на успех.

Со временем, я уверен, процесс упростится.

Прямой контакт с заказчиком

Самая большая разница между классическими стоковыми агентствами, такими как Гетти, Алами и им подобными, и торговыми площадками для продажи NFT состоит в том, что цена работы определяется автором (либо на аукционе), а не агентством. Также, нет посредника, забирающего большую часть выручки в виде комиссии. Обычно, комиссия в агентствах составляет 50-70% продажной цены. Платформы для продажи NFT держат низкий уровень комиссии, реально низкий (2-3%).

Для NFT вы должны платить определённую цену за создание работы, но она связана с используемым блокчейном, а не с продающей платформой. После этого, выручка идёт вам (когда и если вы продадите свой товар). Недостаток (честно говоря, большой) состоит в том, что продвижение работы — ваши проблемы.

Продажа фото в качестве NFT больше похожа на торговлю через еВау, чем на микростоковые агентства. Вы выкладываете цифровой файл для продажи, но нет никакой гарантии, что кому-то будет интересна ваша работа, и всё может ограничиться простой тратой денег вместо их зарабатывания.

В чём различия между разными торговыми платформами?

Хотя конечная цель разных платформ ровно одна и та же (создавать NFT и предоставлять виртуальное пространство для их продажи), различные сайты различаются весьма сильно.

Первое различие существует между двумя большими типами торговых платформ:

  • Курируемые платформы: команда, владеющая сайтом, решает, кому и как предоставлять право продажи на этой платформе. Подобно некоторым фотоагентствам, эти сайты также требуют эксклюзивности. Примерами этого типа платформ могут служить SuperRare, Nifty Gateway, Lovada.
  • Открытые платформы: каждый может загружать и «клеймить» свои NFT. Rarible и OpenSea — открытые.

Эксклюзивность, которую требуют закрытые платформы, касается не автора как такового, а его конкретных работ, то есть, даже если какие-то ваши работы лежат в эксклюзиве на SuperRare, вы можете грузить другие на Rarible (по крайней мере, теоретически, но дальше мы покажем, что это вряд ли имеет смысл).

Второе различие заключается в типах продаж, разрешенных на платформе.

  • Некоторые, такие, как SuperRare, работают подобно eBay или аукционным домам. В конце заданного отрезка времени работа достаётся тому, кто заплатил наивысшую цену.
  • Другие сайты, такие как Nifty Gateway позволяют вам продавать работу разными путями, более сложными: это может быть аукцион, открытый тираж, тихий аукцион или ограниченный тираж.

FAQ об NFT и продаже фотографий

Честно говоря, сейчас вопросов существует больше, чем ответов. Некоторые из сомнений, которые у меня были, разрешились после личного контакта с агентствами. Другие вопросы не имеют ответов, по крайней мере, сегодня.

Могу ли я продавать в качестве NFT фотографию, которая выложена на Шаттерстоке (или в другом подобном агентстве)?

Сейчас нет законов, регулирующих или запрещающих это. Правила диктуются той платформой, где вы создаёте и продаёте NFT. Некоторые из них имеют ограничивающие правила, другие — нет.

Помимо писаных законов помните об идее, лежащей в основе NFT: цена привязана к уникальности работы и её дефицитности. Есть ли смысл продавать файл на Шаттерстоке и затем создавать из него NFT? Помните, что теоретически эти вещи покупают коллекционеры. Они оценивают работу, решая купить её. Если всплывёт факт, что художник «мошенничает», какими будут перспективы дальнейших продаж? Будете ли вы, например, покупать марку за 1000 Евро, зная, что в соседнем магазине можете купить такую же за 1 Евро? Если не будете, что заставляет вас думать, что кто-то другой станет это делать?

Могу ли я создать NFT на всех возможных Блокчейнах?

Ответ будет очень похож на предыдущий. Сейчас ограничений нет, но есть ли смысл делать это? Чем шире представлен объект, тем менее он ценен, никак иначе. Делать копии вашей работы на других блокчейнах — против ваших интересов. Этот вопрос естественен, так как в стоковой фотографии принято (и часто выгодно) продавать фотографию на многих платформах (конечно, если вы не работаете с кем-то на эксклюзивной основе). В мире NFT это не имеет смысла.

Что люди делают с NFT?

Покупатели NFT делятся на две категории: спекулянты и коллекционеры. Первые покупают, надеясь перепродать по более дорогой цене. Вторые же — потому, что им нравится художник, его творчество.

Есть также рынок устройств, используемых для репродуцирования NFT, таких, как цифровые рамки, и так далее, и есть виртуальные пространства с домами, галереями, музеями, созданными на основе NFT. Однако, в целом ситуация выглядит абстрактной и непривычной, и ясно, что полностью осознать её нелегко.

Последние ремарки об NFT и мире фотографии

После всего, наконец, мы добрались до вопроса, который, вероятно, единственный по-настоящему интересует читателя: могу ли я сделать деньги, продавая фото в виде NFT?

Ответ — это зависит от вас. Мир NFT замечателен, если вы создаёте цифровое произведение искусства ограниченным тиражом. Будь это картина, фотография, видео или что-то ещё, цена зависит от дефицитности файла и репутации художника. Это, наверное, самое трудное: создать сообщество, в котором вас ценят как художника и готовы купить вашу работу за хорошую цену. По крайней мере, так работает рынок NFT в настоящий момент. Я не удивлюсь, если в будущем ситуация изменится и даже стоковые агентства будут как-то адаптироваться к этой технологии.

Если вы уже продаёте фото и футажи в микростоке, переход к продаже NFT потребует от вас перезагрузки мышления. Вы не можете грузить картинки тысячами, как на Шаттерстоке, потому что это дорого. Лучше сфокусироваться на высочайшем возможном качестве. Beeple (художник, продавший работу за 69 миллионов долларов), продал её так дорого в том числе и потому, что создавал эту вещь более 13 лет.

Если вы делаете художественную фотографию, и до сих пор испытываете проблемы с её монетизацией, может быть, именно NFT станет для вас поворотной точкой в карьере. Если вы, подобно мне, фотографируете в путешествиях, или делаете репортажи, или просто стоковый контент, в настоящий момент NFT вам не подходит.

Оригинал на сайте Фабио Нодари
Перевод с английского Александра Курловича