Time with Hopper, 2013 Full Video © Gregory Scott from Catherine Edelman Gallery on Vimeo.
35 x 44" pigment print, oil on panel, and HD video
Ed of 8

Выросшая в последние пять лет доступность технологии видеосъёмки послужила для множества фотографов чем-то вроде приглашения исследовать новые возможности. Прежде всего, этой технологией занялись коммерческие фотографы и репортёры. Но и файн-арт фотографы приняли вызов в поисках новых возможностей по реализации концептов и новой аудитории для своего творчества среди коллекционеров и не только. Сейчас уже стало нормой присутствие видео на ежегодных фотографических выставках, таких как MoMA’s annual New Photography show, а также появление видеоарта у продавцов фотографии и на фотоярмарках, подобных AIPAD.

Развитие технологий также помогает коллекционерам чувствовать себя увереннее в отношении покупки искусства, основанного на видео. Теперь такая покупка не означает необходимости ставить куда-то громоздкий телевизор или поиск места для проектора — теперь вместо этого на стене висит аккуратный плоский экран. «Работа с этим медиа стала доступнее во всех отношениях, чем раньше, и как результат — видео стало и более удобным для коллекционирования», – говорит Кэтрин Кларк (Catharine Clark), галерист из Сан-Франциско, представляющая видео-артистов уже два десятилетия.

«Когда художники начали работать с видео десятилетия назад, они не думали, что смогут когда-то продавать эти работы, — говорит Кларк. – Я думаю, сначала они просто заинтересовались этой формой, а потом вышло так, что из этого вырос рынок». По мере развития технологии, создание видео стало обходиться дешевле художникам, что, в свою очередь, сделало его более доступным и для коллекционеров. «(Художники) могут создавать вещи, для приобретения которых коллекционеру не нужно грабить банк», — добавляет Кларк.

Кэтрин Эдельман (Catherine Edelman), галерист из Чикаго, и член AIPAD, говорит, что она «прокралась на цыпочках» в рынок видео-арта после многих лет работы только с фотографией, но «серьёзно ищет» художников, работающих с видео, которых могла бы представлять. Сейчас она показывает работы Грегори Скотта (Gregory Scott), сочетающие элементы фотографии, живописи и видео в настенных объектах, предлагающих «диалог об истории искусства». Аудитория и коллекционеры воспринимают эти работы с интересом.

Скотт, в прошлом Сентябре открывший выставку в галерее Эдельман, сначала работал с ней в качестве «чистого» фотографа. Она предлагала его фотографии неэксклюзивно как часть её онлайн-платформы, называющейся «Чикагский проект». После того, как Скотт, в процессе подготовки к получению магистерской степени, начал включать видео в свои работы, Эдельман стала представлять его. Впервые она показала работы Скотта на Арт-Майами в 2008. Они оба были новичками на этом рынке, и оценили работы, сделанные в качестве готовых объектов, которые коллекционеру оставалось повесить на стену и включить, 0т 16 000$ до 22 000$, при тираже в 5 экземпляров. Работы были раскуплены за несколько дней. «Мы были в восторге», — вспоминает Эдельман. Теперь его цены начинаются с 28 000$ и возрастают до 34 000$, и работы предлагаются тиражом в 8 экземпляров, «чтобы удовлетворить спрос на эти работы со стороны других дилеров», также желающих показывать их и продавать.

Работа со Скоттом «радикально расширила наш рынок, — говорит Эдельман. – Мало кто из коллекционеров традиционной фотографии приобрёл эти работы. Скорее, их покупают люди, коллекционирующие современное искусство в широком смысле слова».

RietveldTV by Charlotte Dumas from RietveldTV on Vimeo.

Голландская художница Шарлотт Дюма (Charlotte Dumas), известная своими фотографиями лошадей и других животных, созданными в традициях Голландского живописного портрета, отважилась на работу с видео-артом, когда делала серию работ по заказу Галереи искусств Коркоран в Вашингтоне, округ Колумбия. Фотографируя лошадей, использующихся в церемонии похорон на Арлингтонском национальном кладбище, она сняла на видео, как животные засыпают. Сначала она не собиралась использовать эту съёмку, но зрелище лошадей, «кивающих» головой, было очень интересным. «Я посчитала, что просто глупо не иметь этого видео на кассете».

Дюма говорит, что «мысль о создании видео приходила мне в голову раньше, как и многим фотографам, наблюдающим объект своей съёмки» в движении, и желающих передать зрителям свои впечатления. Когда она посмотрела получившееся видео, она поняла, что материал слишком ценен, чтобы его игнорировать. Дюма решила попробовать сделать видеоролик, в котором объединены футажи нескольких лошадей. Она показала эту работу во время выставки своих фотографий в архиве винтажных фото в Голландии.

На выставке побывали представители крупной корпоративной коллекции. Дюма рассказывает, что они увидели видеоролик и захотели его купить. Это придало ей куража для дальнейшей доработки видео вместе с редактором, и результат был показан на её персональных и групповых выставках, а также на кинофестивалях, чтобы познакомить с этой работой широкую аудиторию. Впоследствии видео приобрели как коллекционеры, так и организации.

Дюма продолжила работать с видео. Её второй фильм был посвящён диким лошадям Невады, а третий — лошадям, работающим на погрузке (заготовке) леса. «Мне повезло, что первое видео стало чем-то вроде хита, это придаёт уверенности для дальнейшей работы». Она планирует показать все три фильма на большой экспозиции в Museum De Ponte в Нидерландах. Дюма говорит, что кураторы, с которыми она сотрудничает, полны энтузиазма в отношении видео, и «люди, которые иначе не увидели бы мою работу» сейчас интересуются ею.

В прошлом году, Ричард Мосс (Richard Mosse), работавший как с фотографией, так и с кино, дебютировал на Венецианском биеннале с амбициозным проектом, созданным с использованием многоканального видео и аудио. Этот 40-минутный фильм «Анклав» («The Enclave») был сделан с помощью кинооператора, ассистента и электронного музыканта, которые работали вместе с Моссом в восточном Конго. Они старались представить происходящую там гуманитарную катастрофу «в совершенно новом свете, чтобы освежить восприятие людей и привлечь больше внимания зрителей», — говорит Мосс. Эта работа резко повысило внимания к работам автора. «Это очень захватывающий мультимедийный проект, сочетающий фотографию, музыку и скульптуру. На него реагирует самая разная аудитория, а не только знатоки современного искусства или кураторы. Музеи, как правило, с интересом относятся к работам, привлекающим внимание широких кругов зрителей, и ищут их».

Richard Mosse from The Photographers' Gallery on Vimeo.

Мосс говорит, что, хотя стоимость инсталляции этого проекта несколько ограничивает его потенциальную аудиторию, «Показы „Анклава“ прошли в 21 городе и везде привлекали внимание публики». Художник добавляет: «Самое интересное для меня — то, что на этих выставках я иногда, входя в помещение, где показывали видеопрограмму, видел людей, которые оставались там подолгу и передвигались по нему, пытаясь разделить восприятие на отдельные фрагменты».

Julie Saul Gallery, представляющая Дюма в Соединённых Штатах, представляет также Адама Мадьяра (Adam Magyar), ещё одного художника, перешедшего к работе с видео от фотографии, и в результате, расширившего рынок для своих работ. По словам директора галереи Эдны Кардинале (Edna Cardinale), Мадьяр начал делать видео по совету Энн Уилкс Такер (Anne Wilkes Tucker), долго курировавшей фотографию в музее Изящных искусств в Хьюстоне. Она посмотрела видео, которое Мадьяр сделал, чтобы показать процесс создания своей серии «Нержавеющие» («Stainless»), которая показывает пассажиров метро по всему миру. Она подала автору мысль продавать это видео как самостоятельное произведение и даже приобрела его в коллекцию своего музея. После этого Мадьяр создал ещё несколько видео.

После освещения его работ в СМИ, просмотры нескольких фрагментов из них, размещённые автором на Vimeo, резко подскочили. На момент этой публикации, для двух видео число просмотров превысило 800 000. За этим, по словам Кардинале, последовал рост спроса на его работы. «Разные люди, не только коллекционеры, связывались с нами и покупали их».

Мадьяр очень технически подкован, говорит Кардинале, и готов адаптировать формат работы к потребностям покупателей, что, полезно, особенно с коллекционерами, которые ранее не покупали видео. Опытные коллекционеры видео прекрасно знают, как будут показывать эту работу, и часто имеют оборудование наготове. «Но есть и такие, кому видео может понравиться, но они спросят: „А что я буду с этим делать?“»

Adam Magyar - Stainless, Alexanderplatz (excerpt) from Adam Magyar on Vimeo.

Кларк говорит, что технические вопросы о представлении и долговечности видео-арта поступают и от коллекционеров, и от организаций всё реже. Так же, как фотографию когда-то считали второстепенной частью современного искусства, так и видео было маргинальным довольно долго. Сейчас, «видео всё больше входит в повседневную жизнь», — говорит Кларк. «Это не шокирующее явления, а неотъемлемая часть работы художников: Доступность видео сделала его одним из художественных инструментов».

Эдельман также замечает, что многие молодые художники, получающие сейчас магистерскую степень, «смешивают разные медиа, которые им интересны», и включают в их число видео.

Во время работы на соискание степени Магистра Изящных Искусств Майкл Иткофф (Michael Itkoff ) продолжил работу с видео, интерес к которому у него появился при обучении в колледже Sarah Lawrence. Недавно он выпустил серию циклических видео, опирающихся на картинки из инструкций прошлого века, обучающих таким вещам, как йога или карате. Нью-Йоркская галерея Haus Projects показала эту серию видео, названную автором «Как» («How To»), на Фото Лос-Анджелес. Paul Kopeikin увидел там эти работы, и показывает их с тех пор.

Иткофф видит свой видео-арт как часть своей эволюции художника, и частично — как ответ на разочарование от ограничений, накладываемых чистыми фотопроектами. Он надеется, «что современные коллекционеры и меценаты поддержат его в этом путешествии», и что «больше людей будут иметь шанс увидеть эти работы, в том числе те, кто не вовлечён в мир традиционной фотографии».

Кларк отмечает, что, хотя есть и «чистые» коллекционеры видео, «есть много людей, покупающих и видео, и фотографии». В случае таких художников, как Нина Катчадурян (Nina Katchadourian), у которых есть работы и в видео, и в традиционной фототехнике, коллекционер, имеющий видео, нередко хочет приобрести фото, и наоборот.

«Очевидно, что больше людей покупают фотографии», отмечает Кларк, несмотря на то, что хранение видео требует меньшего объёма, и самих видео на рынке меньше. Она также уверена, что многие начинающие коллекционеры обращают взгляд к традиционным медиа потому, что «мы привыкли, что искусство — это нечто, висящее на стене».

Но она также уверена в том, что продать видео сейчас легче, чем скульптуру. У молодых коллекционеров она видит «меньше предвзятости в отношении новых медиа». И она предсказывает, что молодые люди, которые придут в коллекционирование в ближайшие годы, «не будут иметь вопросов» о том, как покупать и размещать видео-арт.

«Есть что-то в видео, ставшем сегодня таким доступным, — говорит Эдельман. – В конце концов, все мы ищем автора, который тронет наше сердце, и только эта цель поисков имеет значение».

Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича