Часто считается, что получить представительство в галерее для фотографа — это как выиграть большой приз в карьере, удостоверить свою ценность как художника. Но фотографы нередко не представляют как того, чего они могут ждать от галереи, так и того, чего галерея может ждать от них в свою очередь. Кто за что платит? Кто управляет процессом? Может ли фотограф ожидать, что вскоре сделают его выставку? PDN расспросил фотографов и галереи о плюсах и минусах галерейного представительства. Мы спрашивали, какие возможные недоразумения необходимо заранее обсудить, и как фотограф может наилучшим образом использовать сотрудничество с галереей. Вот что мы узнали.

«Cameo,» 2012, из серии Грегори Вершбоу «Art in a Liminal Space», которая продаётся в Robert Klein Gallery.


Контракты и рукопожатия

Первым яблоком раздора являются контракты. Многие думают, что это хорошая идея, но мы не смогли найти никого, кто подписал бы контракт.

«Подписанный документ необходим», — настаивает консультант в области фотографии Мэри Вирджиния Свансон (Mary Virginia Swanson), автор «Бизнеса фотографии» (Business of Photography). «Многие галереи не используют его, так что художнику приходится сидеть на переговорах рядом с дилером, если нет контракта, в котором зафиксированы ожидания».

Свансон предлагает художникам написать меморандум о взаимопонимании с указанием того, как они понимают договорённость с галереей в отношении комиссий, страхования, производственных затрат и эксклюзивности (в случае, если галерея будет единственным представителем фотографа).

Комиссии и цены

В общем, галереи и фотографы обычно распределяют цену за отпечаток в соотношении 50×50.

«Некоторые фотографы считают такую комиссию чрезмерно высокой», — говорит Сиг Харви (Cig Harvey), фотограф из Рокпорта, Мэн, которую представляют галереи в штате Мэн, а также в Бостоне, Нью-Йорке, Колорадо и Сан-Франциско. «Но чтобы окупить накладные расходы и участие в художественных ярмарках, галереи должны продавать весьма много. Художник далеко не всегда видит все расходы галереи».

Художник обычно оплачивает производственные расходы, галерея — расходы по продвижению. За доставку работы покупателю платит тот, кто ею занимается.

Чарлз Гайс (Charles Guice), галерист, работающий в Катоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, говорит, что был готов помочь художнице Эрике Диеттс (Erika Diettes) оплатить производственные затраты на ее серию «Судариос» (Sudarios), потому что печать ее изображений на больших листах шелка была очень дорогой.

«При продаже, затраты на печать возвращались художнице (Диеттс) прежде расчёта по схеме 50×50, — объясняет Гайс. – У других авторов я оплачивал производственные расходы или их часть».

Фотографы часто боятся, что галерея присвоит фотографии, производство которых она оплатила. Галереи, с другой стороны, считают, что фотограф должен возместить производственные расходы при разрыве с галереей.

«Это сбивает с толку, — говорит Майя Орсич (Maja Orsic), директор Robert Klein Gallery в Бостоне. – У нас может быть обрамление, а у автора — печать, но их невозможно отделить». Орсич говорит, что Клейн иногда в такой ситуации предпочитал выкупить фотографию.

Одна из самых распространённых претензий к галереям — задержка или отсутствие оплаты.

«Чертовски много галерей не платит своим авторам, — говорит Алекс Новак, частный дилер в Чалфонте, Пенсильвания (Chalfont, Pa.) и издатель E-Photo Newsletter. – Не так уж необычно, что галереи задерживают платёж, а то и не платят вообще. С другой стороны, много, очень много галерей платит вовремя и аккуратно».

Новак советует авторам проявлять осмотрительность и не вступать в отношения с галереями очертя голову.

«Первое, что должен узнать художник, это как галерея работает и как она платит. Вы идёте на сайт галереи и связываетесь с её художниками. Задаёте им вопросы. „Они на самом деле представляют вас? Платят ли они фотографам вовремя? Какие они люди?“»

Типы представления

Начинающие авторы часто не в курсе разных вариантов сотрудничества с галереями. Это может быть галерея, которая взяла несколько работ на продажу по соглашению, включая пару авторских работ с групповой выставки, или это может быть приглашение вступить в основной пул галерейных авторов. Галереи чётко различают «художников на соглашении (консайнмент)» и «художников, которых галерея представляет»

«У меня в плоских папках всегда лежат работы авторов, которых я не представляю, — говорит Нью-Йоркский арт-дилер Дэниел Куни (Daniel Cooney) из Daniel Cooney Fine Art. – От некоторых это может быть, например, десяток отпечатков. В моём перечне всегда есть работы, которых нет на стене».

Орсич говорит, что Роберт Клейн использует соглашения по накладной (консайнмент), когда берёт у фотографа отпечатки. «Галерея возьмёт работы на год, а затем будет смотреть, как развиваются отношения, есть ли продажи и насколько они регулярны», — объясняет она.

Не все художники каждой конкретной галереи представляются одинаково. Например, фотограф с высоким международным статусом, вроде бразильца Себастио Сальгадо, не оставляет в галерее свои отпечатки. Представлять его — значит, получить отпечаток от автора, если будет покупатель. «Некоторых фотографов мы представляем напрямую, — добавляет Орсич. – С некоторыми работаем через посредство других галерей».

Она приводит в пример фотографов Паулетту Тавормину (Paulette Tavormina) и Грегори Вершбоу (Gregory Vershbow), авторов, включённых в основной перечень Robert Klein Gallery. «Что касается Паулетты и Грегори, мы были первой галереей, начавшей с ними работать, и помогли установить структуру цен на их работы, — говорит Орсич. – Что касается Паулетты, то мы продаём её работы через посредничество множества галерей во всём мире».

Арт-дилер Дэниел Миллер из Duncan Miller Gallery в Санта-Монике, Калифорния, создал отдельную категорию, которую он называет «представление-лайт» (representation lite). Галерея «спонсирует» членов фотографической группы Verge, включающей семь начинающих авторов, таких как Клэр Маллетт (Claire Mallett), Джейми Джонсон (Jamie Johnson). «Verge есть на нашем сайте, но мы не представляем их в обычном смысле, — говорит Миллер. – Мы также спонсировали стенд на фотоярмарке Photo LA. Это способ поддержки авторов, фотографии которых ещё не продаются». Duncan Miller Gallery берёт только 30% комиссию с продажи работ группы.

Что такое «Эксклюзивность» и «Обязательство» (Commitment)

Большинство фотографов, имеющих галерейное представительство своих работ, продают их через несколько географически удалённых галерей, но даже дилеры не всегда согласны по вопросу эксклюзивности.

«Мы все хотим, чтобы художники жили хорошо, но этого практически невозможно добиться с единственной галереей», – говорит галерист Миллер.

Но Новак говорит: «Если художник представлен в куче галерей, я не хочу с ним работать. Через некоторое время, фотограф будет иметь меньше продаж при конкурирующих галереях, и они будут сбивать цены на работы». Он приводит пример одного известного автора, который сделал миллионы в 90-х, но «избыточное представление убило его».

Фотограф Дейв Андерсон (Dave Anderson) из Литл-Рока, Арканзас, представлен галереями в Атланте, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Ньюпорт-Бич, Калифорния, но он предупреждает, что даже некоторые известные галереи могут не стоить затраченного художником времени.

«Была одна галерея, где я был потрясён кураторским подходом дилера, — вспоминает Андерсон. – У него было множество прекрасных фотографий и несколько крупных экспозиций. Но затем я понял, что не видел повторной выставки ни одного из этих художников».

Харви соглашается, что фотографы должны искать «чего-то, с чем ты можешь расти и строить жизнь. Было бы ужасно быть брошенным после одной выставки. Когда ты начинаешь работу, очень хочется найти галерею. Но надо терпеливо искать нужную. Никому не нужен „приют на одну ночь“».

Даниель Куни (Daniel Cooney), дилер из Нью-Йорка, работает со многими начинающими авторами и говорит, что одно из самых неправильных представлений молодых художников о галереях состоит в том, что они ждут «более счастливой жизни и решения проблем» от организации выставки.

«Отсутствие взгляда на перспективу у некоторых художников может привести к проблемам, — добавляет он. – У меня было несколько случаев, когда с первой выставки не было продаж, и автор говорил мне: "Я больше не буду с тобой работать". В принципе, это может случиться с обеих сторон, но я более терпимо отношусь к возможному отсутствию продаж».

Фотограф Кит Картер (Keith Carter) из Бомонта, Техас, представлен девятью галереями в разных частях страны. Он говорит, что оставаться в контакте с таким количеством представителей без помощи может быть трудно.

«Многие фотографы выиграли бы, имея менеджера, — советует Картер. – Моим менеджером стала моя жена, Пат. Она осторожна, вдумчива, терпелива и тверда. Я, как художник, человек слабый. Мне надо, чтобы я всем нравился. Многие художники плохо организованы».

Управление отпечатками

Отслеживание тиражей и всего, связанного с отпечатками, бывает головной болью как для художников, так и для галерей.

«Одна из проблем, это когда художник сваливает всё на галерею, — говорит Орсич, — включая подсчёт отпечатков в тираже, сколько у него АР, и сколько отпечатков продано». «Но художники не ведут записей того, что передали нам. Мы ведём эти записи — того, что у нас есть, что мы продали, что пошло в музейные коллекции. Мы стараемся фиксировать вообще всё».

Куни, арт-дилер, говорит, что «это бизнес типа семейных отношений. Мало что точно записывается. Куча народу оставляет свои работы. Большая часть того, что лежит у меня в картонных папках, не подписана». Он добавляет: «У меня лежат работы авторов, с которыми мы расстались В одном случае, такие неподписанные отпечатки лежали у меня пять лет. Я их выбросил. В итоге автор подал на меня в суд, и мне пришлось раскошелиться».

Фотограф Андерсон также имел подобную ситуацию, когда он расстался с галереей, и галерея не смогла найти оставленного у них для продажи отпечатка. «Они повели себя достойно и честно, оплатив потерю, — говорит он. – Единственным решением этой проблемы было бы создание общепринятой системы отслеживания оборота отпечатков, такого промышленного типа, но это выглядит маловероятным».

Международная Ассоциация Дилеров Арт-Фотографии выработала нечто вроде «этического кодекса», который просто говорит об уважении контрактов, чеков и соглашений разного рода. Однако, единого стандарта отношений между художником и галереей не создано.

«В начале моей карьеры, — говорит Картер, — дилер сказал мне: "Кит, эти вещи работают так, как вы заставите их работать"».

В общем, мир художественной фотографии очень мал, и личные отношения часто смешаны там с профессиональными. В этой ситуации фотографам и галеристам следует быть чуткими к потребностям друг друга.

«Вы ровно настолько хороши, насколько хороша ваша репутация, — говорит Картер. – Информация разбегается очень быстро. Вы хотите достичь известности. Если вы хотите покорить галерейный мир, вы должны делать хорошую, солидную работу и продолжать развиваться. Ищите галерею, с которой вы можете завязать отношения, где кто-то будет заботиться о вашей работе. Каждая мелочь тут имеет важное значение».

Оригинал на сайте PDN Online
Перевод с английского Александра Курловича