Художница, фотограф и автор фотокниг Елена Холкина – финалистка только что завершившегося конурса в рамках FotoBookMarket, первого московского маркета авторской фотокниги, в котором она участвовала со своей новой книгой «Девочка у озера». Елена рассказала Photographer.ru о видении настоящего и будущего фотокнижного жанра, личном маленьком кино и голубоглазых интеллектуалах.

 

Общий план стола коллектива Russian Independent Selfpublished на фотокнижном фестивале в Касселе, Германия (2018). Предоставлено Еленой Холкиной

– Какое место фотокнига занимает в вашем творчестве. Другими словами – почему фотокнига?

– Для меня фотокнига – это способ рассказать более сложную и многослойную историю, чем могут вместить в себя одно или десяток изображений. В книге каждый элемент работает на общую концепцию: переплет, обложка, бумага, текст, вид печати и тд. И зритель при этом погружается не только в сконструированную автором атмосферу, но и получает тактильные ощущения.

К примеру, в книге Анаис Лопес «In the Beginning the Birds Sang» (Сначала птицы пели) в последовательности несколько раз встречаются снятые похожим образом портреты проводника автора. Эти картинки стоят на развороте в одиночестве, напечатаны небольшим форматом на фотобумаге и наклеены так, что края фотографий остаются свободны. Они влияют на ритм просмотра, рассказывают о нескольких встречах автора и проводника, а также проявляют отношение автора к этому человеку. Именно его портреты Анаис Лопес считает важным вклеить в книгу вручную – быть может, она даже делала это сама.

Видео-презентация фотокниги «In the Beginning the Birds Sang» (Сначала птицы пели) Анаис Лопес

Другой пример – книга «Magic Party Place» (Волшебное место для вечеринок) C.J.Clarke. Она напечатана на бумаге разного типа и плотности, что помогает зрителю «считать» идею о небольшом городе, чье мышление во многом формируется желтой прессой. Документальная история напечатана на классической «достойной» фотокнижной бумаге, а текстовые вставки – на тонкой, газетоподобной.

В своей книге «The Girl in Front of the Lake» (Девочка у озера) я работаю с несколькими временными и информационными слоями, и в этом мне тоже помогают два вида максимально контрастной в тактильных ощущениях бумаги и разные способы печати.

Видео-презентация фотокниги «Девочка у озера». Предоставлено Еленой Холкиной

– Зачем фотокнига фотографу и зачем – коллекционеру? Как, взяв в руки фотокнигу, вы понимаете, что она «цепляет», и за что вы, например, хотели бы ее приобрести в собственную коллекцию?

– Коллекционер фотокниг, наверное, как и любой коллекционер чего бы то ни было, одержим идеей обладания. Я, однозначно, не коллекционер и покупаю только те книги, которые мне было бы интересно показать друзьям, близким и студентам на занятиях. Чаще всего я беру книги, созвучные мне по идее и форме. Быть может, я могла бы сделать их сама, если бы находилась в другом культурном поле. Мне нравятся истории, развивающиеся будто бы из ничего, с простроенной последовательностью, которая ведет меня из ниоткуда в место, которое сложно предположить в самом начале; истории в нескольких слоях, куда нужно уметь проникнуть, как, например, уже озвученная выше книга Анаис Лопес и ее же новинка – «The Migrant» (Мигрант).

Видео-презентация фотокниги «The Migrant» (Мигрант) Анаис Лопес

– А какую книгу вы никогда бы не купили?

– Журналистика и прямая документалистика – не мое, и, хотя многие проекты вызывают у меня большое уважение и интерес, домой я их не принесу.

– В составе «Russian Independent Self-published» вы много путешествуете. Как бы вы оценили актуальную ситуацию в фотокнижном мире? Интерес растет или снижается? Что именно интересно и кому?

– На мой взгляд, современный зритель все время эволюционирует, и поэтому новые формы будут ему интересны всегда. Фотокнига – это лабиринт, в нем любопытно оказаться и разобраться. Мне кажется, этот формат будет востребован, и внимание к нему будет расти. Ощущение скорости и поверхностности в обществе действительно увеличилось за последние 20 лет, но появился и противовесный зритель – тот, кто воспринимает мир через изображение и кого увлекает разнообразие и сложность визуального языка. Для него фотокнига станет интересным ребусом.

– На различных мероприятиях, посвященных фотокнигам, часто говорят о трудностях выхода к «широкой аудитории». Какой вы видите фотокнигу, которая была бы способна вызвать интерес со стороны далеких от жанра людей?

– Для меня весь мир делится на объединения людей по интересам. Если визуальное в принципе не цепляет человека, зачем навязывать ему фотографию и фотокниги? Может быть, он любит звук или движение. Я не хочу и не пытаюсь делать книги для всех. Мне достаточно заинтересованной аудитории «в теме». Автор/художник в любом его проявлении, на мой взгляд, обращается к своему личному опыту, даже если рассказывает большую общественную историю. Создание чего-то универсального скорее относится к сфере прикладного искусства.

– А как же, например, Сальгадо, чьи работы часто приводят как яркий пример успешного «выхода» в народ? Их вполне можно было бы назвать универсальными, но никак не прикладными.

– Сальгадо сам в интервью рассказывает, что его фотографии происходят из знаний и личного опыта. Так что в моем понимании он так или иначе снимает «про себя». Помимо того, для меня он относится к чудесному формату в сфере искусств, который я определяю как «дивный мир». Это проекты о далеких странах, экзотике и дикой природе. Они тоже вполне универсальны, но такие картинки мне нравится смотреть в интернете – размещение их в книге мне не кажется важным. Они часто прекрасны сами по себе, без других снимков. А фотокнига – это все-таки маленькое кино, из которого сцен не вырежешь, а если и вырежешь – кино будет другим.

Книга Елены Холкиной «Девочка у озера». Фото Photographer.ru

– Счастье – это когда тебя понимают. Вы с этом согласны? Насколько эта классическая формула из советского фильма применима к фотокнигами?

– Нет. Счастье – это лес, вода, гора и солнце! (Смеётся).

– Сальгадо бы с вами согласился! Но все же, если серьезно, вам не кажется, что в мире фотокниг сегодня наблюдается небольшой «крен» в заведомо слишком загруженные дизайнерскими трюками проекты, которые совершенно не нацеленны на то, чтобы «быть понятыми»? Нужен ли баланс, и, если да, то как его достичь?

– Баланс между авторской идеей и формой/дизайном мне кажется очень важным! Причем второе должно работать на первое и не должно доминировать, быть сильно заметным (если только такой заметности не требует идея). Но лично я вижу не так много книг, в которых этот баланс как-то вызывающе нарушен. Может, у меня интуиция – и я просто не беру их в руки! (Смеётся).

– Фотокниги через 10 лет. Что они будут собой представлять и будут ли вообще существовать как жанр/форма презентации визуального искусства?

– Будут! Они по-прежнему будут представлять собой прямоугольники разного размера и содержания – по примеру книг с буквами, которые, несмотря на все неутешительные прогнозы, продолжают появляться и продаваться.

– Как вы представляете себе собирательный образ «читателя» вашей новой фотокниги «Девочка у озера»? Что это за человек, с какими ощущениями и почему он/а знакомится с работой? Что там находит?

– Высокий, стройный, голубоглазый, интеллектуал любого пола и возраста! На самом деле, мои ровесники, кто-то из 1980х – люди, родившиеся на границе эпох, имеющие со мной сходный опыт взросления в новой и не самой понятной реальности. Это должны быть люди, у которых еще был настоящий семейный альбом (и не один!), и чьи дедушка и бабушка сами проявляли пленки и водили запорожцы, подписывали открытки и посылали телеграммы. Они должны помнить время до интернета и Путина. Следующему поколению все это будет уже не интересно. Ну или будет – правда, как нечто трогательное и ностальгическое. Я не рассчитываю на большую аудиторию, поэтому тираж книги будет совсем небольшим – в пределах 50 копий.

 

Елена Холкина на фестивале Polycopies (2017)


Елена Холкина, фотограф, художница, независимая издательница, хореограф. Одна из основательниц коллектива "Russian Independent Selfpublished", куратор.

Выпускница Института проблем современного искусства (Москва) и ФотоДепартамента (С-Петербург), стипендиатка Urban Urge 2014 и победительница конкурса Rock Your Dummy 2013 (Париж).

Участница множества выставок в Европе (Франция, Афины, Амстердам, Нидерланды, Латвия и др), США (Лос Анджелес) и странах СНГ (Россия, Беларусь и др). 

Резидентка КЦ ЗИЛ 2016, стипендиатка Urban Urge Awards 2014, победительница конкурса Rock your dummy! (Paris Photo–2013, Париж), шортлист Unseen Dummy Award 2014 (Амстердам).

Ревьюер портфолио-ревю XI Фотопарад в Угличе, член жюри конкурса Rock your dummy! на Le Photobook Fest 2014 (Париж), участница ряда воркшопов, среди которых – Reminders Photography Stronghold (Япония), Book Case Study (Нидерланды), Tre Terzi (Сицилия), ISSP (Латвия), Nico Baumgarten, Riot Books, Akina Books (Великобритания), Jaap Scheeren (Нидерланды) и многие другие. 

Живет и работает в Москве (Россия).