Беренис Эббот — первая женщина в истории, ставшая известным фотографом наравне со знаменитыми мастерами-мужчинами. Эббот работала в жанре портрета, занималась научной фотографией, снимала сельские ландшафты. Но более всего она знаменита своими фотографиями Нью-Йорка, сделанными в 1930-е годы и ставшими классикой городского пейзажа.

В этой статье я вкратце расскажу об этой необычной женщине с сильным и непростым характером, а также о ее наиболее известном фото-проекте «Меняющийся Нью-Йорк». А еще о ее воззрениях на искусство фотографии, которые сейчас, возможно, покажутся многим устаревшими и сомнительными.

Беренис Эббот в Париже в конце 1920-х. Автор фото неизвестен. Источник: Getty Images

Беренис Эббот родилась в городе Спрингфилд, штат Огайо, 17 июля 1898-го года. Детство Беренис было несчастливым, по ее же собственным словам. Родители развелись, с отцом и братьями она больше не общалась. Училась в Университете штата Огайо в Коламбусе. Многие известные фотографы пришли к своему делу не сразу. Эббот хотела стать скульптором. К тому же тогда, когда она училась в университете, фотографию там вообще не преподавали.

Затем Беренис переехала в Нью-Йорк. Там она занялась живописью и скульптурой. А еще подрабатывала официанткой и актрисой в маленьких театральных ролях. В 1921-м году Эббот едет в Париж. В 1923-м она впервые попробовала себя в фотографии, работая ассистенткой известного фотографа Мана Рэя. Интересно, что Рэй искал ассистента вообще без предыдущего опыта работы в сфере фотографии! Эббот, у которой тогда были сложности с деньгами, была взята на работу. Училась она, видимо, быстро. Вскоре Рэй разрешил молодой американке использовать его студию для своего творчества. А еще через некоторое время Эббот стала популярным фотографом среди французской культурной и интеллектуальной элиты.

Беренис Эббот не рекламировала себя и не работала бесплатно. После знакомства с замечательным фотографом Эженом Атже она стала поклонницей его творчества, а после смерти Атже — популяризатором его работ. Возможно, именно Атже повлиял на молодую американку в плане работы с городским пейзажем, акцентирования внимания на повседневных сюжетах, простых людях.

В 1929-м году она возвращается в Нью-Йорк. Город ее заворожил. В это время Нью-Йорк быстро развивается и изменяется. Идет бурное строительство, смешиваются разные архитектурные стили, вздымаются ввысь небоскребы, мосты. И Эббот внезапно прекратила снимать портреты. Впоследствии она изредка возвращалась к этому жанру, но, видимо, без большого энтузиазма и за хороший гонорар. Например, фотографируя по заказу журнала Fortune нескольких богатых и успешных предпринимателей. При этом сам журнал она не любила.

«Pine Street: U. S. Treasury in foreground, near Nassau Street, Manhattan». 1936. Источник: The New York Public Library

В 1935-м году она обращается в Федеральный проект развития искусств (Federal Art Project) за поддержкой. И при его участии начинает свою знаменитую серию снимков «Changing New York» («Меняющийся Нью-Йорк»). В это время в США свирепствует Великая депрессия. И Эббот снимает контрасты городской жизни. Ритм индустриального города, который может как подавить человека, выбросив его на обочину жизни, так и предоставить ему массу возможностей.

«Pike and Henry Streets, Manhattan». 1936. Источник: The New York Public Library

Беренис Эббот использует так называемый «прямой стиль» фотографии, стремится реалистично и документально запечатлеть места и события, отрицает постановочную съемку. Задача фотографа — показать жизнь как она есть, без прикрас. При этом Эббот внимательно выбирает ракурс, изучает историю тех или иных районов, историю постройки зданий, которые она снимает. Фотограф поднимается на небоскребы, чтобы запечатлеть город сверху, ездит в неблагополучные районы. Они в Нью-Йорке были всегда, только менялись со временем вместе с этническим и расовым составом их жителей. Сейчас это, например, Гарлем, а когда-то был нижний Ист-Сайд. Беренис Эббот снимает тихие и чопорные богатые районы Вест-Сайда вдоль Центрального парка. Деловой центр в Нижнем Манхэттене, который и дал Нью-Йорку одно из его нелицеприятных прозвищ «Город желтого дьявола». Впрочем, мне больше нравится другое неформальное название «Большое яблоко».

Беренис Эббот мастерски выстраивает композицию кадра. Часто снимает на длинной выдержке. Представьте молодую женщину с громоздкой камерой, поднимающуюся на вершину небоскреба, чтобы снять вид города сверху. Или стоящую на перекрестке где-нибудь в не самом благополучном районе Нью-Йорка. Где фотографа в принципе увидишь редко. А уж женщину-фотографа там, думаю, не видели никогда.

«Fulton Street Dock, Manhattan skyline, Manhattan». 1935. Источник: The New York Public Library

Как-то Эббот решила пойти поснимать Бауэри стрит. Это улица в том самом нижнем Ист-Сайде. Действие знаменитого фильма Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» происходит приблизительно там же. Один коллега тогда сказал Беренис, что «хорошие девочки в Бауэри не ходят». Эббот ответила ему так: «Парень, я — не хорошая девочка. Я — фотограф. Я хожу везде».

«Nightview, New York». 1834. Источник: The Metropolitan Museum of Art

«Ночной вид, Нью-Йорк», одна из самых известных ее фотографий, сделанная в 1934-м году из окна Эмпайр-стейт-билдинг, представляет собой вид сверху на Мидтаун. Фотография сделана между 16:30 и 17 часами, когда огни уже зажглись, но еще не очень темно. 20-го декабря в Нью-Йорке начинает темнеть рано. Для освещения Эббот использует только свет, исходящий от самих зданий. Сотни огней, офисы, конторы... Новый, динамично развивающийся город, торжество прогресса и деловой жизни.

К фотографам, не исповедующим документальную фотографию, Эббот относилась презрительно. Считала, что искусство должно быть объективно. Не признавала субъективного опыта.

«Oak and New Chambers Streets, Manhattan». 1935. Источник: The New York Public Library

«Сама камера может запечатлеть быстро меняющийся город сегодняшнего дня и говорить на языке, понятном всем», — утверждала Эббот.

Эдварда Стайхена, главу отдела фотографии МоМА (знаменитого Музея современного искусства), она считала своим «противником» из-за того, что он был приверженцем абстрактной фотографии и «бегства от реальности». Не любила она и прекрасного фотографа Альфреда Стиглица, чьи работы, по ее словам, были «с примесью мистического и субъективного подтекста». Анселя Адамса, с его грандиозными видами на мистический американский Запад, Эббот называла «ловким, самодовольным» калифорнийцем, чьи фотографии были просто «палками и камнями».

А еще она была «остра на язык», скуповата. Сохранились свидетельства того, как Эббот пригласила на День благодарения гостей и приготовила одного цыпленка на десять человек. Или как она упорно судилась из-за использования своих негативов.

Также можно упомянуть тот факт, что Эббот симпатизировала коммунистической партии. За что на нее в разгар маккартизма завело дело ФБР. В качестве признака оппозиционных взглядов там даже была фраза «постоянно носит брюки»! Для 1951-го года это было необычно. А еще и короткая стрижка...

«McSorley’s Ale House, 15 East 7th Street, Manhattan». 1937. Источник: The New York Public Library

Конечно, в наше время мысли Эббот о фотографии кажутся несколько странными. Объективность без отношения автора, скрытого смысла, даже сюжета? К тому же теперь принято считать, что даже бесстрастные и «объективные» пейзажи все равно могут отражать настроение автора, его мироощущение. Тем не менее, и в наши дни Беренис Эббот остается значительным фотографом. Одним из первых мастеров съемки большого города.