Erik Mclean: Pexels

Многие во время пандемии осознали, что давно потеряли связь с объективной реальностью — миром, существующим независимо от нас и нашего сознания.

Пропасть между объективным и субъективным постоянно увеличивается не по причине активности вируса COVID-19. Наш вирус гораздо страшнее, его эволюция началась сотни лет назад, по крайней мере с появлением десяти заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли...»

Со временем в Библию внесли «поправки», касающиеся изображений, в результате чего стало возможным одно из уникальных явлений мировой живописи — русская икона. Дальше становилось веселее. Когда большевики разрушали церкви, художники поверх икон начали рисовать свои «композиции». Например, композиция № 100 Александра Родченко нарисована на иконе из взорванного в Москве Храма Христа Спасителя. Это «культурное явление» вскоре назовут русским авангардом, где Родченко займёт своё место, значительно менее важное, чем Андрей Рублёв в иконописи.

Какова роль изображений в советской пропаганде, полагаю, говорить не стоит — мы до сих пор можем наблюдать её эволюцию в нашей субъективно существующей реальности, по телевизору или в интернете.

Как вы, вероятно, догадались, речь идёт о «визуальном вирусе» (VV). Фотография как эволюционная разновидность этого вируса на определённом этапе считалась «объективной реальностью» и явилась основой для формирования таких гуманитарных дисциплин, как фотожурналистика и документальная фотография, якобы потому, что фотография способна тождественно передавать трёхмерное пространство в двухмерное. Это действительно так, но только с точки зрения математики, а не субъективной логики человека с камерой в руках.

Так, с одной стороны советская фотография занималась пропагандой, с другой стороны западная фотография пыталась остановить войну, показывая все ужасы и несправедливость существующих порядков. Очевидно, в обоих случаях значительных успехов достигнуто не было.

Только в результате массового использования фотошопа и доминирования цифровой фотографии любому обывателю стало понятно: его хоть и не обманывали, но манипулировали непросвещённым сознанием. Обыватель уже и сам готов взять на вооружение методы манипуляции если не в профессии, то по крайней мере в публикациях селфи, улучшая себя инстаграм-фильтрами и убеждая окружающих в правдивости созданного изображения.

Сегодня мы можем констатировать: любой человек заражён «визуальным вирусом», а тайное оружие пропаганды и пацифизма стало доступно самым широким слоям общества. Что делать в этой ситуации, кому и во что верить, где реальность, в который каждый из нас нуждается?

Много лет назад, будучи военным фоторепортёром, я имел дерзость написать в одном из профильных журналов, что фотограф подобно Богу создаёт свою реальность в виде изображений, которые могут не иметь ничего общего с объективной оценкой, но фотограф предлагает всем смотрящим в неё поверить. Тогда меня обвинили в нарциссизме, хотя я хотел доказать обратное: если фотография не является объективной реальностью, то для зрителя остаётся лишь один аргумент — верить автору, создателю этой реальности, или нет. В итоге — верить ли конкретному человеку или продолжать верить богам пропаганды и пацифизма. Несмотря на все ужасы и преступления, совершённые человеком, я предлагал поверить ему, в том числе по причине «образа и подобия».

Первыми, кто на рынке масс-медиа догадался поверить в человека, стали социальные сети. Разумеется, они смогли удачно это монетизировать, создав каждому пользователю свою персональную страничку с личной фотографией и подчеркивая индивидуальность каждого автора. Участие в социальных сетях кажется абсолютно бесплатным, но вы всегда должны помнить: если вы не заплатили за фотографию, которую смотрите, то за неё заплатил кто-то другой. Это может быть самый широкий круг инвесторов, начиная от самого автора и кончая идеологами — политтехнологами той или иной пропаганды.

Инвесторы не заставили себя ждать и мы получили огромное количество фейковых аккаунтов и как следствие этого — фейковые новости, фейковые фото и даже фейковые книги.

Другими словами, если вы смотрите свою ленту в социальных сетях, то должны отбросить иллюзию, что это ваш выбор, а не выбор виртуального алгоритма. Вместе с тем не питайте надежду, что ваши фотографии или сообщения всегда достигнут глаз и сознания всех ваших почитателей. Этого никогда не будет бесплатно, пока существует рынок, скрывающийся за ширмой вашей любви к халяве или коммунизму. Здесь и возникает вопрос, за что, как и зачем платить.

В офлайн-реальности каждый из нас имеет паспорт. Некоторые заведения до сих пор выдают гражданам характеристики, дипломы, премии, медали и звания. Эти атрибуты формировались столетиями. Если вы внимательно проследите историю эволюции интернета и человека в нём, то легко догадаетесь, что, то же самое происходит в виртуальном пространстве. Кто вас знал в Сети в 1996 году? Никто. А теперь у вас есть персональный аккаунт в фейсбуке, инстаграме или ютьюбе. Вас читают сотни, иногда тысячи и даже миллионы. Это тождественный процесс идентификации, как в офлайн, только значительно ускоренный. Процесс от общего к частному и, если хотите, от государства к человеку. И никогда — наоборот. Это и есть идея либерализма времен 17-го века — человек первичен, система вторична. И не говорите больше, что вам не нравится «либерасты», ибо вы сами таковым являетесь будучи в сети интернета.

К счастью или сожалению, но действительно реальный мир развивается в сторону технологий и децентрализованных потоков информации. Мы уже сейчас не можем точно определить на какие из этих потоков «подсажены» — на настоящие или фейковые. Фотография больше не является произведением искусства, да и никогда не являлась таковой с полной безусловностью. Фотография сегодня — это визуальная информация или информационный вирус как по форме, так и по содержанию.

Цель и задача человека вовсе не в том, чтобы остановить этот процесс по причине того, что это не соответствует общепринятым представлениям о морали, нравственности, этики и тд, сложившейся и принятой нами веками. Уже сейчас мы не можем отличить ложь от правды, новости от фейка, аватара от человека. Этот процесс эволюции вируса мы никогда не остановим. Нам необходимо понимание как с ним жить.

К чему мы пришли сегодня? Например, к тому, что государство сделало для вас Госуслуги. Это действительно удобно, но далеко не всегда идентифицирует человека как творческую личность. На данный момент государству этого достаточно, чтобы контролировать ваши налоги и штрафы. Сделать что-то для самого себя и своей личности вы можете только сами. Сами инвестировать в себя и создать, например, собственный сайт или страницу, которую вы будете контролировать и самостоятельно задавать нужные алгоритмы. Живого человека от фейкового аватара может отличать не только эго-идентичность, но и ответственность за созданную вами реальность. Если вы этого не сделаете, за вас это сделает государство или иной выгодополучатель.

Хотите вы того или нет, но уже сейчас вы являетесь частью новой системы, где нет реальности, кроме той, которую вы сами создадите или в какую поверите. Не упустите шанс и сделайте хотя бы свой мир лучше, как о том наивно мечтала фотожурналистика и документальная фотография 20-го века. Мы все будем наблюдать за вашей персонализированной реальностью, верить в нее или нет, при этом будем создавать свои реальности и предлагать вам поверить в них.


Обсудить колонку Олега Климова