«Возможно, "зернистость" внимания,
возникающая по мере всматривания во внешний мир
и подмечания большего числа удивительных деталей
приведет и к более четкому восприятию нашего внутреннего мира
со всеми его тонкостями и противоречиями».
Дженни Оделл, художница

«Спорим, люди бы жили совершенно по-другому,
если бы они проводили каждый вечер
сидя на улице и всматриваясь в звездное небо».
Билл Уоттерсон, мультипликатор

 

Чем больше мы «вглядываемся» и «вслушиваемся» в окружающий мир, тем лучше начинаем понимать нюансы и оттенки собственной внутренней вселенной – предполагает калифорнийская художница Дженни Оделл, развивая эту идею в недавно опубликованной книге «Как заниматься ничем» («How to do nothing»). Ее анализ полезных граней и последствий этого, на первый взгляд нехитрого, дела прекрасно резонирует с афоризмом еще одного американца – мультипликатора Билла Уоттерсона. Еще полвека назад иллюстратор утверждал, что у нас никогда не будет достаточно времени, чтобы в полном объеме заняться всеми желанными «ничегонеделаньями». В сегодняшних реалиях «экономики внимания», для которой наша концентрация – рядовой товар торгово-денежных отношений, такая мысль приобретает, вместо ироничного, весьма трагичный оттенок. Ничегонеделанье становится роскошью, отказ от купли/продажи времени и внимания – вызовом капитализму. Бесплатные занятия вызывают недоумение или порицание. 

Кадр из мультфильма «Ёжик в тумане» (1975) представляет пример приятной и простой практики «ничегонеделания»

Одной из подобных роскошно бессмысленных практик кажется чуть безумный, но от этого не менее привлекательный, онлайн проект Джона Кёнига «Словарь необъяснимой печали» (в другом варианте – «Словарь неясных скорбей»), чья суть – чистое творчество «на нюансах». СЛОВОтворчество. Создание неологизмов, описывающих ранее неназванные эмоции. 

Например, многим из нас наверняка доводилось хотя бы раз почувствовать «сондер» – понимание того, что каждый случайный прохожий на самом деле – носитель и творец такой же сложной и яркой жизни, как наша. Или «эллипсизм» – печаль, вызванную невозможностью узнать, куда нас всех ведет история человечества. Или «моназопсис» – стойкое ощущение собственной неуместности. Тем не менее до недавнего времени эти и масса других переживаний не имели закрепленных за ними слов, а значит – не входили в языковую картину мира, оставаясь невидимыми. Деликатность и чувствительность Кёнига подарили им звуковую и грамматическую оболочку. Его личное упражнение во «вглядывании» обогатило эмоциональный словарь человечества – определенно, способствовав чьему-то более тонкому ощущению граней собственного внутреннего мира. 

В своем TED-выступлении на тему любви к новым лексическим единицам, Джон напоминает: значение никогда не обитало внутри слов – его туда «вливаем» мы сами. Словно ребенок, раскрашивающий разными цветами фигуры разукрашки, нашим пристальным вниманием мы придаем формы феноменам реальности – впускаем их в свой ментальный и чувственный лексикон. В случае с начинкой «Словаря необъяснимой печали» – при помощи слов. Но не их одних.

Более «выпуклыми» нюансы зримого и эмоционального мира может сделать и занятие фотографией (в случае, если вас не очень угнетает «вемёдален» – разочарование, возникающее при взгляде на изображение чего-то прекрасного, но уже тысячу раз виденного). Камера, используемая не для ускорения, а для замедления «здесь и сейчас», способна помочь рассмотреть, приблизить, «назвать» важное. Что для этого нужно? Не гнаться за количеством, перестать клонировать «споты» хитов Instagram геолокаций или спешить паковать ручную кладь в очередной «лоу-кост» с «тем самым» закатом и улочками, где каждый второй «уникальный» блогер советует непременно затеряться, а учиться слушать и понимать себя. Возможно, ваше личное «путешествие любви» к жизни начинается прямо там, где вы находитесь в настоящий момент – а не в тысяче километров в сторону морей с экзотическими рыбами, индийских ретритов или Пизанской башни.  

«Проживание жизни, которая отражает ваши ценности и радует душу, – редкая удача, – писал Билл Уоттерсон. –  В культуре, неуклонно выдающей за идеал хорошей жизни то экономию, то излишество, человека, счастливо занимающегося любимым делом, обычно считают эксцентричным, если не чокнутым. Амбиции вызывают похвалу, только если они являются ступенькой воображаемой лестницы успеха». «Решили довольствоваться спокойной работой, чтобы иметь достаточно свободного времени для занятий другими интересными делами? Да вы псих! Бросаете карьеру, чтобы остаться дома и воспитывать детей? А как же нераскрытый потенциал?» Но разве должность и зарплата – единственные способы измерения человеческого достоинства?

Вам сто раз, прямо или намеками, скажут: «Так держать! Ты можешь больше! Быть недовольным тем, кто ты, где ты и чем занимаешься – нормально!» Есть миллион способов продать себя, и, я гарантирую, вам о них не преминут сообщить.

Выдумать смысл жизни – непросто, но нам пока никто не запрещает этим заниматься. И игра действительно стоит свеч».