Анастасия Цайдер, «Аркадия». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Чисто фотографическая выставка в статусной локации – причем это уже пятая ее остановка: «Новый пейзаж» начался в Ельцин-Центре в в 2017-м, и с тех пор поколесил по стране. Ни представленные серии, ни их смыслы, ни авторы вопросов не вызывают. Чисто эстетически, это победа того самого, что я 10 лет назад любил и поддерживал в меру сил.

Что не так?

Именно это не так – представленным сериям по 10 лет. Ну не всем, проекты Шера и Новикова закончены только в прошлом году, а у Цайдер проект свежий, 2016-17 – но общее ощущение именно такое.

10 лет назад, несмотря на разразившийся кризис, мы находились в другой историко-культурной ситуации: в Москве было штук 7 фотографических галерей, было несколько журналов, публиковавших истории и дававших заказы, и 2-3 журнала целиком про фото; свибловские биеннале вызывали ажиотаж. 

Я ничего не хочу сказать плохого про неблагодарную Москву; мне кажется, изменения условий существования фотографического медиума – глобальны. Большинство классных галерей из тех, что были на Paris Photo 2018 - в своей повседневной жизни показывают не только фотографию. Изменяться, адаптироваться. Рынок искусства постепенно апроприирует фотографию, нагруженную теми смыслами, которые сродни контемпорари арту; все остальное маргинализируется. Количество платящих периодических изданий если и не уменьшилось по всему миру (с учетом интернета, наверно, увеличилось) – то сумма денег в системе уменьшилась точно, и за эту сумму больше конкуренция.
А на местной российской ситуации эти процессы просто отразилось сильнее, чем в среднем по планете - здесь не было запаса прочности и здесь сильнее пострадала экономика, и продолжает страдать.

Петр Антонов, «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Так вот, «Новый пейзаж» – это выставка, вызванная к жизни усилиями самих участников. Фотографы Петр Антонов и Анастсия Цайдер – выступают здесь и как кураторы. Это та самоорганизующаяся инициатива, которой я пою осанну при каждом удобном случае, это круто, но это, в первую очередь, про исследовательские амбиции авторов: «место пустовато, слепое пятно ждет, чтобы его заполнили». Сам подход замечательный, особенно для художников. Но получается, что слепое пятно заполняется не тем, что происходит сейчас, не развивающимся движением, исследующим психосоциальную географию малоизученной страны – а тем, что было когда-то, и понимается как школа только ретроспективно.

Кураторы апеллируют к эпохальной выставке New Topographics. Эта выставка произошла в 1975-м, и показывала свежие, двух-трехлетней давности работы тогда еще безвестных тридцатилетних авторов (за исключением Бехеров, которые уже были статусные сорокалетние). Это было то, что «происходит здесь и сейчас», отчет о фактах, слепок реальности, и прогноз на будущее. 

Прогноз сбылся, выставка перевернула сразу несколько представлений о фотографии и ее языке.

Боюсь, этого не случится с выставкой «Новый пейзаж». Мне очень нравится то, что показано и где показано. Но это выставка для меня, 45-летнего, и она про мою, э, еще более раннюю молодость.

Выставка «Новый пейзаж» работает в Фонде культуры «Екатерина» до 24 марта 2019.

Александр Гронский, «Меньше единицы». Цветной негатив, цифровая печать со скана
Александр Гронский, «Меньше единицы». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Миксим Шер, «Палимпсесты». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Миксим Шер, «Палимпсесты». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Лиза Фактор, «Поверхность Сибири», 2001-2003. Цветной негатив, цифровая печать со скана

Анастасия Цайдер, «Аркадия». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Петр Антонов, «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений». Цветной негатив, цифровая печать со скана

Валерий Нистратов, «Документы природы». Бромсеребряная печать с негатива