John Divola. DARK STAR, 2008 ARCHIVAL DIGITAL PIGMENT PRINT ON RAG PAPER 44,5 × 54,5 inches. Галерея Luisotti

Когда-то я каждый год ездил в ноябре на Пари Фото. Это было прямо главное ярмарочно-коммерческое событие для меня. Единственное, в течение долгого времени.

И вот в этом году опять оказался здесь, почти случайно. Париж не подвел – холодный ветер с дождем, мокрые ноги, полгорода парализовано из-за торжеств по поводу столетия окончания 1-й Мировой. Все как полагается.

Общее настроение – да, интересно, многого не жду, но сердце чаще бьется: свидание с предметом давней страсти.

И главное послевкусие по результатам – я позитивно разочарован, скепсис в целом отступил, и это прямо неожиданность. Как раньше было: я стремился все увидеть, запомнить, пощупать, прицениться – почувствовать ткань и пульс и систему через цифры и имена. Но коммерческое событие само по себе не нарративно, бессмысленно и утомительно выстраивать слитную историю, описывая его. Галереи выставляют то, что они смогут продать, на что у них есть спрос; почему именно такой спрос – да кто знает. Есть элемент моды или везения. Один из сопутствующих ярмарке призов взял Адам Фасс (Adam Fuss), раньше он был повеселее, снимал на просвет композиции из кроличьих кишок и цветов, а сейчас вообще салон. И вот его салонные цветочки-листики выставляются у пяти галерей, включая Pace/Macgill. А раньше не было такого. Что это означает? Да ничего.

Pieter Hugo, галерея Stevenson (Cape Town / Johannesburg). В первом ряду напротив входа годами.
Untitled, San Francisco, 2014, 2014, c-prin, 82.5 x 109.8 cm. The artist. Courtesy of Stevenson, Cape Town and Johannesburg

Pace/Macgill. На переднем плане Адам Фасс, позади – Джоэл Мейеровиц

Каждый год мутная волна выносит то или иное имя, потом это имя опять исчезает. Вон в 2011 здесь в моде был Лукас Самарас (Lucas Samaras) с цветными полароидами из конца 60-х, и та же Pace/Macgill его выставляла, и не одна она; в то время вообще активно осваивался в коммерческом смысле цвет 60-х. А сейчас нету. Не стал Самарас от этого ни хуже, ни лучше. Или вот Дайдо Морияма в этот раз изо всех щелей. Ну и ладно.

Поэтому можно расслабиться, дрейфовать по любимым именам и не фрустрировать, а как ноги устанут - принимать стаканчик вина.

Хочется обвинить ярмарку в отсутствии новых имен – но это во-первых, брюзжание, во-вторых, дорогущая ярмарка не место для опасных экспериментов. А в-третьих, и главных, это будет несправедливым обвинением. На фоне повторяющихся раз за разом стендов – множество моно-выставок, и часть именно с новыми именами; явные усилия делаются организаторами в этом направлении. Agnes B. показала «Призыв» Дмитрия Маркова. Можно такое любить или не любить, но факт налицо. Еще заметное достижение отечественной фотографии в этом году – приз Leica Oskar Barnak у Мари Гельман из Петербурга, в соответствующей некоммерческой секции.

В этом году достаточно многие галереи в основной части идут этим путем – выдают цельное высказывание с неочевидной коммерческой перспективой, с социальной составляющей (и зачастую при государственной или корпоративной поддержке). Company из Нью-Йорка показывает такую Барбару Хаммер (Barbara Hammer), лето любви из 70-х.

ACB из Будапешта – местную недавно почившую Каталин Надор (Kathalin Nador – при поддержке венгерского министерства). А Van Den Gritten Galerie (Кельн) выставила некое семейство Шмёльцев, например: Хуго и Карла Хуго, мастеровитых отца и сына.

Barbara Hammer на моностенде Company (NY)

Kathalin Nador на моностенде acb (Budapest)

Karl Hugo Schmölz (сын), 1951–57. Van der Grinten Galerie

Hugo Schmölz (отец), 1935-37

Тяжеловесы не отстают, но тут имена поизвестнее: ветераны галеристы и издатели Contrasto выступают с моновыставкой Джеймса Нахтвея (неслабо для ярмарки, но они наверно на книжках отбивают, плюс за их стенд кто-то заплатил).

Goodman (Johannesburg / Cape Town) с мощным стариком Дэвидом Голдблаттом (David Goldblatt) – Inhabiting The Silence, про апартеид и шахтеров с начала 50-х и до конца 80-х (я и не знал, что он так давно снимает). А галерея Ruzicska из Зальцбурга сделала даже две мини-выставки Акселя Хютте: в разделе Prismes на втором этаже и у себя на стенде, причем именно на стенде были новые работы – напечатанная на стекле серия Imperial, тяжелое и смешное барокко.

...Гагосян же просто показал выставку про «Фабрику» Энди Уорхола – много огромных Аведонов, плюс сам Уорхол, и так далее – не глубоко, но это же не музей, а смотреть приятно.

Несмотря на эти любопытные всплески, есть конечно такой эффект, что ходишь и ходишь, и понимаешь, что ты видел то же самое и 5, и 10 лет назад, только сам был моложе, и было дешевле. А теперь первый ряд продали и уже подгребли и второй, и третий, смыслы те же, а качество ну так. 

Перестановка мест слагаемых. Ну, на первый ряд переместилась парижская Le Filles du Calvair, и не показывает Антуана д’Агату на основном стенде: зато показывает в секции Curiosa (кстати, это интересная спецсекция про эротизм в фотографии, там д’Агата почти самый нормальный из всех). Такого рода изменения.

Инсталляция Antoine d’Agata

Галерея CARLIER | GEBAUER. Paul Graham. Bank of America, 2018 Digital c-print 147 × 196.2 cm.

Александра Гронского парижская Polka не выставила, и это грустно – но когда я здесь был в предыдущий раз, она его выставляла очень неудачно и по свету, и по формату – так что может и к лучшему.

Зато любимый автор Гронского (если эта информация не устарела) – Пол Грэм (Paul Graham) – из предмета тайного культа давно переродился в олимпийца, и рутинно выставлен у берлинской Cartier/Gebauer (и у вездесущей Pace/McGill).
Жаль, чудесной галереи Stills из Австралии больше нет, оказывается, закрылись они в 2017 еще году, я пропустил этот момент...

Если брать одну самую запоминающуюся работу, то мой выбор будет анти-оригинальным – здоровенные отпечатки Дэвида Хокни про организацию выставок – из этой серии работы были у (опять!) Pace/Macgill и Galerie Lelong & Co (что появляется у одного, появляется повсюду, я же говорю). Вот что бывает, когда за дело берется умный художник с пластическим чутьем.

А вот и Хокни в Pace/Macgill. David Hockney. Focus Moving, 2018 Photographic drawing printed on two sheets of paper and mounted on two Dibond panels 170.2 × 217.8 cm

И в Lelong&Co. David Hockney Inside It Opens Up As Well, 2018 Photographic drawing printed on paper, mounted on Dibond 83.2 x 228 cm

Там же. David Hockney. Malibu Interior, 1974 Chromogenic print 20.3 × 26.7 cm. Lelong&Co

Но, от противного, для меня неожиданно важной сделалась галерея Luisotti (Santa Monica) – я с давних пор ее помню, у них Льюис Бальтц (Lewis Baltz), но вдруг стало понятно, что у них вообще все занятно и цельно с авторами, и Джон Дивола (John Divola), и Марк Руведел (Marc Ruwedel).

Так что – интересно мне было и легко, без обязательств. А потом устал и пошел в гости пить вино, чем Париж и чудесен, и бог с ними, мокрыми ногами.

Иногда старая страсть прорастает холодным таким увлечением.

UPD. А Гронский в «Польке» был! Черно-белая «Схема». Осталось понять, это я его не узнал, или к вечеру воскресенья уже продали или демонтировали.

Александр Гронский. Sans titre 01, Jerusalaem, 2015. Diptych of pigment prints on Fine Art photo paper, 60x40 cm. Polka galerie

Lewis Baltz, Piazza Pugliese #2, 1991, Photographs, Lightbox Cibachrome print mounted to clear Plexiglas, 137 x 66 cm. Gallery Luisotti

Andres Serrano, Soeur Yvette II (the Church), 1991, галерея Nathalie Obadia

Luc Delahaye. Taxi, 2016. Digital C-print, 185 × 234.5 × 6 cm. Галерея Nathalie Obadia

Йозеф Куделка, «Румыния», 1968. Раньше эти винтажи были у Эрика Франка, а теперь у Augusta Edwards Fine Art, не знаю их.

Там же хорошая Karen Knorr, есть в хозяйстве ее книжка. Untitled, from the series Belgravia, 1979-81. 40.64 x 50.8 cm, Black and White Silver Bromide Prints
Там же хорошая Karen Knorr, есть в хозяйстве ее книжка. Untitled, from the series Belgravia, 1979-81. 40.64 x 50.8 cm, Black and White Silver Bromide Prints

Antti Latinen, galerie Anhava. Он кажется и в самом деле в деревьях дырки прорезает.
Broken Landscape, 2017, pigment print, diasec 130 x 180 cm. Courtesy the artist & galerie anhava

Веселый коллажик Лолы Альварес Браво, 1948 (Charles Isaacs / Gregory Leroy). Lola Alvarez Bravo: Ferrocarilles. c. 1948/ later, Silver print, 170 x 310 mm, unmounted. w2735.

И там же Мануэль Альварес Браво (1934) за 45 тыс. Manuel Álvarez Bravo. Los Agachados (The Crouched Ones), 1934 Gelatin silver print. 18.1 × 24.1 cm

Или вот Bernice Kolko, 1955, Vintage silver print, 490 x 400 mm, on original mount, titled in pencil on verso., Illustrated: Rostros de Mexico, Fotografias de Bernice Kolko, Castellanos, UNAM, 1966, plate 105, there titled "Madre de Papantla, Veracruz". w2723.

Thorsten Brinkmann в Feldsbuch Wiesner Rudolph (Berlin) – это в секции курированных выставок. Thorsten Brinkmann. Jean D`Esk, 2018. Archival Inkjet Print, 200 x 150 cm

Grey Crawford, 1976, Gallery Taik Persons. EL MIRAGE #51, 1976. ARCHIVAL PIGMENT PRINT, FRAMED. 50,5 X 66 CM

Дон Маккаллин в Hamiltons (London). Don McCullin. An American soldier takes cover in Hue, February 1968. Gelatin silver print on paper, 495 x 325 mm

И тут же Аведон. Он как раньше был Ньютон – везде. Boyd Fortin, Thirteen Year Old Rattlesnake Skinner, Sweetwater, Texas, Texas, March 10, 1979. Richard Avedon

Diane Arbus, 1970, Fraenkel gallery

Ralph Eugene Meatyard (ок. 1958), там же. Untitled, 1958. Gelatin-silver print, 16.2 × 20 cm. Fraenkel gallery

Alec Soth в Fraenkel gallery (сильная в целом). Alec Soth. Dallas City, Illinois 2002

Дэвид Лашапель в Templon, вот кто борозды не портит! News of Joy, 2017 © David LaChapelle. C-print 152 × 131 cm

Аньес Варда, классик-кинематографист 1928 г.р. Делает бодренькие объекты из кинопленки. Галерея Nathalie Obadia

Richard Mosse, любитель снимать социалку в лиловом цвете (здесь это серия про лагеря беженцев в негативе). Галерея CARLIER | GEBAUER. Richard Mosse, Tempelhof Airport, Berlin, Germany, 2018, from the series The Castle. Digital C-print on metallic paper, 84 x 304 cm

Чб Saul Leiter. Fay, c.1946. Gelatin silver print; printed ca. 1946. 17.1 × 23.5 cm. Howard Greenberg Gallery

Цветная Vivian Maier там же. Chicago, 1975. Chromogenic print; printed later. 40.6 × 50.8 cm. Howard Greenberg Gallery

Axel Hütte, Altenburg Bibliothek, 2017 Inkjet on glass on stainless steel 210.5 × 156 cm. Ruszicka Gallery

Cristina de Middel, Legba, 2016. Magnum Gallery