Настало время перестать спорить о статусе фотографии в сонме искусств. Но в том ли статусе, что мы ожидали, она в там обосновалась?

Программы типа Adobe Photoshop, Lightroom или Prisma доказали всему миру, что то, что сегодня выглядит как фотография, на деле может оказаться настолько далеким от непосредственно снятого с реальности «сырого» изображения, насколько фото с поверхности Марса – от его «реальности». Исследователи из Adobe и Cornell объединили умы и фантазию и создали то, что вряд ли понравится представителям творческих профессий. Их изобретение Deep Photo Style Transfer, несмотря на внушительное название, представляет собой достаточно простую в использовании «фичу», которая, как отметил автор ресурса о рынке мобильной электроники BDG Майк Вейнер, «фактически, позволит выкрасть саму душу фотографии» [1].

Закулисный принцип работы фильтра, иллюстрированный массой красочных примеров, изложен коллективом авторов в своеобразных «апрельских тезисах» [2] на девяти страницах, но резюмировать его можно в нескольких предложениях. Алгоритм, как указывают четыре исследователя, позволяет отделить в снимке «содержание» от стиля и заимствовать последний для коррекции желаемого изображения. В результате нехитрых манипуляций оно будет выглядеть так, будто было сделано «при другом освещении, в другое время суток, при других погодных условиях, или так, словно намеренно подверглось художественной обработке».

А если еще проще: делаете снимок, понимаете, что он фиговый, находите чужой красивый снимок, чей контраст, цветовая гамма, баланс белого греет ваше сердце, душу и глаз, применяете инновационный алгоритм – и вуаля! – всеми желанными визуальными характеристиками теперь обладает и ваша фотография.

Сравните изображения в режиме «было – стало», приводимые авторами статьи «Deep Photo Style Transfer».

А вот изображение, чей «стиль», собственно, и был заимствован для модификации изначального блеклого снимка с небоскребами.

Как видим, результат, полученный после наложения эффекта, не просто улучшает изначальную картинку, он, по сути, трансформирует ее в абсолютно другую! Зачем ждать прихода ночи, настраивать выдержку, покупать дорогостоящие объективы, если можно просто прикарманить чужой опыт?  

Алгоритм все еще находится в стадии разработки. А пока от Adobe еще не поступило официального подтверждения относительно того, собирается ли компания встраивать его в какое-либо из своих приложений или софтов, мнения потенциальных неравнодушных к фотографии разделились. И если авторы цифровых новинок предлагают «поплевать три раза на удачу» относительно появления программы в широком доступе и предрекают новую степень прогресса и «котиков» всех оттенков розового для «ленивого фоторедактирования» [3], есть и те, кто берет на себя смелость сравнить Deep Photo Style Transfer с очередным Франкенштейном. «Новое поколение скоро будет с закрытыми объективами снимать», – возмущается раздраженный пользователь с ником Брайан под очередной хвалебной онлайн заметкой прелестей прогрессивного алгоритма [3]. И вряд ли найдется хотя бы один человек, помнящий особенности ручной проявки плёнки, который не разделит сарказм комментатора.

Стремительное движение цифровых технологий в сторону облегчения процесса получения визуально качественной фотографии подводит нас к целому ряду дилемм, и их вряд ли можно разрулить одной аналитической статьёй. Снимок подмосковных котиков в фильтрах лучей заходящего солнца в Гонконге, сделанный нажатием одной клавиши продвинутой юзершей из Одноклассников, – это, конечно, супер. Но что, например, делать с копирайтом фотографии того отправившегося в Китай фотожурналиста, который не очень-то планировал освещать своим солнцем домашних питомцев? Не выглядят ли такие игры в красивое как обесценивание труда, фантазии, опыта, вкуса? Не рискуют ли создатели «Deep Photo Style Transfer» разжечь революцию на рынке фотоискусства? Эксперименты с фильтриками на экране телефона в режиме «селфи для друзей» никому погоды не делают, но совсем другое дело – добротные хайрезы, которые позволят собирать персонального «франкенштейна» с оттенками Гурского, Парра или Акермана «в домашних условиях».

С одной стороны, продолжающий цвести буйным цветом кризис доверия к фотографии, ужасы «пост-правды», пост-постмодернизм, визуальный хаос и закат фотоплёнки и фотожурналистики, с другой – ну, это ведь «новый дивный мир», а вы что хотели? Enjoy it!

Как бы не трактовалось понятие «прогресс», остановить его невозможно. Как показывает история с насильственными попытками оградить язык от неологизмов, заимствований и сленга, развиваться он все равно будет исключительно по собственным внутренним законам. Мода на слова появляется и исчезает, оставляя в активном обиходе те, которые приходятся пользователям по душе и настроению: простые, яркие, нужные. То же самое скорее всего ждет и область фотографии: другой она не станет, а уже стала. И речь здесь идет как о практической доступности, так и об очевидном улучшении качества. Задача, которая при стремительном изменении внешних условий, выходит на первый план и требует наших решений, скорее связана с тем, как реагировать, как «читать» и понимать полученные «франкенфотографии»? На каком языке о них говорить?  

Мы столько размышляли о статусе фотографии в мире искусства, так долго боролись за ее выход из-под крыла «технической новинки» и ремесла, что не заметили, как она стала художественным произведением поп-арта, имеющем с реальностью столько же общего, сколько фасоль Уорхола – с реальной банкой «Campbells». И что дальше?

Неизбежной кажется необходимость пересмотра привычных определений и более ясно очерчивание границ между жанрами, полями и целями в области визуального, равно как и осознание подводных камней нашего активного зримого присутствия в Интернете. Резкий рост одной тенденции неизменно влечет и развитие «контр-течений». По мере того, как процесс получения более качественных и быстрых изображений будет набирать обороты среди миллениалов, уверена, что рост станет наблюдаться и в кругу тех, кто предпочтет искусство в стиле «slow life». Не исключено, что снятые на фотоплёнку, проявленные и напечатанные вручную «нетленные» карточки с оттенками «естественного» света, характерного для выбранных фотографом времени суток и поры года, будут оцениваться не столько в контексте функциональности, сколько в связи с терапевтическим и эстетическим эффектом – антидотом скорости и тотальной поверхностности жителей начала нового века.

Как показывают статистические данные продаж бумажных книг крупнейших мировых издательств [4], предсказания любителей литературы в электронном формате не сбылись. За последние годы их выручка от издательства «доброй старой бумаги» медленно, но верно растет, в то время как интерес к электронной книге остается стабильным, но не доминирующим. «Цифра» стала многомиллионным бизнесом, несомненно трансформировав рынок, но не подчинив его себе.

Есть смысл делать такие же прогнозы и относительно «франкенфотографии» – монстр живет рядом с нами, но мы знаем, как его приручить.

_____________________

Автор выражает благодарность Рае Михайловой, оказавшей помощь при подготовке этого материала.