Перелистывая подшивки старых фотографических журналов, подчас натыкаешься на заметки, которые каким-то удивительным образом ассоциируются с сегодняшним днём. Предлагаю вниманию читателей «Фотографера» компилятивную статью (вероятно, редактора-издателя А. М. Лаврова), опубликованную в пятой тетрадке журнала «Фотограф-любитель» за 1898 год.[1] Не знаю, как вам, но мне, по крайней мере, стало ясно, почему в наши дни для подобных материалов наилучшим образом подошло именно английское слово «фэйк», и что Англия – родина не только футбола. Иллюстрировать сей текст одним из излюбленных ныне в интернете жанров нет нужды, лучше познакомьтесь с творчеством современного американского фотографа-путешественника Фила Борджеса (Phil Borges).

Жители Тибета от Фила Борджеса. Фил Борджес (Phil Borges) – американский фотограф, который уже более тридцати лет путешествует по всему миру, снимая завораживающие фотографии малочисленных народов, например – жителей Тибета.

«Жертва из-за фотографии.

Недавно приехал во Флоренцию английский фотограф-художник Ландер для лечения и отдыха после тех пыток и мук, которым подвергся из-за страсти к фотографии во время путешествия по Тибету. В прошлом году г. Ландер отправился из Британской Индии, с целью исследовать вершины Гималая и Тибет вообще, прибегая для этого в самых широких размерах к помощи фотографии. Желание своё он исполнил, привезя с собой целую коллекцию моментальных снимков, уцелевших каким-то чудом после всего того, что с ним случилось.

Эта коллекция содержит превосходные фотографии шествия каравана членов экспедиции, целый ряд видов возвышения Гималайского хребта, причём, со свойственной англичанам эксцентричностью, среди этих видов является снимок самого Ландера, берущего душ при такой температуре, что падающая вода обращается в ледяные сосульки.

Пусунг, 64 года и его сын Дундуп, 32 года. Фил Борджес: «Когда я добрался до их лагеря, они закончили молитву и готовились принести в жертву двух яков, для того чтобы зима была сытной. Я наблюдал за сценой, которая могла происходить 200-300 лет назад».
Пусунг, 64 года и его сын Дундуп, 32 года. Фил Борджес: «Когда я добрался до их лагеря, они закончили молитву и готовились принести в жертву двух яков, для того чтобы зима была сытной. Я наблюдал за сценой, которая могла происходить 200-300 лет назад».

Другой род снимков представляет первую стычку каравана с туземцами, переговоры, средство обороны и последнюю попытку маленького каравана пройти перед толпой неприятеля, где виден ужас путешественников перед неминуемой катастрофой. Следующие снимки представляют ужасы плена и пыток. Первый из них изображает слугу г. Ландера, связанного среди целой толпы похожих на зверей туземцев, танцующих кругом пленного, коля его раскалённым железом. Второй снимок изображает самого Ландера, которому туземцы выжигают веки раскалённым железом. Следующая пластинка представляет Ландера, везомого на седле с выступающими иглами за сто миль от места его плена, вследствие чего у Ландера на всю жизнь повреждён спинной хребет. Два других снимка показывают Ландера и его слугу после пытки; оба они изображают бесформенные массы со скальпированными черепами и пустыми впадинами глаз. К счастью или к несчастью в этот момент подоспели два чиновника из Бразильской Индии, которые спасли этих двух путешественников от неизбежной смерти. Ландер только через 3 часа был приведён в чувство, и первое его желание было – сфотографировать своих палачей.

Такое описание появилось в английских газетах и перепечатано в других иностранных под названием «Мученик фотографии». Свежо предание, но верится с трудом, чтобы человек, хотя бы даже и англичанин, пред пыткою слуги, в ожидании таких же истязаний для себя, мог бы ради коллекции фотографировать такие сцены, и что туземцы оставили бы ему камеру; но ещё более невероятными являются фотографии с обезображенных и вероятно слепых самих путешественников. Не тибетцы ли закончили сами коллекцию г. Ландера, чтобы оставить англичанам в назидание, как не следует честным лицам их нации, в качестве простых туристов, являться для описания даже и фотографической камерой чужих стран?

Если коллекция эта существует в действительности, то нужно думать, что она скоро появится в свет, как доказательство мужества и настойчивости английских туристов».


1. Фотограф-любитель, 1898. № 5. С. 193-194. (Смесь)