(1858—1948) — фотолетописец Нижегородского края; владелец фотоателье.

Изменение видения в конце 19 века, распространение репортажной фотографии повлияло на заказную архитектурную съемку известного нижегородского фотографа Максима Петровича Дмитриева. Церковь в городской среде, часть городской жизни, фон ждя жанровых сценок - так фотография обозначила изменение роли церкви в культуре, она стала частью жизни, соподчиненного остальным ее частям. Но при этом фотограф фиксирует иное отношение к храму - в снимках знаменитой серии «У Серафима Саровского» и «В Заволжских скитах» (посвященных Н.И.Мордовцеву, литератору, крупному историку древнерусского быта). Это отношение к храму как мистическому граду Китежу, знаку небесной Церкви на земле, во времена Дмитриева еще сохранялось в среде народа (деревенских жителей) и староверов. Снимок Общий вид «Дивеевского монастыря с паломницами» из цикла «У Серафима Саровского» - часть грандиозной серии, изображающей путь простых крестьян через леса и деревни, староверческие скиты к центру духовности заволжского края - монастырю в Дивеево, который долгое время окормлялся Святым Преподобным Серафимом Саровским. Преподобный старец был канонизирован только в 1903 году по желанию императора Николая 2, совершившего специальное паломничество в Саров и Дивеево. Но слава святого существовала в народе задолго до официального признания, и для нас важно именно то, что М.Дмитриев, сам выросший в среде простонародья, избирает совершенно иную форму композиции, архаическую, эпическую для изображения мест, где пребывал святой.