Наверх
Loading

Валерий Щеколдин

Ревю

Мастер-класс
От Родченко до Бахарева
Валерий Щеколдин 16 октября 2013
Зал, где Николай Бахарев давал мастер-класс студентам школы имени Родченко был переполнен. Я не нашел себе места и, чтобы не стоять придурком у стенки, стал снимать.
Мэтры
О выставке Юрия Рыбчинского
В поисках равновесия с застывшей эпохой
Валерий Щеколдин 8 февраля 2008
Выставка Рыбчинского — сногсшибательна! Она убедительно показывает, что настоящему фотохудожнику не нужно почти ничего! Не нужно ему ни импортной камеры, ни качественной пленки.
Выставки
ЯВЛЕНИЕ КУЛИКА НАРОДУ
Валерий Щеколдин 12 августа 2007
Я окончательно убедился: никакой Кулик не художник. Художников — пруд пруди! Правда, большинство из них симулянты. Одни симулируют искусство, другие — безумие.
Серебряная камера
Тяжелое дыхание асфальта
Валерий Щеколдин 19 ноября 2006
Отрадно наблюдать, как на фотографиях конкурса «Серебряная камера» появляются признаки жизни: падает снег, клубится туман, дышит асфальт… Люди пока ещё не дышат, но все впереди: фотографы постепенно и осторожно осваивают огромный город.

Колумнисты

Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Некролог прекрасной эпохе
На смерть Владимира Соколаева
Валерий Щеколдин 15 сентября 2016
Известие о смерти Владимира Соколаев прозвучало для меня нежданно, как гром, и оглушило, как ударом дубины. Некоторое время я провёл молча, сидя в кресле и постепенно очухиваясь. Ведь Соколаев, Воробьёв и Трофимов и их прекрасные фотографии были частью и моей жизни, они жили в моём сознании, они помогали мне.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Поездка в Углич
Валерий Щеколдин 30 августа 2016
За окном льет, настроение падает, как барометр, и надо срочно вспомнить что-то приятное. Вспомнился Углич. Его набережная, которую можно с наслаждением топтать в любую погоду, его воздух, входящий в тебя без усилий, его бесплатные завтраки, проходящие за приятной беседой, его выставки, его лекции, его…
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Все мы не Сократы
Валерий Щеколдин 4 февраля 2016
Для начала, давайте вспомним знаменитое изречение Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю», – все остальные, те, что пытается нам что-то объяснить, мудрости Сократа, к сожалению, не достигают.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
О целях и средствах
Валерий Щеколдин 15 января 2016
«Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех», – писал когда-то Борис Пастернак. Заметьте, поэт говорит не о самовыражении и тем более, не о самолюбовании и артистическом самодовольстве.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Объяснительная записка
Валерий Щеколдин 4 января 2016
Обычно меня упрекают за длинные и путаные тексты. Ну, да, я хочу вас запутать, чтобы вы поблуждали в моем потоке сознания и приложили некоторые интеллектуальные усилия, чтобы выпутаться из дурацкого лабиринта.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
О культуре и антикультуре
Валерий Щеколдин 17 декабря 2015
Художники (в самом широком смысле) ничем не лучше, но и, надеюсь, не хуже людей других профессий. Все люди служат друг другу или своему богу, ну и творцы тоже должны кому-то служить, не только Мамоне.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
О духовном в искусстве и не только о нём
Валерий Щеколдин 2 декабря 2015
Свобода-то нынче у нас с приходом демократии как окрепла! А искусство как в рост пошло — даже не остановить!! Я думаю, мы сейчас самые культурные, креативные, толерантные и тоталитарно-отзывчивые на всё...
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Жизнь как развесистая клюква
Валерий Щеколдин 3 февраля 2015
В МДФ я пошел посмотреть выставку моего любимого Марка Рибу, а на «огоньковскую» выставку «Жизнь как праздник» наткнулся случайно и, разумеется, не мог ее пропустить.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Привет с кладбища
Валерий Щеколдин 2 сентября 2013
Я начал было сочинять в уме письмо Борисову в том духе, что, мол, под маской художника в стан искусства проникла банда веселых и находчивых хулиганов и даже психологических киллеров, в запачканных краской халатах, что за их кощунственными «художественными жестами», вероятно, скрывается жажда к настоящим преступлениям.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Экология человека
Валерий Щеколдин 14 августа 2013
Начну с сельского хозяйства, в котором понимаю не больше, чем в современном искусстве. На Руси раньше конопля была ценной культурой, из которой вырабатывали масло и пеньку. Что из конопли можно добывать наркотик, нашим крестьянам в голову не приходило.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Искусство и игра
Валерий Щеколдин 28 июля 2013
На этот раз я даже к другу своему не поехал — ладно, думаю, пущай отдохнет. Тут такое требовательное письмо от Смолянинова... Вынь да положь ему все про современное нам искусство. И хоть убежден, хитрец, что я в этом «совриске» ни уха, ни рыла не понимаю, примерно так же, как Хрущев в апельсинах, а все равно спрашивает. Издевается, что ли? А может, и правда, людей так искусство волнует?
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Пустые разговоры
Валерий Щеколдин 4 июля 2013
На другой день я позвонил своему другу. К телефону долго не подходили и я начал беспокоиться. Наконец, в трубке раздался недовольный и хриплый голос, и у меня отлегло от сердца. — Я тебя разбудил?
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
«Вновь я посетил...»
Валерий Щеколдин 29 июня 2013
Прочитав отзывы на статью, я ужаснулся и опять к своему другу поехал.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Что делать?
Валерий Щеколдин 24 июня 2013
Как читателю, мне жаль, что Булгаков в «Собачьем сердце» так быстро расправился с Шариковым, вернув его в первобытное состояние. Хотелось бы, чтобы он дал ему еще немного покуролесить.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
«Грустно, девушки...»
Валерий Щеколдин 16 июня 2013
Получил я недавно открытое и смешное письмо от Старкова. Смешное, однако, все же нешуточное: то ли письмо, то ли донос. В нем я одновременно обвинялся: в русофобстве и антисемитизме, в национализме и сегрегации, а также в том, что отказывал в праве евреям быть русскими фотографами, в том числе и Халдею, гениально сфотографировавшему на крыше Рейхстага .
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Пятая графа. Продолжение
Валерий Щеколдин 29 мая 2013
Я не думал, что мою белиберду кто-нибудь станет читать, но Безукладников мне сказал, что Сева Коркунов все же прочел ее по слогам и перебулгачил местных «герценов» и «огаревых», и он (Безукладников) боится, как бы кто сдуру в колокол не ударил. Тогда я поехал к своему старинному другу, хорошему фотографу, но теперь больше пьющему, чем снимающему, поехал, прихватив, как положено, и бутылку...
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Нужна ли «пятая графа» нашей фотографии?
Валерий Щеколдин 25 мая 2013
На «Фотографере» внезапно озадачились жгучим вопросом: «Есть ли русская национальная фотография, и можно ли ее отличить от нерусской?»
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Тихое сумасшествие
Валерий Щеколдин 13 марта 2012
Ни о выставке Тихого, ни о самом Тихом, нам, не являющимся ни диагностированными сумасшедшими, ни профессиональными психиатрами не следовало бы вообще говорить. Тем более не следовало бы её смотреть, потому что существует гипотеза (не подтвержденная, но и не отброшенная) о том, что сумасшествие заразно.
Размышления о документальной фотографии
Первородный грех фотографии
Валерий Щеколдин 20 апреля 2011
Первородный грех фотографии в том, что она подобие. Она вторична и легкомысленна, как зеркало, бездумно и бесчувственно отражающее все, что может в нем отразиться. Пресловутый документализм фотографии — это следствие ее полнейшего равнодушия, а точнее бездушия.
Размышления о документальной фотографии
И еще раз…
Валерий Щеколдин 10 апреля 2011

Назвать фотографа документалистом, значит унизить его до роли бесчувственного штатива. Думающий и чувствующий фотограф не способен создать бесстрастный документ, он всегда предлагает нам свою интерпретацию.

Размышления о документальной фотографии
Еще о документальности
Валерий Щеколдин 29 марта 2011
У Альперта есть замечательный и очень известный снимок «Комбат». Датируется он 1942 годом, но по уверениям одного моего приятеля Альперт лично говорил ему, что «Комбат» снят был еще до войны, на учениях.
Размышления о документальной фотографии
Моральный пресс
Валерий Щеколдин 22 марта 2011
Фотография настолько тесно связана с жизнью и с прессой, что и сама оказывается под моральным прессом вместе с ее автором — фотографом. Фотография повсюду вторгается, сует свой нос туда, куда ее не просят: и в политику, и в искусство, и в бизнес, и в религию. «Тайное становится явным» — могло быть бы ее девизом.
Размышления о документальной фотографии
Светопредставление
Валерий Щеколдин 8 марта 2011
Интересно сравнить фотографию с музыкой, т.е. светопись со звукописью. Не будем говорить об исполнительском искусстве (исполнение музыкального произведения по нотам можно сравнить с печатью фотографии по негативу), а сразу перейдем к композиторскому.
Размышления о документальной фотографии
Если всерьез
Валерий Щеколдин 9 февраля 2011
А вообще то, если совсем всерьез, то учить надо не на фотографа, а на человека. И переживать надо не о документальности, а о человечности. И тогда, может быть, расцветет у нас гуманистическая фотография, как расцвела русская литература в XIX веке.
Размышления о документальной фотографии
Случайная фотография
Валерий Щеколдин 22 января 2011
Фотография, которой мы занимаемся и которую не знаем как назвать, привлекает нас больше не своей внешней красотой, а внутренней правдивостью. Эта правдивость в снимке редко достижима и особенно ценна. Её нельзя достичь по своему хотению. Её надо ловить, как жар-птицу.
Размышления о документальной фотографии
Что может быть документальней протокола?
Валерий Щеколдин 3 января 2011
Что может быть документальней и беспристрастней милицейских фотографий последствий автомобильных катастроф и обгорелых трупов — жертв пожаров?

Размышления о документальной фотографии
Размышления о документальной фотографии
Валерий Щеколдин 22 ноября 2010
В сахаровском музее открылся Центр документальной фотографии «FOTODOC», который собирается заниматься разными полезными и увлекательными делами. Но вот первая тема дискуссии «Что такое документальная фотография?» мне показалась хоть и основополагающей, но не очень серьёзной. Из таких тем, на таких встречах обычно не рождается ничего, кроме головной боли. Но, может, я ошибаюсь. Тем не менее незаметно для себя я втянулся в заочную дискуссию и осталось только записать, что я и сделал.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Памяти А. Слюсарева
Валерий Щеколдин 28 апреля 2010
Умер Сан Саныч, хоть в это и трудно поверить, потому что он был воплощением вопиющего постоянства и неподвижности времени в суете и мельтешении жизни.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Выстраданное искусство Гляделова
Валерий Щеколдин 13 марта 2010
12 марта в школе им. Родченко состоялась встреча с фотографом Александром Гляделовым. Его социальные снимки тревожат совесть, а рассказы о беспризорных детях, кажется, попросту вынимают душу.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Листки из истории б…
Валерий Щеколдин 3 марта 2010
Слава богу, шум вокруг злосчастной статьи кончился, сумасшедшие поутихли, но темные слухи у нас в кулуарах гнездятся и бродят. Надо бы их развеять на наночастицы, а лучше аннигилировать полностью.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Щеколдин посещает выставку Мухина и медленно сходит с ума
Валерий Щеколдин 14 февраля 2010
Выставка Мухина, очевидно кураторская. Сам Мухин, полагаю, дойти до такого изуверства не мог. Она представляет собой сочетание разумно организованного хаоса на трех стенах зала из множества мельтешащих в глазах «контролек» и трехрядной развески избранных увеличенных фотографий на четвертой, парадной стенке.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Николай Бахарев как провокатор, мистификатор, художник и невольный документалист
Валерий Щеколдин 13 декабря 2008
Для меня Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур всей русской фотографии. Если Мухин ухитряется из своих героев каким-то образом выкачать кровь, делая из людей манекены на блестяще выстроенных снимках, то Бахарев неведомым мне способом из своих «клиентов» вынимает душу, превращая тех в чрезвычайно живые трупы.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Искусство для психиатров
Валерий Щеколдин 28 октября 2008
Художественный ужас делается ходким товаром для ловких торговцев и острой пищей для бесчувственной интеллектуальной элиты. Пока ужас гнездится лишь в отзывчивых головах и концентрируется в музеях и галереях, но он неизбежно выйдет на улицы.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Эпоха отстоя
Валерий Щеколдин 3 марта 2008
Эпоху застоя сменила эпоха отстоя. Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить какой-нибудь популярный любительский сайт: эклектика, дикость, убожество мысли, печальное отсутствие жизни и содержания. Слова эти, возможно, не справедливы и относятся, естественно, не ко всем. Но я говорю не о частностях, а о преобладающей тенденции. Об оглушительной пустоте.
Вечные ценности с Валерием Щеколдиным
Искусство мёртвое и живое
Валерий Щеколдин 4 июля 2006
Минуло полгода после того, как в «Манеже» прошла выставка громадных и омерзительных портретов американского фотографа, чье имя я благополучно забыл; а многие фотографии, к счастью, полурастворились в моем сознании, и без того замусоренном впечатлениями, от которых хотелось бы избавиться. Но кое-что из тех образов застряло в памяти и покидать ее покуда не хочет.

Персона

Звезды
Откровенный человек
О Борисе Михайлове к 70-летию со дня рождения
Валерий Щеколдин 21 декабря 2008
В Москве, на Винзаводе прошла новая выставка Бориса Михайлова. Прославленный маэстро, как говорится, «вновь посетил…» И слава богу: еще одна выставка, еще один шок, а может и скандал.
Имена
Баллада о со вкусом потраченном времени
Валерий Щеколдин 20 июня 2007
Фотограф  С. Гитман — человек, по-видимому, внутренне очень глубокий, потому что в жизни любит скользить по поверхности. Поверхность, очевидно, привлекает его своей абсолютной доступностью, открытостью и потрясающей пустотой.
In Memoriam
Прекрасный Гнисюк
Валерий Щеколдин 20 февраля 2007
Умер Микола Гнисюк — и это невероятное потрясение для знавших его, потому что, видимо, где-то сидит в нас неистребимая уверенность в том, что радость, любовь и добро не должны умирать.
Мэтры
Картинки с выставки
к 99-летию Виктора Авксентьевича Руйковича
Валерий Щеколдин 11 декабря 2006
Помню возбужденного Руйковича на фотовыставке, демонстрирующей брошенные и догнивающие на приколе останки военно-морского флота. Он подходил то к одному, то к другому фотографу и как-то потерянно спрашивал: «Что же это такое? Зачем это?»
Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru