Стереофото
Внимание! Помещение фото в проект приостановлено.

Проект оказался удобным и уютным местом для общения русскоязычных стереофотографов. Если вы снимаете стерео - присоеденяйтесь. При публикации первого фото - представьтесь и укажите каким именно способом снимаете стерео.

Для общения по вопросам техники, событий и новых идей лучше подходит Сообщество в ЖЖ. Рекомендуем подписаться на него чтобы быть вкурсе новостей.

Также остались обсуждения на форуме Нонстоп и на Фотосайте. Там есть интересные моменты.

Советуем обратить внимание: 360099(фото+рисунок), 358941(2d->3d), 355261, 346167, 342796, 327536, 336204, 335767, 312596, 283208

Некоторые ответы:

Как смотреть?
Сысл в том чтобы левый глаз видел правую половину, а правый - левую. Т.е смотреть надо как бы перед монитором, а фокусироваться на мониторе. Покачайте головой чтобы картинки совпали. Подробнее
Чем это фотографировать?
Чем угодно. Достаточно обычного фотоапарата. Просто 2 снимка с немного разных положений. Расстояние = 1/30 расстания до объекта.
Чем склеивать и обрабатывать?
Любым редактором, но лучше в SPM
Зачем проект?
Проект нужен для постоянного общения общения фотографов и совместного изучения стереофото. Уже понятно что подход к стерео несколько отличается от традиционной фотографии. Но еще не вполне понятны критерии, по которым стерео должно считаться художественным и выдающимся. Давайте искать! :)
Как поместить фотографию в проект?
Сначала опубликуйте ее на сайт. Затем зайдите в режим редактирования фотографии (значек ручки) и отметьте что она участвует в этом проекте.

###Please introduce yourself on first post to project.

There is community at LJ. You should use it for common question, discussions and event announce.

To create such images use SPM

  1. Проект предназначен для публикации стереофото в перекрестном представлении. Желательно не увлекаться размером фотографий (при таком ограничении на объем они сильно теряют в качестве если больше 900x600). Оригиналы и другие варианты (анаглиф, паралельные, jps) можно выкладывать на других ресурсах, а здесь оставлять на них ссылки.
  2. Для проекта принимаются работы 3х видов:
    • лучшие по мнению автора (похвастаться)
    • содержащие полезную информацию или новый технический прием (текст с объяснением обязателен)
    • проблемные, по которым бы он хотел посоветоваться с участниками (описать что не так с фото), рекомендуется их публиковать временно
    Если у автора есть серия фотографий, желательно публиковать здесь лучшую из них и дать ссылку на остальные. Указывайте в описании к какому из типов относится публекуемая вами работа.
  3. В проекте возможна публикация временных работ. Для того чтобы получить советы и отзывы. При этом желательно в названии работы указать что она временная и в описании - до какого срока (например на неделю).
  4. В проекте могут принимать как уже помещённые, так и новые фотографии.
  5. Фотографии проекта могут принимать участие в основном конкурсе, или не принимать в нём участия (рекомендуется для проблемных).
  6. Фотографии, не отвечающие теме проекта, будут из него удаляться модераторами.
  7. Для того чтобы проект содержал лучшие фотографии участники могут рекомендовать друг другу дорабатывать фотографии или снимать их с проекта.
  8. Если вы голосуете за фотографию участвующую в конкурсе, то желательно оставлять сообщение с указанием почему вы дали такую оценку и какую именно (фотографии оцениваются не только участниками проекта, потому чтобы можно было отличить те оценки от этих). Желательно выставлять оценки не только на основании присланной работы, но и всех доступных ее вариантов (в большем размере и представлении).
  9. При публикации работы обязательно в описании указывать что это стерео фото и давать краткое описание как его рассматривать (или ссылку на описание проекта). Например "перекрестное стерео фото для разрешения 1024x768". Разрешайте комментарии всем.
  10. Срок окончания проекта пока не устанавливается.
###
  1. The project is dedicated to posting best of stereo photo images.
  2. Please try to limit size of photo to 800x500. You could provide links to other resources for bigger images and anagliph or jps photos.
  3. You should provide description to your photo. It should contain "This is stereo photo for cross-eye view" and link to FAQ how to see this image. You should enable comments from any person.
  4. Please provide feedback on any voute you made to photo.
this is short version or russian version rules
В М  ( # )
А откуда, кстати, дровишки о стереобазе, непременно равной 1/30 дистанции съемки?
Я, например, макростервушки свои гораздо шире снимаю, однако... В разы.
Некто2  ( #   )
А не помню уже... :)
там формула была какая-то точная, а для упрощенного случая получалось именно такое отношение. Возможно для макро такое упрощение не подходит.

посмотри в ЖЖ на stereo_ru - там книгу выкладывали. Возможно там есть.
Некто2  ( #   )
Там вот в ЖЖ кинули ссылку - www.3dmix.com - почитай (на русском с графиками и иллюстрациями).
Я еще не смотрел, но вроде оно.
В М  ( #   )
Сходил.
1/30 из статьи вывести не смог :-)
Если отбросить цифры и перевести "на пальцы", то в статье говорится о том, что я, в-общем то, и так знаю: что видимая передача "глубины" зависит от стереобазы при съемке (цифрами там показано - насколько именно зависит).
От себя (к вопросу о выборе стереобазы) могу сказать из личного, так сказать, опыта: при съемке некрупных объектов эффект тем лучше, чем шире стереобаза - понятно, что только в рамках разумного, когда параллакс как ближних, так и дальних предметов (+ или -) не превышает 10..15% от соответствующей ширины рамки - иначе "торчащие" предметы или фон будут непременно "рвать" изображение.
При съемке архитектуры, пейзажей, увеличением стереобазы можно добиться возникновения объема там, где мы его обычно не видим, но в качестве побочного эффекта иногда возникает ощущение "ненастоящести" - как будто рассматриваешь макет вместо реальной сцены.
Естественное же ощущение глубины возникает при соблюдении следующих условий:
а) ширина стереобазы при съемке примерно равна межзрачковому расстоянию человека;
б) расстояние от глаз до плоскости изображения равно фокусному расстоянию объектива камеры, помноженному на размер (в мм.) картинки (половинки) и поделенному на соотв. размер матрицы/кадра пленки.
В этом случае перспектива, наблюдаемая на фотографии становится идентичной той, что могла бы наблюдаться в месте съемки из точки установки камеры, а потому кажущаяся глубина при просмотре становится равной реальной глубине снимаемой сцены.

Если условие а) на практике реализовать не составляет труда, то условие б) - несколько труднее, а потому ощущение глубины на стереофото обычно искажается. Зато при просмотре стереослайда в стереоскоп ОБА условия соблюдаются легко, что и дает необычайный "эффект присутствия" при просмотре: без посторонних устройств такого не получить...
Ну и ладно :-)
Некто2  ( #   )
О! вот где про 1/30
www.ixbt.com

(google на запрос про 1/30 первой выдает страницу этого проекта - странненько ;)

С тем что ты написал впринципе согласен, но на практике можно делать больше базу и играть с расстоянием до глаз подбирая наиболее комфортное для просмотра и с минимальными искажениями.

Как иллюстрация есть класная штука:
soliton.map-logix.com
внизу водишь мышкой и меняется база съемки (там 13 вариантов базы есть). И двигаешься ближе-дальше относительно монитора чтобы найти нормальное расстояние (такое чтобы слайды казались квадратными по форме :)

А есть еще понятие "гипербаза" - это когда превышение базы делается специально - либо чтобы достичть еффекта "макетности" (например горы с самолета снять) или чтобы на мониторе картинку показывать - с монитором проблема что пиксель имеет большие размеры и если снять с меньшей базой, то разница будет в пределах пиксела - т.е объем потеряется (хотя на проекторе со слайда или в слайдоскопе при той же базе все будет замечательно).
В М  ( #   )
О!
Это именно то, что надо!
Прям сейчас вот эту статью вместе с вот этой иллюстрацией кое-кому и порекомендую к прочтению -человек твердо и неколебимо уверен, что снимать нужно с некой единственно-правильной стереобазой, коя у него выходит 5 миллиметров (!!) при дистанции в 40 см.
?  ( #   )
По поводу коэффициентов 1/30 - 1/50 могу сказать следующее:
Долгое время многие стереоскописты пользовались формулой для определения стереобазы, основанной на величине угла фузии. Это величина которая определяет угловой диапазон одномоментно воспринимаемого пространства, не создающее при этом ощущения двоения объектов в нем расположенных. Угол фузии у разных людей, как и межзрачковое расстояние может быть различен и колеблется от 1/50 до 1/30 радиана. В эту формулу входили также и величины расстояний до ближнего и дальнего объектов, находящихся на границах этого углового диапазона. В свое время я попытался вывести эту формулу и сам, чтобы разобраться, что и как в ней берется. Итак:
Стереобаза = (расстояние до ближнего плана)х(расстояние до дальнего плана)х(тангенс угла фузии)/(расстояние до дальнего плана - расстояние до ближнего плана), здесь "х" - умножение, а "/" - деление.
Поскольку угол фузии мал, то его тангенс численно равен его величине в радианах. При бесконечно удаленном заднем плане формула упрощается, поскольку бесконечность минус любая величина дает бесконечность, т.е. бесконечности в числителе и знаменателе сокращаются, и стереобаза будет равна "расстоянию до ближнего плана" умноженному на угол фузии, т.е. 1/50 или 1/30.
Не знаю по какой причине, но лет 25 назад пошли разговоры про то, что эта формула некорректна. До сих пор не нашел указаний на то, что послужило поводом отказаться от нее.
В современной общепринятой формуле для стереобазиса, в качестве коэффициента выступает величина обратная фокусному расстоянию объектива в мм. Поэтому стереобазис для "полтинника" будет равен 1/50, а для более короткофокусных приближаться к 1/30. В то же время, современная формула требует уменьшенного коэффициента для длиннофокусных объективов. И в этом есть некоторый парадокс. Поскольку длиннофокусный объектив "уплощает" пространство, то уменьшение стереобазы по-сравнению с нормальной оптикой будет приводить и к менее ощутимому стереооэффекту.
В М  ( #   )
Хе-хе, теории, теоретики :-)

А на практике, букашку, взятую в руки я разглядываю при помощи все тех же глаз, расположенных в фиксированных глазницах все того же, унифицированного черепа, что и пейзаж, расположенный за окном. :-)
"Угол фузии" - хорошо, конечно, но как по мне - так пусть "двоятся": правда, не пойму: зачем ощущения от стереофото непременно должны отличаться от реальных ощущений?
Некто2  ( #   )
Ну на практике - ты не посмотришь на букашку с рассстояния 1см ;) да еще и в стерео. А фотык - может. И горы будут далеко-далеко и совсем не стереошные... Да и разрешение у глаза побольше будет. :)

А еще можно снимать несколько снимков с разной базой и выбирать лучшее. А для компинаций близкий план + сильно далекий вообще делать 2 кадра и склевать тем самым уменьшая виртуальное расстояние между планами (как это делает глаз).
В М  ( #   )
C 1-го - нет. А с 10 - легко: вот взял сейчас прямо стереолупу, и смотрю :-) При этом, по правилу "1/30" это надо было бы делать с базой в 3 мм - щупаю глаза: нет, вроде на месте ;-)
Правда, это "слегка жульничество", так как "бесконечности" при таком просмотре не увидать, а значит - и не нужно стремиться к тому, чтобы она не "двоилась".
?  ( #   )
Любая лупа, не только стерео, позволяет приблизить наши глаза к объекту, обеспечивая при этом возможность их восприятия без помех, связанных с ограниченными возможностями наших глаз по фокусировке (мы не можем "ввернуть" наши хрусталики в удлинительные тубусы), в случае монокулярного просмотра, а также с ограничениями по конвергенции глазных оптических осей, в случае бинокулярном. В лупу мы видим не реальное, а мнимое изображение. Его увеличенный масштаб есть следствие того, что предмет, как бы находится на расстоянии наилучшего зрения (25-30 см), но рассматривается при этом, в пределах того же телесного угла, в каких он видится с реального, приближенного расстояния. Все это легко увидеть, обнаружив объяснение действия лупы в школьном учебнике физики. Там же можно и узнать, что кратность лупы является величиной условной. Для одной и той же лупы она может быть выше для дальнозоркого человека, но ниже для человека страдающего близорукостью. Ведь у этих людей расстояние наилучшего зрения разное. Поэтому, при разглядывании объектов в стереолупу мы видим предметы, как бы удаленные на расстояние наилучшего зрения, но, во-первых, значительно большие по размеру (т.е. не реальный их размер, а мнимый), и, во-вторых, мы можем без помех видеть объемное изображение только в переделах небольшой зоны (например, букашек), которая и определяется углом фузии.
?  ( #   )
Вот как раз из того факта, что существует такое "теоретическое" понятие, как угол фузии и можно уже заранее сказать, что, взяв в руки букашку, можно ее разглядеть лишь игнорирую все, что за ней и перед ней. Т.е., исходя из величины угла фузии, можно обратным счетом определить глубину зоны, в пределах которой можно успешно эту букашку рассмотреть при фиксированном стереобазисе - 65 мм.
Необходимость применения изменяемого стереобазиса в объемной фотографии кажется, на первый взгляд, действительно нелогичной - ведь стереобазис нашей естественной стереосистемы, т.е. наших глаз, всегда постоянен. Другое дело, что сам по себе эффект объемного восприятия пространства вовсе не является лишь результатом наличия у нас двух глаз, разнесенных на некоторое расстояние. Природа объемного видения сложнее, и помимо параллактических несоответствий ретинальных изображений, для правильного восприятия глубины пространства, наш мозг обращается и к другим ощущениям, в частности возникающих от мышечных усилий, связанных как с конвергенционными перемещениями глаз, так и мышечными усилиями фокусирующими хрусталики. Кроме этого, достоверное восприятие пространства абсолютно невозможно без обработки ретинальных образов уже в коре головного мозга, где происходит их анализ, с обязательным обращениям к хранящимся в памяти паттернам сформированным в течении всей жизни.
Поскольку при разглядывании стереопары многие из компонентов такого воспроизведения пространства в наших глазах могут отсутствовать (например те же конвергенционные ощущения) стерофотографы вынуждены прибегать к искусственным приемам для усиления стереоэффекта, главным из которых и является переменный базис стеросъемки.
В М  ( #   )
Еще и восприятие перспективы ("воздушной" и геометрической) очень сильно влияет - очень "объемной" может казаться даже одиночная, "плоская" фотография.
Касательно угла фузии - таки ведь можно (в некоторых пределах) "перефокусироваться" (вернее - изменить межосевой угол), разглядывая отдельно передний, задний, главный планы, и т.д. - конечно, это лишь до определенной степени имитирует ощущение объема, и стереофото, которое требует такого рассмотретия, норовит распасться на независимые "планы", что, в большинстве случаев - не есть хорошо.
В М  ( #   )
Кстати - спасибо за информацию. Теперь понятно, что это правило необходимо для того, чтобы получить стерео "гладкого" вида, где ни один предмет не будет "вылетать в двоение". При этом, ощущение объема будет таким, как при рассматривании предметов "невооруженными" глазами с расстояния 2..3 метра.
?  ( # )
>>Как смотреть?
Сысл в том чтобы левый глаз видел правую половину, а правый - левую. Т.е смотреть надо как бы перед монитором, а фокусироваться на мониторе. Покачайте головой чтобы картинки совпали. Подробнее <<

Господа, обьясните,пожалуйста, мой случай:
Перекрёстным образом увидеть картинку мне не удаётся,
но, когда я меняю картинки местами и смотрю параллельно, то всё вижу, вплоть до обсуждаемых вами тонкостей.
Или всё-таки не всё...???
Некто2  ( #   )
Все.
Паралельным способом не все могут смотреть.
Есть еще ограничение - паралельную картинку не растянешь на весь экран, в отличии от перекрестной. Там ограничение - чуть больше чем расстояние между глазами. В перекрестном такого ограничения нет.
В М  ( #   )
На самом деле - намного более мягкое ограничение :-)
Недавно сам с удивлением убедился, что могу "параллельно" смотреть стерео, имеющее на экране "разнос" половин, более чем вдвое превышающий мою природную "стереобазу": mycoweb.borda.ru
Более того, обнаружил, что способность видеть параллельное стерео БОЛЬШИХ размеров можно тренировать!
Андрей Безукладников  ( # )
Набрел в сети на забавную технологию представления стереофото. Может быть нашим стереофотографам она прийдется по душе:-) io9.com
Виктор Малышко  ( # )
Последние добавления в проект -- не стерео. Ведущий последний раз посещал Нонстоп в начале марта. За последний год в проекте почти никакого движения. Полагаю, что можно закрывать и сдавать в архив.
Виктор Малышко  ( #   )
Напоминаю о своём предложении. Проект заброшен.
Виктор Малышко  ( # )
Очередная нестерео-фотография в ленте и отсутствие реакции ведущего напоминают о том, что проект заброшен. То, что за более чем годовой период в ленту добавлена 1 фотография, напоминает о том, что проект не интересен потенциальным участникам.
Андрей Безукладников  ( # )
Помещение фото в проект приостановлено.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт Google Facefook.com ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.