Фотографический натюрморт: ревизия

Photographer.ru и Галерея классической фотографии представляют итоговую выставку конкурса фотографического натюрморта, проходившего с 12 мая по 12 июля 2016.

Куратор выставки – Игорь Волков, искусствовед, научный сотрудник Московского Дома Фотографии.

Натюрморт – один из основополагающих жанров изобразительного искусства.

Изображение вещи издавна сопровождало изображения человека и окружающего его мира, и к XVII веку, наконец, обрело свою самостоятельность. Не случайно, именно натюрморт стал одним из первых жанров, в которых попробовало свои силы техническое новшество и молодое искусство фотографии в конце 1830-х годов. Основными чертами, отличающими его от остальных жанров, считаются, во-первых: концентрация внимания на неодушевленных мобильных объектах – это своеобразный «портрет вещи»; во-вторых: наличие незримого присутствия человека. Чтобы попасть в натюрморт объекты должны быть созданы, изменены или выхвачены из своей естественной среды человеком: цветы срезаны, дичь убита и т.д. и т.п. Организаторы конкурса решили выделить два важных раздела в жанре современного фотонатюрморта – постановочный и не постановочный – и сделать две номинации: «Классика жанра» и «Найденные объекты».

«Классика жанра»

В эпоху формирования и расцвета жанра натюрморта (XVI-XVII вв.) композиции из предметов всегда несли в себе глубокий и зачастую скрытый символизм. Они часто были связаны с алхимией и выражали важные глубинные смыслы – смену времен года, круговорот жизни и смерти, пять чувств, четыре элемента, состояния человека и т.д. и т.п. С тех пор прошли века, но изменились ли основные общемировые и общечеловеческие ценности? Можно ли, используя современные реалии, современные объекты, сочетая их со всем накопленным опытом прошлого, со всей историей развития жанра символически отразить современность – новое время, новую эпоху, выразить вневременные и новые смыслы? Работы, претендующие на первенство в этой номинации должны, так или иначе, отсылать к классическим примерами натюрморта прошлых эпох, будь то живописный или фотографический. С одной стороны, жюри хотело бы увидеть авторскую рефлексию над историей жанра натюрморта – и она может быть какой угодно от созерцательной и ностальгической до иронической или саркастической; с другой – попытку символически отобразить современную реальность.

Победитель в номинации «Классика жанра»: Николай Марочкин (Россия). Черное зеркало. 2011

«Найденные объекты»

Вторая номинация конкурса посвящена не постановочным композициям. Это отдельные предметы или их содружества, случайно найденные где угодно – дома, на улице и т.д. – и запечатленные без видимого вмешательства автора. Но они также могут вести диалог с историей жанра или пробовать образно, символически обыграть современность.

Победитель в номинации «Найденные объекты»: Карина Арутюнян (Украина). Натюрморт №15. 2015

Результаты конкурса

С определенного времени жанр натюрморта в изобразительном искусстве стал главным учебным жанром и основным полем для художественных поисков и экспериментов. До сих пор в художественных школах учебу начинают с постановки натюрмортной композиции, а также проверяют знания при поступлении в высшие художественные учебные заведения. И отобранные результаты конкурса, пожалуй, могут показать суть современной ситуации в искусстве – времени бесконечной свободы поисков, постмодернистской возможности вести диалог с любыми явлениями настоящего и эпохами и традициями прошлого.

Мы постарались отразить на выставке не просто наиболее высоко оцененные жюри работы, но и широкую палитру тенденций и подходов, как постановочного, так и непостановочного натюрморта. Это и четко продуманные велеречивые многопредметные композиции, так или иначе отсылающие к золотому веку голландского искусства; и случайно выхваченные минималистичные фрагменты реальности, в фокусе внимания которых обыденные предметы обретают эстетическое звучание; и, казалось бы, знакомые предметы, иногда до неузнаваемости преображенные с помощью разнообразных манипуляций с техниками и самим изображением; и, наконец, карточки, представляющие концептуальные серии, использующие форму натюрморта для обобщения, осмысления и выражения мыслей об особенностях и характере явлений современности.

Жюри конкурса

Андрей Безукладников, фотограф, руководитель Photographer.Ru, модератор конкурса

Игорь Волков, искусствовед, научный сотрудник Московского дома фотографии

Михаил Каламкаров, фотограф, преподаватель фотографии

Александр Китаев, фотограф, куратор, историк фотографии

Дмитрий Киян, искусствовед, преподаватель фотографии

Марк Коберт, галерист, коллекционер. Директор Галереи классической фотографии (Москва)

Ирина Толкачева, искусствовед, историк фотографии

Елена Якимович, историк фотографии XIX-XX веков, преподаватель


Топ 50 конкурса смотрите по адресу: www.photographer.ru/nonstop/contests/index.htm?id=42
Андрей Безукладников  ( # )
Однажды артист и музыкант Пётр Мамонов сказал мне: «Андрюша, а что такое жизнь? Одна пластиночка, один спектаклик, один фильмик – вот и вся жизнь». Поздравляю всех участников с ещё одной выставкой:-)

Лидия Шипицына  ( # )
Андрей, спасибо за ролик, приятно было увидеть. И Вас с выставкой!)
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.