Геннадий Меергус

Зеркалки не умирают... Что ещё не умирает?

3.5.2019 12:54

Сайт "nikon rumors" поделился статистикой камер и систем, использованных фотографами World Press Photo.


Блоггер по фототехнике Мэтт Грэнджер, поделился этой новостью у себя на странице, отметив, что 70% - зеркалки, и их ещё, типа, рано хоронить! сразу же восторженная волна откликов, что зеркалки лучше, круче, что они ни капельки не умирают, что беззеркалки никогда их не обойдут, и в них есть особая эстетика, и всё что там хотите еще.

мой ассоциативный мозг сразу отыскивает сходство с группой фанатов Боинг-747, которые наперебой говорят, насколько эта машина лучше, красивее, величественнее, и насколько кайфнее в ней летать, чем в 777, и как, мол, могут некоторые ныть, что их пересадили с 777 на 747, когда надо радоваться. Оставим в стороне вопрос, как можно ощутить разницу между величественной красивой птицей и менее величественной, когда ты сидишь, скажем, в сороковом ряду из шестидесяти, слева от тебя - пассажир и проход, а справа от тебя - два пассажира и проход.

и сразу ассоциация с баталиями на этом сайте 15-20 лет назад, о том, что плёнка пока ещё не умирает, что у плёнки есть и всегда была особая эстетика, и что бездушная цифра никогда её не вытеснит.

и я понимаю, что речь вовсе не о технических преимуществах одного и другого. речь, следует понимать, с одной стороны, о беспокойстве тех, кто любит и привык к определённому процессу, свойству, инструменту, и не хочет его менять, и ищет себе единомышленников и подтверждения "правоты" и "легитимности" такого чувства. и я тут как раз не подразумеваю интертность, не оскорбляю этих людей нежеланием принять изменения, хотя, возможно, такая тенденция тоже есть.

тут, я думаю, человек пытается отстоять свой выбор, свой восторг перед изящным произведением технической мысли, будь то фотоаппарат или самолёт, и человек базируется на понятия людские.

проще говоря, речь идёт о верности.

мы ждём верности от других - от близких, от людей вообще, и переносим эти идеалы на технику. нам не хочется менять наши привязанности, потому что смена идеалов ассоциируется у нас с неверностью. мы ценим инструменты и верность инструментам "по инерции", потому что мы ценим верность нашим родным и близким, и хотим верности от других.

"испытай, завладев ещё тёплым мечом...", сказал Высоцкий. мы пеереносим понятия верности и традиций на наши вещи и инструменты, видимо, из тенденции ценить верность и традиции вообще, в первую очередь, к людям. есть что-то романтическое и достойное в долгом пользовании одним заслуженным инструментом, есть своё уважение к верному тебе механизму, и от таких людей естественнее ожидать верности и порядочности вообще.

так всё нормально, понятно, и естественно. снимайте, конечно, тем, чем вам удобнее и приятнее, летайте теми птицами, которые безопаснее и комфортнее.

всем радостных выходных!

Сергей Тихомиров  ( # )
Репортёры снимают зеркалами потому что в видоискателе реал вью без задержки на обработку и со всей детализацией, которую способен различить глаз.
Геннадий Бут  ( #   )
Картинка отличается от той, что будет позже зафиксирована матрицей или пленкой на время хлопка зеркала. ))
Сергей Тихомиров  ( #   )
Геннадий, вы меня забанили, и тем не менее вступаете в разговор. Чтож, придётся объяснить. Электронный видоискатель во-первых, имеет временной лаг и репортёр рискует нажать кнопку когда событие уже прошло. Во-вторых, его разрешение даже у самых лучших не сравнится с тем, что видит глаз на матовом стекле. В-третьих, электронный видоискатель имеет поганенький динамический диапазон, таким образом репортёр рискует упустить событие потому что видоискатель, допустим, влетел в насыщение. В четвёртых, он может просто заглючить. Именно поэтому репортёры не всегда используют беззеркальные камеры.
Геннадий Бут  ( #   )
Сергей, вы повторяли заезженную мысль своего тезки. Вступаю в разговор - так как хочу дать реабилитироваться.
Кроме электронного видоискателя есть ещё оптическое окошко - как у дальномерок — Leica М9, M240, M10, так и промежуточных головастиков Fuji X100.
По моему опыту оптическое разрешение довольно старого электронного видоискателя от Олимпуса, который ставили на М240,.. - достаточное. Я в своей практике перешёл с оптического видоискателя на электронный. Потому что есть проблема параллакса и практически точный видоискатель Olympus обеспечивает сбалансированный дизайн кадра. Там есть свои неточности — но в общем картинка на выходе получается интереснее.
Худшего динамического диапазона не замечаю — хотя и использую коррекцию до -2 ev.
Все это касается любителей фотографии.

Репортеры (по моему мнению) используют зеркалки в силу их относительной дешевизны. Они просто используют ресурс затвора. Как только закончится ресурс затвора на купленных камерах, и на устаревших моделях — репортеры перейдут на беззеркалки.

Уже сегодня они используют серийную съемку для отлова фазы движения и построения кадра. Это формирует очень большой массив фотографий. Современные средства предварительного отбора (fast raw viewer, photo mechanic) позволяют отбирать фотографии и исключать лишнее до момента загрузки в личный каталог фотографа.
Геннадий Меергус  ( #   )
посмотрел видео по "механизации" предпросмотра на сайте fast raw viewer, очень впечатлило. надо будет попробовать (на досуге, которого не предвидится).

большое спасибо, очень интересные возможности!
Геннадий Меергус  ( #   )
лично для меня в этом достоинство беззеркалки. понятно, что диапазон экрана в видоискателе ниже, чем "реальность", но зато я вижу в точности то, что получу.

это как бдуто ещё "зеркальнее, чем зеркалка".

в шкальном (и дальномерном) видоискателе я видел резкую картинку, мог ошибиться и с фокусом, и с экспозицией.

в зеркалке я вижу картинку такой резкой, какой она будет, и с помощью репетира диафрагмы могу даже оценить глубину. но я по-прежнему могу ошибиться с экспозицией и с балансом белого.

в беззеркальной камере я вижу то, что получу. с тем балансом белого и с той экспозицией. на мой взгляд, это открывает хорошие творческие возможности. облегчает процесс подбора экспозиции, баланса белого и экспокоррекции.

разумеется, это требует должной скорости срабатывания электроники. и эта скорость у новейших беззеркалок фуджи и никона, на мой взгляд, субъективно, достаточна. хотя профессионалы пишут, что она ещё не всегда достаточна для съёмок экшена и спорта. но уже есть сферы, где они определённо уже применимы, и лидеры индустрии в это всерьёз верят.
Геннадий Бут  ( #   )
Я использую дальномерку как беззеркалку — с внешним электронным видоискателем. Тому есть несколько причин:
- почти точное представление будущего кадра
- возможность точно выставить экспозицию по гистограмме и убрать пересветы
- электронный уровень
- возможность точно поставить резкость там где надо — с красным фильтром получается сдвиг фокуса и его надо компенсировать вручную или наводиться по эелектронному видоискателю
Геннадий Бут  ( #   )
Вспомнился недостаток электронного видоискателя - сложность использования поляризационных фильтров. В обычном зеркале очень хорошо видно изменение картинки при повороте фильтра. Можно настроить и получить нужное положение. Беззеркалки используют специальный алгоритм выравнивания освещенности картинки — который делает невидимым поворот поляризационного фильтра.
Геннадий Меергус  ( #   )
опять же, в компьютерном мире всё можно сделать отключаемым и включаемым. даже если есть такой алгоритм, его можно и отключить, и тогда видеть эффект поляризатора. в конечном итоге на конечное изображение поляризатор окажет какой-то эффект. значит, на дисплее видоискателя можно будет сделать его видимым.
Геннадий Меергус  ( #   )
спасибо. технические аспекты, разумеется, понятны. я сам о них писал, страшно подумать, 15 лет назад в статье на этом сайте.

уже тогда было ясно, что беззеркалки (тогда они назывались EVF - electronic viewfinder - электронный видоискатель) проще в производстве и меньше подвержены износу, потому что в них меньше движущихся частей.

и я это тогда же ясно сказал в своей статье: они не вытесняют зеркалки только потому, что электронный видоискатель ПОКА медленный и в нём ПОКА маленькое разрешение и плохой динамический диапазон. и ясно, что производители идут в эту сторону, потому что электроника легче в производстве, чем точная механика. и что преимущество зеркалок держится на том, что это технология, отработанная за (тогда) 60 (а сейчас 70) лет.

и тогда было ясно, и сейчас ясно, что переход будет постепенным, потому что постепенно растёт вычислительная мощь, и что рано или поздно "цифра" видоискателя обойдёт механику зеркала.

прошло 15 лет, и беззеркальных камер уже много, и сони, и олимпус, и другие. и до сих пор они были в любительском или потребительском классе.

2018-й год был в этом смысле переломным, потому что два флагмана репортёрской аппаратуры - кэнон и никон - сместили свой главный фокус на беззеркалки. фишка не в том, что беззеркалки "появились", они уже 20 лет на рынке. фишка в том, что в высоком, репортёрском, классе появились беззеркалки, что главные поставщики в главном профессиональном классе сделали ставку на электронику. что параметры электроники стали такими, что производители (кэнон и никон) имеют основания считать, что они достаточны для профессионалов в высшем классе, т.е. репортёров, серьёзных профессионалов, художников, и всех других, кто пользуется аппаратурой этого класса.

15 лет назад разрешение электронного видоискателя было сотни пикселей по стороне (десятки мегапикселей всего). сейчас оно достигло двух-трёх мегапикселей, больше офисного дисплея. задержки тоже снизились в сотни раз. производители полагают, что уже можно сделать главный рабочий аппарат беззеркальным. в этом перелом. что топовые модели стали беззеркальными.

и как только это произошло, так сразу же начались аспекты психологические: блоггеры, фанаты новизны, уже спешат кричать, что произошла революция, а опытные профессионалы, привыкшие, любящие и верные своим инструментам принимаются их "отстаивать", и утверждать, что они "ещё не умирают". вот эти психологические шаблоны меня заинтересовали, это про них я написал.


спасибо
Сергей Петров  ( #   )
нет ни какой гарантии, что "вид", который хочет снять фотограф не будет подвержен процессорной обработке в таком "умном" видоискателе.

зеркало таки - надёжней
Геннадий Бут  ( #   )
У вас мысль заело. Смените ее
Сергей Петров  ( #   )
да вот хотелось бы подЪучиться теории, как вы рекомендовали.

но у вас там смазки не подлили что-то.

список литературы заждамши
Геннадий Бут  ( #   )
Ищите
Сергей Петров  ( #   )
неужто в Книге..

в чёрной или в красной ?

а кроме шуток: нормальных статей в рецензируемых научных журналах - кот наплакал.

цифрографию объявили фотографией в явочном порядке
Геннадий Меергус  ( #   )
гарантий нет. но возможности имеются. например, уже в современных беззеркалках можно выбрать, отражать ли экспокоррекцию и баланс белого в видоискателе. выбираешь отражать - запаздывание больше. выбираешь не отражать - запаздывание меньше, но есть риск ошибиться с экспозицией.

нечто похожее есть и в зеркалках. тоже люди почти сразу поняли, что темно, и придумали прыгающую диафрагму, типа, смотрим на полностью открытой дырке, а зажимается только в момент съёмки. тоже видим не вполне то, что снимаем. а там уже и "репетир" придумали: темно, зато с нужной глубиной.

цифровой видоискатель даёт больше гибкости. можно выбирать то или другое. гистограмму видеть или засвеченные области.
Дмитрий Егоров  ( #   )
Электронный видоискатель неудобен в репортаже. Он может бликовать и засвечиваться, например, солнцем. При съёмке серией вообще не видно что там происходит в кадре. Плюс к этому он жрёт много энергии. Репортёры никогда добровольно не перейдёт на беззеркальные системы. Если их только насильно не заставят производители.
Геннадий Бут  ( #   )
Электронный видоискатель бликовать не может — только если пространство между ушами оператора прозрачное.
Зкранчик - может. Но он часто может отклоняться и позволять снимать из-за угла, сверху над толпой или снизу, тем самым значительно расширяя пространство доступных точек съемки.
Дмитрий Егоров  ( #   )
Как дополнение к зеркалу экран полезен. Как единственное средство контроля кадра для репортажа и любой динамичной съёмки не вариант. Но кто будет спрашивать юзеров. Кенон с Никоном уже имеют опыт как нагибать и кидать тех , кто сидит на их системе. Как то они отказались от поддержки мануальной оптики и неплохо подстегнули продажи. Представляю как у маркетологов ручки чешутся провернуть это во второй раз.
Геннадий Бут  ( #   )
Эти пользователи привыкли к смартфону и уже обычную зеркалку держат на вытянутых руках. Зачем им какой-то видоискатель?
Дмитрий Егоров  ( #   )
Если вы не заметили, топикстартер писал о топовом сегменте зеркалок, в топовом сегменте смартфонов нет, не было и никогда не будет.
Геннадий Бут  ( #   )
ой, а новый iPhone ежегодно — это не топовый сегмент? Причём огрызок через год ещё можно сдать — а всякие Соньки через год уже ничего не стоят.
Дмитрий Егоров  ( #   )
Айфон к проф. Арпаратуре никакого отношения не имеет и никогда иметь не будет. Если единицам удаётся им что то снимать, то этот на грани альтернативы и эксперемента. В индустрии это никогда массовым решением не будет.
Александр Курлович  ( #   )
"Никогда" - это очень долго.
Дмитрий Егоров  ( #   )
Не при нашей жизни это точно
Сергей Петров  ( # )
Геннадий, твои размышления красивы, но туманны.

ты хочешь уйти от принципиального различия фото- и цифро- графии.

в цифрографии не остаётся материального носителя, на который непосредственно запечатлён отпечаток света.

сразу идёт в цифропроцессор.

ну и в результате имеем часто красивый результат.

но не фотографию
Геннадий Бут  ( #   )
Сергей, в прошлой дискуссии ты не смог правильно описать принципиальное отличие рисования от аналоговой или цифровой фотографии. Не заводи дискуссии - учи теорию.
Сергей Петров  ( #   )
да я вобщето твоему тёзке отвечал (старт-топику).

но вполне рад и исчо раз пофехтоваться над тем, что даже и старшекласнику понятно (до введения егэ - было даже понятно и сренднекласснику

)

уж не помню: где там мы (в прошлой дискуссии) оба два устали от переливания в сито порожнего..

"на колу - мочало

начинай рассказ с начала"

понятно, что рисование карандашом это не рисование светом (не отпечаток света).

но рисование карандашом в плане того на ЧЁМ этот карандаш рисует - это сходно с тем, что то - на ЧЁМ рисует свет в фотографии - вполне материально. мы можем это держать в руках.

носитель и то - что непосредственно на этом носителе - сделал карандаш или свет.

в цифрографии же нет такого свойства.

с матрицы мгновенно всё улетает в недра процессора.
Геннадий Бут  ( #   )
Увы и ах. Но вы ошиблись. Когда художник рисует карандашом - он неизбежно интерпретирует и искажает изображенное, он вносит субъективные искажения. Когда свет регистрируется кристаллами соединений серебра или ячейками матрицы, а потом эти результаты регистрации обрабатываются и получается изображение - человек в процессе своим сознанием не участвует и субьективных искажений не вносит. Подтяните теорию - чтобы понять суть этого отличия.
Сергей Петров  ( #   )
Геннадий я вас не совсем пойму в организационном вопросе (из предыдущего сообщения, подумал, что мы перешли на "ты", но - как угодно).

"теория, мой друг, суха.." (Мао, наверное).

но снимок (отпечаток) непосредственного света на носителе можно подержать в руках.

а отпечаток на матрице - нет
Геннадий Бут  ( #   )
Учите теорию
Сергей Петров  ( #   )
ну только от вас - Лучшего Теоретика.

список литературы прилагается ?
ЮRA  ( # )
Дорогой Геннадий, спасибо что подняли эту, как и прежде, актуальную тему, и мы, неравнодушные рабы фотографии, еще раз перемоем косточки негодяям не разбирающимся в правильных тенденциях и процессах фотоиндустрии. И будем это делать до тех пор, пока тайное мировое правительство не запретит использование в быту цифровые фотофиксирующие устройства. Спасибо, что рассуждаете на эту тему! ;)

Вы огласили два тезиса: Зеркалки/беззеркалки и верность.
По первому, имею мнение, что пока в беззеркалках не сделают нелагающий фокус, и не поставят нормальный видоискатель, им зеркало не перебить. Безусловно, беззеркалки интересны, прежде всего компактностью, но это и минус.
По второму, думаю, Вы ошибаетесь в мысли, что всё дело в верности. Конечно же, привычка дело большое, но удобство при необходимых условиях эксплуатации играет важную роль, и при возможности, фотограф, которого устраивает новая игруха, с лёгкостью или чуть со скрипом перейдёт, или пополнит комплект новым устройством. Поэтому здесь определяющий фактор не привязанность, а функциональное качество инструмента.
Геннадий Меергус  ( #   )
я не столько говорил о беззеркалках/зеркалках, сколько проводил параллели с тем, что похожая тенденция происходит часто в несвязанных областях. как только появляется что-то новое, более современное, сразу появляется дискуссия на тему что оно "не настоящее" и то "старое" "ещё не умирает".

поэтому я и привёл пример с боингом-747. конечно, это красивая и мощная птица, легендарный лайнер, известный всем. но прогресс не стоит на месте, и выходят новые машины, которые эффективнее, и лучше отвечают интересам перевозчиков, и сразу возникает тенденция к ностальгированю о том, старом. при всём уважении к красоте и опыту, те машины изобретены более пятидесяти лет назад, и за это время появились новые решения и новые технологии.

моя мысль была в том, что кроме привычки и инерции, есть ещё и чувство и желание верности.

понятно, что каждый человек решит для себя сам, переходить ли на ту или другую технологию. может, по техническим соображениям, может, по эмоциональным, может, от лени и инерции.

моя мысль была в том, что кроме инерции, есть ещё и одушевление своего инструмента, привязанность к заслуженному, как будто уходя с этого инструмента или технологии, мы совершаем предательство. и желание "защитить", "отстоять", и восклицания, что зеркалки (или плёнки, или боинги-747, или шкальные, или карданные) ещё не умерли. люди хотят найти единомышленников, тоже уважающих определённый инструмент или технологию.

вот это я попытался объяснить ценностью верности, желанием верности.
Сергей Петров  ( #   )
очень интересные рассуждения. прочитал с удовольствием (без иронии).

есть один интересный аспект, в котором слово "технология" или "инструмент" не так просто перевести с фотографии на цифрографию.

например, мы совершенно спокойно воспринимаем, что аналоговое телевидение стало (или где-то становится) цифровым.

всё равно мы не могли "взять" отпечаток телевизионной картинки в свои руки, что при том виде или же при этом.

что-то меняется, но не совсем существенным образом.

а вот в фото- и цифро- графии

отличие весьма большое.

можешь ты подержать в руках отпечаток света или не можешь его подержать.
ЮRA  ( #   )
ясно, возможно, я не уловил, что именно тема "верности, предательства,..." основная.
понимаю о чём вы, но, чесслово, это вы прямо-таки касаетесь очень тонкой грани взаимоотношений)))
в таком случае всё же предательства нет, есть слегка пензия. вот она тушка рядом, на полочке, в любви и ласке))
Геннадий Меергус  ( #   )
я всё детство и юношество снимал среднеформатной гармошкой Belfoca, трофейной, 1936 года выпуска. это было то, что мои родители смогли мне купить в 1987 году. снимал ей около десяти лет, и довоенный агрегат ни разу не подвёл. зато когда я ненадолго перестал ей снимать (ещё даже до перехода на цифру), буквально за год-два "лежания" у неё "срослись" лепестки затвора и стали задевать друг за друга при срабатывании.

вот где реально было чувство предательства.
аппарат проработал 60 лет и сломался только тогда, когда им перестали пользоваться.
сейчас она в музее.
с другой стороны, не сломалась бы она, что бы я с ней делал? снимал бы ей?
хотя кто знает...
Сергей Петров  ( #   )
"
древнее золото - редко блестит

древний клинок - ярый

выйдет в дорогу король следопыт

зрелый - не значит старый


позарастают беды быльём

выйдет король снова

и назовут короля королём

в честь короля другого"

(Толкиен Мао. из собрания рун настенно-пещерной живописи где Он скрывался)
Сергей Тихомиров  ( #   )
Старые гармошки с непросветлённой оптикой так своеобразно снимают! Что ни щёлкните, шедевр выйдет.
Геннадий Меергус  ( #   )
моя была просветлённая
ЮRA  ( #   )
комментарий прочёл как - моя мысль была просветлённая)
Юлия Прокопенко  ( # )
Люблю читать дженерики.
Посмотрела статистику, слазила на сайт конкурса. Там так прямо и написано:
The foundation (The World Press Photo Foundation - примечание мое) is a creative, independent, nonprofit organization, based in Amsterdam, the Netherlands. We receive support from the Dutch Postcode Lottery and are sponsored worldwide by Canon.
Короче, чем дают, тем и снимают ;)
Геннадий Меергус  ( #   )
справедливости ради, среди победителей никонов больше. хотя на рынке больше кэнонов.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Считается, что визуальщикам легче воспринимать информацию в графическом виде. Так, на Графике 2 показано: Кэнон - 46,4%, Никон - 36,8%.
То что Вы увидели график по-другому - результат работы когнитивного сдвига, который называется "эффект страуса" и состоит в отказе мозга воспринимать информацию, угрожающую разрушить устоявшиеся представления.
Мы строим экстраполяции именно на основе устоявшихся представлений, поэтому без "эффекта страуса" не могли бы создавать теории и прогнозировать будущее.
С этим эффектом в большой степени связан отказ признавать цифровую запись принципиально новым видом записи, отличным от фотографического. Но это неизбежно произойдет по мере развития цифровых технологий.
Геннадий Меергус  ( #   )
вот только не надо меня диагностировать насчет когнитивного сдвига и прочее.
я прочитал там фразу "Most of the photos in the World Press Photo 2018 contest were taken with Nikon (51.5%) and DSLR cameras (83.5%)"

да, я ошибся, среди победителей больше кэнонов, чем никонов, а фраза, которую я помнил, относилась к участникам, а не к победителям, и вообще к 2018 году. честно говоря, я эту фразу ПОМНИЛ, а когда писал ответ (через 8 дней после оригинального поста), на сайт не ходил.

я ошибся. ошибиться может каждый.

не надо каждому, кто ошибся в цитировании, ставить диагнозы насчёт когнитивного сдвига и развивать на этом теории.
ЮRA  ( # )
Пришлось придумать для Сергея термин, дабы упростить))
Фотоизображение, сокращённо - ФИ
Фи какая красота)) ... зы. иль не вписывается?
ЮRA  ( #   )
Усовершенствуем:
Фотоподобное изображение, сокращённо - ФПИ
Фпи такие фотки
Сергей Петров  ( #   )
вот. правильно

Фотоподобное Изображение.

и всем сьострамъ - по серьгамЪ
Игорь Юнаковский  ( #   )
новая погремушка) поздравляю!
Сергей Петров  ( #   )
ох, - иногда - и же вредный ты!

)
Игорь Юнаковский  ( #   )
и я тебя люблю:)
Сергей Петров  ( #   )
слющай, я долго с пристрастием допрашивал нескольких натуральных (не менее чем с полдюжины) носителей и носительниц английского языка:

в чём разница между "to like" и "to love"

получил совершенно противоречивые ответы.

они могут любить книгу как "love", например, или даже курево.

там очень тонкая разница.

нас учили что нужно различать "нравиться" и "любить", а у них - оказывается - более запутанный вопрос
Игорь Юнаковский  ( #   )
зачем ты сравниваешь с чем-то "великий и могучий" - бесполезное дело
Сергей Петров  ( #   )
"понять - наполовину простить"

(Он)
Дмитрий Егоров  ( # )
Дело не в верности, дело в бабле. Если прозводители завтра перестанут поддерживать и развивать зеркалки то всем придётся заново закупать новые системы с нуля.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.172481 sec