Юлия Прокопенко

7.13

Легенды и мифы XX века / Миф 5: решающий момент

26.8.2017 13:18
«Генерал Дридл тоже был доволен взятием Болоньи, хотя и обозлился на полковника Модэса, разбудившего его, чтобы сообщить эту новость. В штабе армии были тоже довольны и решили наградить медалью офицера, взявшего город.
Поскольку офицера, взявшего город, не существовало, медалью наградили генерала Пеккема: он сам попросил себе медаль, ему давно хотелось ее нацепить.»
Джозеф Хеллер
«Уловка 22»



В фотографической мифологии XX века едва ли найдется миф более ложный и одновременно более цепкий, чем миф о решающем моменте. Ложность состоит, во-первых, в том что миф привязан вовсе не к моменту, а к изображению. А во-вторых, в том что процесс создания этого изображение – долгий и многоэтапный.
К чести отца мифа Анри Картье-Брессона, он и не думал скрывать, как долго человек должен готовиться, тренироваться и работать над получаением эффектного изображения. Его статья, которая так и называется «Решающий момент», подробно описывает все этапы его подготовки:
1. Обучение на чужих изображениях;
2. Формирования навыков съемки и доведения их до автоматизма;
3. Распознавание мизансцены и ее актеров;
4. Отбор из отснятого материала
5. Расположение материала на странице издания.
Между тем приемы создания эффектных визуальных повествований известны людям со времен палеолита (именно к этому периоду относятся пещерные росписи). Невероятный расцвет этого жанра приходится на времена распространения религий, когда смыслы и сюжеты приходилось доносить до в основном неграмотных, а то и иноязычных зрителей.
Коды изображений, производящих впечатление, формировались веками, фотоаппарат – лишь один из инструментов, с помощью которого можно такие изображения создавать.
Преимущество фотографии XXI века в том, что она освобождена от обязанности служить заказчику (этот пост заняла цифрозапись) и может, наконец, спокойно переосмыслить сама себя.
Этому, в частности, посвящает свое время аргентинский фотограф Эстебан Пасторино Диас, который, кажется, решил попробовать, что получится, если прочитать статью Картье-Брессона и сделать все наоборот. Фотограф не только конструирует камеры, пленка в которых проматывается во время съемки, фиксируя не моменты, а периоды; и экспонирует пленку во время движения; он даже иногда не смотрит в видоискатель, доверяя фотографической технике самой делать свое дело.
«Нам только кажется, что фотографическое изображение следует тем же законам, что и наше зрение, на самом деле это не так». – замечает Диас.

www.estebanpastorinodiaz.com
Комментариев: 21
Просмотров: 1659
Сергей Петров  ( # )
интересные размышления.. особенно на фоне о Вечном

www.youtube.com

(Председатель тайком от соратников по Партии иногда переслушивал)
Юлия Прокопенко  ( #   )
"не один Вы, Штирлиц, скучаете по Родине" )))
но вообще ты в чем-то прав, с фотографией происходит практически новозаветный сюжет
Виктор Поляков  ( # )
Вот что - то не понимаю, Юлия, в чем же ложность "решающего момента". Ну готовится любая съемка, кульминацией которой является фиксация некого изображения или "решающий момент". "Решающее сражение" тоже готовится тщательно, "решающий аргумент" тоже приводится после подготовительных "не решающих". А то, что утверждение привязано не к моменту а к изображению..ну и что? Изображение это и есть "смерть момента", в идеале - "решающего"...
Юлия Прокопенко  ( #   )
Виктор, ложность состоит в том, что моментом именуется то, что моментом не является. Момент и изображение лежат в разных измерениях. Изображение может стать образом - эта трасформация универсальна для всех видов изо.
Что касается компонента "решающий", то сначала есть решающее обучение, потом решающее задание, потом решающая съемка, решающая проявка, решающая печать, решающий отбор, решающая ретушь (кадрирование), а затем решающая верстка и абсолютно все решающая презентация :)
Не говоря о том, что решение о том, что что-либо (включая сражение) является решающим зачастую принимается сильно задним числом.
Виктор Поляков  ( #   )
Тогда уж, что касается компонента "решающий", то сначала сначала идет решающее подражание чужому творчеству, потом решающее стояние на плечах титанов...и много чего еще:) Ну почему же момент перестает быть моментом, если он долго и тщательно готовится? И вообще, говоря о решающем моменте Брессон по всей видимости имел ввиду лишь технику съемки. Т.е. если ты считаешь, что ручки, ножки,кошечки, собачки расположились в рамке видоискателя предельно круто и композиция тебя полностью устраивает - жми на кнопку..время пойдет дальше, кошечки и собачки побегут по своим делам, но ты момент поймал (убил, остановил). Он мог это назвать и решающим щелчком.. Правда этот решающий момент может так и не наступить, или наступит но будет не такой уж и решающий - но это уже кто как готовил его, кто как учился...
Юлия Прокопенко  ( #   )
"И вообще, говоря о решающем моменте Брессон по всей видимости имел ввиду лишь технику съемки"
зачем гадать? Первоисточник - в открытом доступе.
royallib.com
Виктор Поляков  ( #   )
Спасибо Юлия за ссылочку, прочитать внимательно такой объем информации для меня вызов, но для пользы дела придется :)
Евгений Харитонов  ( # )
а я вообще фотографирую когда рука тянется сама
и не знаю, как это обьяснить
Юлия Прокопенко  ( #   )
правое полушарие шалит :)
Жень, если не лень, почитай много букав из книги "Who is in charge?" Майкла С. Газзаниги
"Нашу лабораторию посетил международный гроссмейстер и двукратный чемпион США по шахматам Патрик Вольфф, который в 20 лет обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова в 25 ходов. Мы дали ему пять секунд на то, чтобы запомнить избражение шахматной доски, на которой фигуры были расположены согласно шахматной логике. Затем мы попросили Вольффа воспроизвести позицию. Он быстро и точно воспроизвел ее, расположив правильно 25 из 27 фигур. Если бы вы или я попытались это сделать, мы бы справились примерно с 5 фигурами. Вопрос состоял в следующем: объясняется ли успех Вольффа исключительной визуальной памятью? Если да, то ему должно быть все равно, соответствует ли расположение фигур логике игры. На следующем этапе мы показали Вольффу ту же доску с тем же числом фигур, но на этот раз их расположение было лишено шахматной логики. На этот раз он расставил правильно лишь несколько фигур – так же, как и любой человек, не играющий в шахматы. Его предыдущий успех объяснялся тем, что правое полушарие мозга автоматически подобрало комбинации, выученные за многие годы практики.
Мы – ученые – понимали, что механизмы восприятия комбинаций в правом полушарии Вольффа стандартизированы, запускаются автоматически и объясняют его успех в первом этапе эксперимента, но он этого не знал. Когда мы попросили его объяснить этот феномен, левое (объясняющее) полушарие с трудом сформулировало объяснение: «Вы как бы схватываете, пытаясь... быстро понять, что происходит, и конечно вы компонуете их, так? То есть, конечно, фигуры, но... как бы, понимаете, вы компонуете фигуры, как должно быть... То есть можно представить, что это какая-то структура, но мне кажется, это что-то большее, эти фигуры...»
Объяснение всегда адекватно полученной информации. Объясняющее полушарие получает результат расчета от множества модулей. Оно не получает ни информации о том, что задействовано множество модулей, ни о том как эти модули работают. Оно не имеет информации о наличии в правом полушарии механизма, распознающего стандартные комбинации. Поэтому левое полушарие вынуждено строить объяснения строго на основе полученной информации. В случае Патрика Вольффа эта информация заключалась в том, что он может быстро воспроизвести расположение фигур на доске и что он много знает о шахматах. Эту информацию он и использовал в своем объяснении."
Евгений Харитонов  ( #   )
спасибо! теперь могу похвастаться ещё одной фобией
фобией правого полушария)
Евгений Харитонов  ( #   )
Представляешь вспомнил себя в юности, мне всякие там начертательные геометрии с инженерными графиками давались очень легко.

помню, меня даже освобождали от занятий на весь семестр. И это не хвастовство, моей заслуги в этих науках нет, природный дар наверное.

А вот на изо ко мне были вопросы, рисовал я конечно не плохо, но ставили 3 ))
Юлия Прокопенко  ( #   )
Большого художника всегда недооценивают :)
Евгений Харитонов  ( #   )
Не, меня наверное таким образом мотивировали
Рядом с троечкой писали "можешь лучше" )
Юлия Прокопенко  ( #   )
"но свою неправую правую
я не сменю на правую левую"
:)
Евгений Харитонов  ( #   )
:)
Не так давно случайно набрел на стих Тура Ульвена, очень впечатлился

ФРАГМЕНТ ПИСЬМА

Эти капли пота,
стекающие со лба охотничьей собаки
в момент, когда она понимает,
что человек властвует в силу своего безумия, –
вот всѐ, что дано тебе пить этой ночью;
на рассвете, будешь грызть закостенелые ласки.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Женя, спасибо. Я очень люблю про охоту.
Недавно перечитывала "Зеленые холмы Африки", там есть момент, когда охотники расстаются с одним из проводников. Это - удивительный момент, очень интенсивный:

"Уже в темноте мы остановились на дороге возле деревни, и я уплатил гонцу, сколько было сказано в записке. Деду я тоже дал столько, сколько наказал Старик, с небольшой надбавкой. Потом между африканцами разгорелся спор. Гаррик должен был поехать с нами в главный лагерь и там получить деньги. Абдулла тоже непременно хотел ехать с нами: он не доверял Гаррику. Вандеробо-масай жалобно просил взять и его. Он боялся, что они оба его надуют и не отдадут его доли, и я был уверен, что с них это станется. А тут еще бензин, который нам оставили для того, чтобы мы воспользовались им в случае необходимости или привезли с собой. Словом, машина была перегружена, а я к тому же не знал, какая впереди дорога. Однако я решил, что можно взять Абдуллу и Гаррика и втиснуть как-нибудь вандеробо. Но о том, чтобы взять Деда, не могло быть и речи. Он получил деньги, остался доволен, но не желал выходить из машины. Он залез под крышу и ухватился за веревки, твердя: «Я поеду с бваной».

М'Кола и Камау вынуждены были силой стащить его, чтобы переложить груз, а он все кричал: «Хочу ехать с бваной!»

Пока они возились в темноте, он взял меня за руку и стал тихо говорить что-то.

— Ты получил свои шиллинги, — сказал я.

— Да, бвана, — ответил он. Но совсем не в деньгах было дело. Платой он был доволен.

Когда мы садились в машину, он снова стал карабкаться наверх. Гаррик и Абдулла стащили его.

— Нельзя. Нет места.

Он снова стал что-то говорить мне жалобно, умоляюще.

— Нет места.

Я вспомнил про свой перочинный ножик, достал его из кармана и протянул Деду. Но он сунул мне нож обратно.

— Нет, — сказал он. — Нет.

Потом он умолк и смирно стоял в стороне. Но когда машина тронулась, он побежал следом, и я услышал в темноте его крик:

— Бвана! Хочу с бваной!"
Евгений Харитонов  ( #   )
припоминаю эту повесть
Геннадий Бут  ( # )
"Решающий момент" является мифом только на постсоветском пространстве и то по причине узурпации фоторепортажем пространства творческой фотографии. В своей статье АКБ прямо говорит о том, что он учился у кино. По сути это был временный жанр и ТВ четко определяет его границу и вытесняет его.

Фотографы в рамках западной культуры поняли ограниченность репортажа и полвека назад наметили несколько направлений альтернативного развития:
- фотография на длинной выдержке;
- типология.

А творчество сеньора Диаса мне напомнило публикацию Эда Руши "Каждое здание на Сансет Стрип" от 1966 года.

Ps: Никому не нужен ваш Джо.
Юлия Прокопенко  ( #   )
Прародитель авторских фотокниг Эд Руши - прекрасный фотограф, но его фотораскладушка - это склейка отдельных кадров. Это - существенное отличие, впрочем человек, который не видит разницы между записью на карту памяти и записью на светочувствительную поверхность, его вряд ли осознает.
Геннадий Бут  ( #   )
Разберетесь в вопросе - пишите.
Сергей Петров  ( #   )
Геннадий, Вы фотографией до сих пор занимаетесь ? или вас уже цифрографы на корню скупили ??
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.106238 sec