Денис Магсумов

6.98

Натюрморт: прошлое и/или настоящее?

21.2.2016 15:08

Мое увлечение фотографическим натюрмортом началось со случайного ознакомления с работами Бориса Смелова. Его натюрморты потрясли меня своей некоторой необычностью, загадочностью, нестандартностью. Поначалу было трудно определить причину, по которой работы Пти-Бориса так "цепляли" взгляд. Да в общем-то и сейчас не просто, но факт по сей день остается фактом. Потом были работы Людмилы Таболиной, Александра Носовского, Бориса Кудрякова и еще многих не менее достойных авторов. Так или иначе, но жанр фотографического натюрморта до настоящего момента представляет для меня определенный интерес.
Одна из особенностей, которую я отметил просматривая фотографии Пти-Бориса, заключается в том, что Смелов часто использовал старые вещи при выстраивании композиции натюрморта. Не всегда эти вещи могли быть целыми. Да и антураж для некоторых снимков выбирался соответствующий - старые окна с обшарпанными подоконниками, грязные глазницы-окна с покрывшимися пылью стеклами, старые стулья, столы... Переосмысливая эти фотографии, я невольно увлекся тем, что стал медленно приобретать вещи очень похожие на те, которые ипользовал Смелов. Барахолки и блошинные рынки, лавки антиквариата, старьевщиков стали моими любмыми местами для прогулок в свободное время. Думаю, что не только мне знакомо это чувство, когда, увлекшись чем то значимым, начинаешь невольно копировать особо понравившиеся работы. Только потом, со временем пришло некоторое понимание как результат переосмысления. Может это начался просто следующий этап? Не знаю. Но я стал задавать самому себе вопросы: обязательно ли использовать для натюрморта старые вещи? почему не использовать современные предметы, как отпечаток настоящего? можно ли их комбинировать? Вчера перед сном я взял полистать альбом с работами - фотографиями Бориса "Гран" Кудрякова и наткнулся на интервью с автором, записанное в 2003 году. Хочу привести отрывок этого интервью, который мне изрядно понравился.
"Я снимаю те вещи, которые меня окружают. Некоторые предметы переходят из натюрморта в натюрморт в течении 25 лет. Натюрморт это изъятие части жизни из времени, это разговор с миром через предметы и в то же время разговор с самими предметами. Красота скрыта везде: в куске старой жести, в облупленной стене. К этому приходишь после эстетских игр с "павловскими" штофами и антиквариатом. Кстати, мы с Борей Смеловым сильно спорили по поводу его натюрмортов. Я ему говорил: "Ты все стараешься воссоздать серебро "малых голландцев" - ампирную эстетику для деректора бани. А ты сумей сделать композицию из обыденности, например, из трех кирпичей".
Каково? И как я раньше пропустил эту замечательнейшую мысль, не пойму? Хотя, с другой стороны, я думаю, что не важно ЧТО использовать для выстраивания композиции натюрморта. Гораздо важнее, ЧТО автор хочет сказать. Правда, каждый зритель тут решает для себя сам. В противном случае весь интерес пропадает. С цветочками - лепесточками все более или менее понятно - красивая "попсовая" картинка. А вот с другими все может быть гораздо сложнее и куда более интересным.

Здесь с фото - archgl.livejournal.com

Семён С  ( # )
Смеловские натюрморты - прямое продолжение его урбанистских ландшафтов, что, впрочем, и не удивительно. Это замечание относится и к натюрмортам Слюсарева. Да и ко всем мастерам.
В чем их секрет, передать невозможно: каким-то образом им удалось вдохнуть душу в композицию. Начни разбирать композицию, и все рассыпится, как в поломанном калейдоскопе.
Денис Магсумов  ( #   )
Говорят, что Смелов по нескольку дней выстраивал композицию. Мм туда, мм сюда, обкурить, подумать, продолжить завтра-послезавтра не спеша.
Александра Никитина  ( # )
Сейчас модно фотографировать винтаж. Другое дело, что старые предметы обращаются напрямую к памяти, к тому что мы видели в детстве в старых фильмах, у бабушки и т.д. От туда и успех натюрмортов из антикварных лавок. Я тоже недавно задумалась о том, что куда сложнее снять предметы из настоящего. Даже просто снять портрет, в обычной современной квартире, жителей среднего класса. Что бы он цеплял, а не выглядел, как снимок "застолье", например. Нет какой то тоски по тому времени.
Денис Магсумов  ( #   )
Снятое в современных условиях и/или с использованием современного реквизита будет вызывать тоску лет эдак через 50) Тогда уже снимок одновременно перейдет в раздел "винтажей")
Александра Никитина  ( #   )
не очень в этом уверена. если в советские времена многие предметы быта, мебель были одинаковые в почти каждой квартире. то сейчас такого нет, все индивидуально. разве что какие то отдельные элементы, вроде пластиковых окон и ламината на полу.)))
Сергей Петров  ( #   )
ламинант на полу хочет выглядеть в образе паркета..

ну а что? символично, "дёшево, удобно и практично"!

это примерно как фотография и цифрография соотносятся
Александра Никитина  ( #   )
только по цене все наоборот)
Денис Магсумов  ( #   )
Даже эстетика советского периода будет востребована рано или поздно. Не зря ведь и во время настоящее существуют "парки советского периода" в разнообразных ипостасях.
Семён С  ( #   )
Почему "будет"? Она уже востребована. Равно как и этика. К сожалению.
Андрей Безукладников  ( # )
Вот неплохая иллюстрация того, что можно сделать с современными вещами www.photographer.ru
А вот здесь еще и сам подход современный www.artsy.net
Александр Курлович  ( #   )
Второй пример интересный, первый - нмв аццкий перегруз картинки.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.105431 sec