миша масленников

Фокусом по Окраинам

11.6.2012 14:17

Полная версия интервью, взятого в мае 2012 года, в Екатеринбурге, на открытии персональной выставки "3 Окраины" и опубликованное в журнале "ЕКБ. Собака.Ru" №20, стр.186.




"Философствует. Практически всегда"
– так московский фотограф, участник Творческого cоюза "ноГа", член Союза фотохудожников России, Миша Масленников обозначил свой настрой, форму и состояние, в которых пребывает постоянно.
В Екатеринбург он привёз философию подлинной жизни "Трёх Окраин". О непотребительской сфере существования автор рассказал в экспозиции своей персональной фотовыставки, посвящённой Чукотке, Карелии и Алтаю. Это событие заслуживает отдельного внимания для профессионалов и любителей жанровой фотографии. Впрочем, многим будет любопытна и деятельность оригинального творческого объединения под названием "ноГа".


Фокусом по Окраинам


Поговорим о предпосылках возникновения первых Ваших фотографических историй. В одном из интервью с Вами читала, что раньше Вы путешествовали как простой паломник, а не профессиональный фотограф. И это были не просто путешествия, а поиски себя, распознание истинной жизни, изучение уединенной отшельнической жизни.
Чем Вас привлекли российские глубинки?

Сейчас начну противоречить своим ранним высказываниям, т.к. многое изменилось и возможно требует коррекции. Паломником к известным святыням я был в течение может быть года, потому что этот термин подразумевает определённую смысловую нагрузку. Далее в моей жизни был период, когда все интересы сводились к изучению и исследованию состояний человеческих, в то время я учился на богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Поиск этих смыслов неудержимо влёк меня в те места, где суть ответов на вопросы, которым я искал подтверждения, могли бы раскрыться в полной мере. Тогда стал ездить в экспедиции в глухие места, искать людей, стремящихся к уединению, находить монахов в их потаённых скитах и пустыньках.
Никакой жизненный опыт не проходит бесследно. Так и мой, вместе с художественно-архитектурным образованием, можно экстраполировать в фотографирование. Фотоаппарат в руки я впервые взял в 40 лет совершенно случайно. Мне его подарили, с теми соображениями, что теперь я буду визуально запечатлевать сюжеты из своих экспедиций.

Персонажи Ваших снимков положительны и открыты. А как же горе, слёзы, грусть – это ведь тоже честно и так по-русски?
Помилуйте, я не снимаю абсолютный праздник. Жизнь невозможно показывать однобоко. В глубинках в полной мере присутствуют все человеческие переживания, там также есть место и печали и скорбям. Сегодня меня, как фотографа, интересует простая жизнь во всех её проявлениях. Но я пытаюсь исключать из неё пьянство, разруху, деградацию, и крайнюю нищету. Только это ни разу не протестная форма, я не пытаюсь бороться с абстрактным "мировым злом". Хотя порой создается устойчивое впечатление, что все, навязываемые масс-медиа "актуальные темы" войны, терроризма, горячих точек, гуманитарных и природных катастроф, стихийных бедствий, только будоражат воображение и приучают всего бояться. На мой взгляд, этот информационный поток такое же насилие, и над сознанием в том числе. Откровенно негативная сторона жизни, которую я сознательно отказываюсь культивировать, по моему мнению, излишне довлеет над человеком, мешает ему совершенствоваться. Одно дело знать и помнить о неисчислимых человеческих пороках, другое – продолжать жить и черпать силы из альтернативных источников. Имею ввиду лучшие человеческие добродетели.

Что такое "ноГа"?
"ноГа", как Творческий союз, была основана в декабре 2005 года на территории России в качестве профессиональной ассоциации фотодокументалистов. Теперь это международный проект. Так сложилось, и вполне закономерно, что концепция съёмки, её дух и темы оказались очень близки и понятны всем членам нашей творческой группы. Изначально в проекте было 3 фотографа, сегодня нас уже 8. Все вновь присоединившиеся участники "ноГи" вливались в коллектив по принципу единомышления, своеобразного магнетизма, никакого специального планового отбора не было. Мы просто видим друг друга. В Творческом союзе нет пока мэтров и классиков мирового статуса, как нет и случайных "новичков". Каждый из участников "ноГи" – индивидуален, это абсолютно самодостаточный и независимый фотограф с именем. И такого же уровня, или даже выше, мы ожидаем от новых членов союза, двери которого деликатно приоткрыты.

В чём основная задача "ноГи"?
До сих пор цели и задачи Творческого союза не прописаны, но это не означает, что они отсутствуют в промежуточной форме. Сочинить симпатичный текст труда не составляет, другой вопрос, будет ли он соответствовать действительности. У нас имеется определённая концепция, в рамках которой проявляется материал и наполняется контентом наш ресурс noga-art.com, но в то же время мы свободны от каких либо ярлыков. Любые идеологические или моральные ограничения, профессиональные или творческие критерии – самостоятельная прерогатива каждого из фотодокументалистов нашего союза. Хотите понять, что такое "ноГа" – смотрите наши фотографии!

Какой смысл в названии?
Название нашей творческой группы было придумано без особых креативных смыслов. Они родились потом. Но сначала фонетика и звук. Так бывает в названиях, формулируется термин, позже появляются смыслы. В Союзе есть профессиональные филологи. Однажды они произнесли "нога", это прозвучало красиво и звучно. Разоткровенничаюсь: в какой-то момент мне пришлось расшифровывать, почему именно "ноГа". Но это была не надуманная версия, скорее очередное переосмысление. Ну, во-первых, с практической точки зрения нога – это конечность, часть тела, данная человеку прежде всего для передвижения или вернее достижения цели. Здесь можно провести параллель, фотографа, как и волка, кормят ноги, они не менее важны, чем руки или даже глаза, особенно для репортера. Быстрое перемещение вокруг и около объекта съемки – важный элемент. Во-вторых, нога – это опора, устойчивость, некое равновесие, и в то же время, она легка на подъём. Что касается графических элементов, своеобразного написания названия, в частности заглавной "Г"... если хотите, это и есть нога, может даже перевернутая. Мы оставляем эту неразгаданность и позволяем зрителю фантазировать. Переводить всё на язык научпопа – не интересно, ведь нечто большее должно остаться и запомниться. Такая вот странная "ноГа"!

Мой знакомый, доцент кафедры фотографии, говорит, что 5 лет обучает своих студентов не техническим изыскам или художественным приемам, но ответственности. Когда фотограф ставит подпись под изображением, он подтверждает, что это оконченное произведение, это ФОТОГРАФИЯ. Что мы снимаем за свою жизнь – не понятно. Говорят, если ты снял одну фотографию в своей жизни, ты – фотограф, если 2-3, ты – гениальный фотограф, а если 5-7 или того больше, фотограф ли ты?...
Фотография требует определённого уважения к себе.

Какое значение имеет слово "Окраина"?
Человек всё время устремляется к каким-то границам либо впадает в крайности. По моим ощущениям, существуют центры условного развития цивилизации с потребительским отношением к жизни. А на окраинах другие каноны и традиции: там сохранилось больше смыслов и истинности человеческой жизни. Понятно, что это всё относится к вопросам мировоззрения. Я часто задаю их себе и нередко переосмысливаю, ориентируясь на лучшие образчики, которые зачастую нахожу именно в глубинке. Однако с чем бы ты ни столкнулся, выходя за привычные границы, у тебя есть собственное мировоззрение, и ты снимаешь ту или иную историю только так, как сам её увидишь, осознаешь и поймёшь. Не иначе.
На Урал, как впрочем и в таёжную Сибирь, мои мысли обращены непрестанно и я надеюсь вернуться сюда ещё не раз. Я уже побывал на скалах Чусовой – это Что-то! Встретил там бабушку из ближайшей деревни, как водится, она кормила кошку свежей рыбой. Спрашиваю:

– Как Вас зовут?
– Оля.
– А отчество?
– Не надо.
– Так и живёте тут всё время?
– Да, так и живу.

Лично для меня – это как песня. Я наслаждаюсь незамысловатым общением с такими простыми, скромными, искренними людьми.

беседовала и записала
Карина Тен
Андрей Безукладников  ( # )
Да, хорошее интервью. Но я не согласен с доцентом:-)
миша масленников  ( #   )
Андрей, в чем наш доцент ошибается? )
просто Бэндер  ( # )
мне по прежнему не понятно, каковы реальные цели подобного союза, смысл.
что он соеденяет и к чему стремиться.
Exbo Mbist  ( #   )
сЕлена  ( #   )
.
просто Бэндер  ( #   )
а чему именно вы рукоплещете?
сЕлена  ( #   )
Булату Шалвовичу Окуджаве
Артём Шульга  ( #   )
Алекса  ( #   )
думается,нет никакого смысла в этом разбираться,просто каждый имеет право на маленькую дольку самопиара ,тем более в собственном блоге...) ... вторая половина диалога с бабушкой умиляет вопросом
миша масленников  ( #   )
Это обычное знакомство на ходу. Высокоинтеллектуального блистания в той ситуации не требовалось. Я ведь и так видел, "как", мне было лишь интересно "на сколько долго". А приведенный кусочек начала бесхитростного разговора, естественно не полного, это, что стихи, смысл в простоте подхода, почти что хокку.
миша масленников  ( #   )
Андрей, наш формат изменился во времени и в обстоятельствах. Идеология представляемого материала, его качество и смысл, может быть нет, но география расширилась за пределы стартовой концепции. Замысел также претерпел изменения в развитии, т.е. он просто дополнился. Но начиналось всё с конкретного проекта...
Вот изначальный текст, 6-летней давности, описывающий его цели и задачи, когда в ноГе было только трое фотографов.

"Цель проекта – дать наглядный образ современной России средствами документальной фотографии и этнографии. Основу проекта составляют материалы, собранные в ходе экспедиций в различные регионы России. Эти материалы включают в себя фотографии, интервью и полевые заметки. Результаты могут быть представлены в разных форматах: статьи, книги, выставки, веб-сайт.

Структурной единицей проекта, или модулем, является фотоистория. Каждая фотоистория состоит из трех элементов: вводный текст, фотографии и подписи к фотографиям. Соотношение этих элементов может варьироваться в зависимости от формата представления. Модульная организация позволяет осуществлять проект по частям, каждая из которых является законченным в себе целым и в то же время входит в целое более высокого порядка.

Проект опирается на методы, традиционно используемые антропологами, такие как включенное наблюдение, устная история и визуальная этнография. Однако эти методы прилагаются не к экзотическим племенам, а к современной российской действительности. Такой подход позволяет избежать укоренившихся стереотипов восприятия и взглянуть на Россию свежим взглядом.

Образ современной России задается средствами массовой информации, прежде всего, телевидением. Конструкция этого образа определяется двумя основными факторами. Во-первых, СМИ транслируют преимущественно столичную точку зрения на происходящее в стране, обрекая остальную Россию на безмолвие. Во-вторых, образ России, который конструирует СМИ, чрезвычайно политизирован: значимым оказывается лишь то, что отвечает политическим или экономическим интересам власти. За бортом остается громадный пласт реальности – жизненный мир людей, населяющих страну: то, как они обустраивают, преображают и воспринимают свою жизнь. Заинтересованное созерцание этого жизненного мира в его многообразии – суть проекта.

Одна из основных задач проекта – показать человеческий и творческий потенциал русского народа. Это, в частности, будет способствовать формированию положительного образа России – как в ее пределах, так и за рубежом. Эта задача понимается нами не в пропагандистском смысле – как создание еще одной манипулятивной иллюзии, – а как прорыв к реальности через адекватное осознание структуры повседневного опыта. Положительный образ в нашем понимании есть эйдос – выраженная идея, сущность, открывшаяся взгляду. Отрицательность же – в невидении и неведении, в бессмысленном расточении энергии в стремлении к иллюзорным объектам, что неизбежно ведет к разочарованию, апатии и деструкции. Видение того, что есть на самом деле – необходимая предпосылка понимания, без которого невозможна ни любовь к стране, ни осмысленное социальное действие."


Сегодня наши перспективные интересы, уже по факту, распространяются за пределы РФ. Как я уже говорил в интервью, в данный момент нет законченного манифеста или иного рода заявления. Когда он окончательно оформится, формализуется в голове, сформулируется текстуально, тогда им можно будет поделиться. Что же касательно внутренней политики союза, т.е. другим прочтением "реальных целей и смыслов", публично обсуждать их не готов. Многие проекты сами говорят за себя, а прочие слова, идеи, перспективы развития и сотрудничества - в личном общении с теми, кто также реально проявит интерес к нашей деятельности.
И спасибо всем за интерес.
просто Бэндер  ( #   )
У меня была ситуация, когда на днях спрашивали о интересных течениях в российской фотографии, о современных российских фотосообществах. Я совершенно не эксперт, но кое что знаю - оттого и попытался назвать то немногое, включая и вас. И скажем так, что замечательную группу "Шило" из Харькова, я смог в трех проедложениях весьма емко представить и обьяснить кто они, зачем и какие они клевые ребята. С вами была для меня проблемма. Я сказал про Чекменева и Войтенко, но что их (живя в одном городе) по настоящему объеденяет и почему именно они в Ноге я не смог сказать... Даже сейчас прочитав текст, зная многие работы и некоторых авторов, я по прежнему не до конца понимаю почему и зачем вы все вместе.
Как ты Миша сказал, идея и сама первичная группа авторов существует с 2005 года. Время созрело для манифеста, конфликтов интересов внутри группы, ошибок, глупостей, меньше иелейности, задора, совместных проэктов и акций, совместных выставок! Такое у меня чувство.
сЕлена некоторое время назад утверждала что настоящему художнику нет необходимости кучковаться в арт группы. Он самодостаточен.
Лично мне хочется много хороших сообществ и групп в России, движения и развития, смелости и задора!
Ура товарищи!!
миша масленников  ( #   )
Удивительно другое, с самого начала нашей деятельности и по сию пору, никакой тусовочной подоплёки в нашем объединении не подразумевалось, все конфликты и разногласия разрешились в течении первого года, елейностью тоже никогда не благоухало. Всё предельно серьёзно и ответственно.
Спасибо за пожелания. Проекты и совместные выставки ноГи в подготовительной стадии. Я думаю, если случится так оказаться в Москве, могли бы пересечься и снять некоторые вопросы, связанные с ноГой и не только, с повестки дня.
просто Бэндер  ( #   )
Выходит очень нетипичный творческий союз! В любом случае успехов!
Вы наверное знаете Лоренса. У него тоже схожие цели при отборе работ.
миша масленников  ( #   )
Да, проект известный, и о самом Лоренсе наслышан, но лично не знаком.
сЕлена  ( #   )
и не откажусь от своих слов, Андрюша.
тут - на мой взгляд - художники самостоятельны, каждый со своим лицом, не пытаются друг друга обстругать, укоротить или вытянуть.
они - первичны, а не группа, в коей они состоят.
собственно, Миша об этом прямо пишет:
"Каждый из участников "ноГи" – индивидуален, это абсолютно самодостаточный и независимый фотограф с именем."
и это радует несказанно.
просто Бэндер  ( #   )
сЕлена, при всем уважении, я не уверен в том, что вы понимаете и знаете то, о чем вы говорите.
сЕлена  ( #   )
:)
Артём Шульга  ( # )
СПС за интерву,
было антересно.

Давайте ишо!!!

И подливки поболе..

-- Гарсон! Шампань!
миша масленников  ( #   )
"Чтоб ноги твоей здесь больше не было!" (с)
А мы и так, "больше сюда ни ногой!" (с)
Артём Шульга  ( #   )
"Не пей слишком горячий чай: мочевой пузырь лопнет, ноГи обожжешь." (Ц)
миша масленников  ( #   )
Не ел – не мог, а поел – без ног.
Артём Шульга  ( #   )
"Волка ноГи кормят" (Ц)
миша масленников  ( #   )
Не считается, в интервью аллюзия имеется.
Артём Шульга  ( #   )
"Конь и о четырех ноГах, да и тот спотыкается" (Ц)
миша масленников  ( #   )
Нога ноге друг.
Артём Шульга  ( #   )
Аппетит приходит во время ноГи
миша масленников  ( #   )
Враки.
Ножечки, что чайные ложечки. (с)
Артём Шульга  ( #   )
Будет и на нашей ноГе праздник
Александр Курлович  ( # )
Спасибо, интересно.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
ФЕВРАЛЬ 2024  МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Execution time 0.070288 sec