Хулиганствующий элементъ

0

Отцовские могилы. Этюд N 1.

24.9.2002 17:15

Через два дня мой отец уезжает к родному брату на Украину. Что мы знаем теперь про
эту страну? Вроде бы, что-то слышал про скандал с ихним президентом, не помню уже как его там... Вот, телевизор подсказывает - Леонид Кучма. Да ерунда всё это - вот если бы я туда поехал бы, я бы наснимал бы крымских пейзажей, да глухих фасадов дворов поселений крымских татар!

Мой отец родился в январе 1942 года. Любой мыслящий человек сразу поймёт,
что моего папку "сообразили" совсем незадолго до начала Войны. Вспоминаются
кадры хроники последних предвоенных деньков - залитая солнцем Москва. Трамваи.
Метро и фонтаны. Дамы прогуливаются с франтоватыми кавалерами, семьи с детьми.
И духовой оркестр в парке... Никакой тревоги. Предчувствие. Моя бабушка с дедушкой, тогда
ещё молодые, с двумя пацанёнками - Толиком и Вовкой. И третий в животе - мой будущий папка... Жили бедно, хоть и работали много.

И вот пришло страшное слово - Война. Еда быстро кончилась, хлеба хватало только
на то, что бы кормить беременную. Еле-еле дотянув беременность до зимы, мать родила
ещё одного мальчугана. Но он уже был не нужен... Того, что получал отец на заводе ЛМЗ в
Люблино, не хватало на всех пятерых. Начался голод. Молока не было, да и откуда
ему было взяться?

И вот, в середине холодного февраля 42-го года отец принял решение отправить семью в
Мордовию, где в то время жили какие-то дальние родственники, а самому остаться работать на заводе. На последние деньги он купил гречневой сечки, и решил устроить последний ужин. С голода, старшие братья, не устояв, так объелись той каши, что чуть не умерли - соседка вовремя подсказала, что надо два пальца в рот, а то погибнут. Давно уж ничего во рту небыло..

Ехали в товарном вагоне в ледяном холоде. Ехали не одни - ещё несколько таких семей - горемык.
И случилось то, что по-видимому, должно было случиться: мать решила избавиться от новорожденного. Он мешал выжить другим двоим. Пользуясь отсутствием мужа, она решила перестать кормить своего трёхнедельного сына и ухаживать за ним! Просто, мол, несчастный случай в дороге... Он лежал в углу, весь насквозь обписавшийся, так, что даже примёрз к полу того вагона! Братьям мать строго-настрого запретила к нему подходить.

Наконец уснула. Вовка, которому тогда было уже десять лет, отодрал младшого от пола. Кто-то снял с себя тулуп, прижали к тёплому телу, какая-то чужая молодая мать, не выдержав, покормила молоком сосущий воздух ротик. Он выжил...

Позже, Вовка жевал ему хлеб - и он его кушал. А потом, когда после Войны, вернулись в Москву,
папка ловил штанами мальков в Люблинском пруду, рядом с которым жили, и вносил свой маленький вклад в кормление семьи. Правда, один раз так увлёкся, что оставил штаны на берегу, и его сильно ругали - штаны были, хоть и рваные, но одни. Еды всё равно не хватало - хлеб по карточкам. "Ужинали" ровно в 7. Незадолго до времени, каждый из сыновей, в нетерпении, тайком, залезал на комод и подводил часы на пять минут вперёд. "Что-то часы стали спешить" - недовольно сердился отец. Потом жизнь стала потихоньку налаживаться...

Ешё через двадцать пять лет Бог свёл свои счёты с моей бабушкой.

Так вышло, что жизнь территориально разлучила братьев - мы живём в Москве, дядя Володя женился и уехал на Украину. Сейчас он плохо себя чувствует, семьдесят лет всё-таки, иногда мочится под себя. Через пару дней мой отец поедет к нему. Поедет, наверное, в мягком вагоне, где тепло и уютно. Как водится, выпьют они по маленькой, помянут отца и мать, которую отец никогда не упрекал и не осуждал. Будут вести философские беседы про ядерную физику и суть Энергии. "Хохол" и "москаль", как сейчас сказали бы... А я бы сказал проще - Владимир и Иван.

Это один из миллионов кусочков нашей Истории. Это - наши корни.

На месте этих людей можно представить людей с любыми имнами. Даже с китайскими. Это наднационально. Общность духа - вот что нас объединяет. Духа, заложенного ещё Платоном. Правда, почему-то не могу представить себе Джона и Майка. Хотя и наши двоюродные братья во Христе. У них - свои Истории. Мне не понять драматургии их историй, им не понять драматургию нашей жизни. У нас различные культуры, сходные, правда, по форме, но различающиеся по переживанию. Что такое драма? Это просто пустой сосуд, предназначенный для наполнения нашим чувственным восприятием.

Корова. Какая может быть драма в этом добром и миролюбивом животном? Так и снимаю: К.О.Р.О.В.А. Свет - отсюда, тени - сюда, горизонт - тута, небо с поляризатором. Полюбуйтесь на неё! Публике должно понравится! Уси-пуси нравится всем.

В 42-м году моя другая бабушка жила в деревне под Смоленском. Смоленск стоял под каждой оккупацией. Пришёл немец: "Мать, корову давай!". Тут же вывела бурёнку, подумала немножко... Позвала пятерых детей - мал мала меньше. "Бери Корову. Только вот с ними. Сдохнут оне без Коровы-то...". Не взяли! Так, cценка из жизни "одной знакомой девочки" - моей мамы.

Разве мало драматических моментов нас окружает сейчас? Разве нас окружают только камни и
утилитарные постройки? Беременная, думающая с тревогой о своём будущем - а не просто гармоничные формы живота; скрытый драматизм свадьбы, а не просто цветочная нежность невесты и шифонерная элегантность жениха; школьник, думающий не о своём счастливом будущем, а о завтрашней контрольной по математике и этой злой училке; раздумья отца о будущем своей семьи, а не о красивых ножках девушек в метро; планы крестьянина на новый урожай, а не о том, что пора вымирать; наш малыш наконец-то встал на ножки; вечная тема переживаний любви да мало ли ещё ситуаций?

В наследии наших художников всё эти переживания хорошо прописаны, создавая НАШ пласт в
мировой культуре - "Неравный брак", "Опять двойка", "Бурлаки на Волге", "Грачи прилетели", "Евгений Онегин", "Му-му", "ВишнЕвый сад", "Служебный роман" ... А сколько песен сложено! Только фотография стоит особняком вместе со скульптурой. Они развивались в другую эпоху, в эпоху западничества.

Однодневная эстетика превалирует над переживанием собственной истории, носителями которой не учебники истории являются, а мы сами. Гены наших предков сидят в нас не для просто так.

Уходя от драматургии жизни мы уходим от проблем нашего социума. Изображением камней не выразишь нашу эпоху; эпоха - это прежде всего переживания. Изображение переживания вызывает сочувствие, симпатию, единение, единый Общий Дух. Нас объединит сопереживание. А не созерцание бездушных предметов.


Горит лес, горит. Тлеет торф. Горит однолетняя трава, подбираясь к корням сорокалетних деревьев. Тихонько иду к Отцовским могилам. В гробовой тишине то тут, то там торжественно падают мощные, в расцвете сил, сосны.

Потому что у них нет больше корней.

Хулиганствующий элементъ


Примечание: другие статьи о фотографии этого и других авторов можно найти тут.
Комментариев: 42
Просмотров: 29473
Вадим [ja]  ( # )
Возможно Рассел (или кто другой) предложил к рассмотрению интересную модель мира. Пусть мир создан Богом, но давайте предположим, что мир создан всего минуту назад. При этом мы созданы с памятью о прошлом, которого минуту назад небыло даже в воображении Бога. Ведь Бог всемогущ стало быть такое предположение имеет право на существование. Я честно рассмотрел сию гипотезу и пришёл к выводу, что для меня мало что изменится если я узнаю, что всё обстоит именно так. "Ведь они есть они, ты есть ты, я есть я". Прошу, не поймите меня правильно! Я люблю и всячески приветствую любое знание, в том числе и о событиях происходивших прежде (память как таковая) или не со мной. Чем большим объёмом информации владеет человек, тем больше у него навыков обработки оной, тем осознаннее человек живёт. Считать ли осознание благом вопрос отдельный, но я на него отвечаю скорее положительно.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Т.е. её мозг воспринимает не величину, но градиент. Изменения. Действие. Подвижный в подвижном. Кто сказал - "сад камней"? ЭТО НЕ НАШ ПУТЬ. Конечно не наш, это вообще дао, а адекватно перевести то, о чём сказано "то что можно произнести не есть это"...
И я не согласен считать, что объект есть нечто косное и неодушевлённое, а вот событие - о да! (ода событию).

Предмет не выше события, событие не лучше ощущения, ощущение не затмит чувство, чувство не отменит мысль. Но и обратное так же не верно! Пусть на фотографиях отразятся все грани мира. Но почему эстетика однодневная? Зачем Духу быть общим? Откуда эта торопливость?

Ну и не могу удержаться:
"Тiльки Фiлiн продовжує iстерично битися лобом в стовбури на своїй лiсосецi, iстерично повторюя: "Прийшли! Прийшли! Та тiльки конi де?! Де конi, ;№%:?, де конi?!"
В жахливiй тишi страшно падають вiковiчнi дерева."
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
В ответ на...
===========================
И я не согласен считать, что объект есть нечто косное и неодушевлённое, а вот событие - о да! (ода событию).
===========================

Вадим, мне кажется, что даже если в предмете или в их комбинации есть одушевлённость, а следовательно и драматургия, рождённая конфликтом между Душой и Телом, то такую драматургию выразить средствами фотографии гораздо сложнее, чем естественный конфликт, свойственный живым существам, к примеру, людям. Фотографу ещё очень далеко до понимания и реализации этого.
Вадим [ja]  ( #   )
Род людской иным не стал, не убеждайте, не поверю.
Взять хоть тех троих, что вон высоковольтный тянут кабель
Первый ликом Авель вылитый, другой подобен зверю,
Третий даже негр, и каждый разложим на сотни мелких капель
Эй! Кому там тесно
В траншее? Вон ты!
Мне про тебя все известно:
Ты состоишь из воды!
Мне известно все-все-все, не ислючая смысла жизни.
Видно, оттого-то я и не могу заняться делом.
Пнем торчу в гостях, ворчу о модернизме и фашизме,
Словно двадцать пятый год, а не двухтысячный на свете белом.
Эй, глава семейства!
Сын ваш вам не сын!
Нам про него все известно:
Он резидент и румын.
Дочь главы семейства - прелесть, а не дочь, но вот что плохо:
Я по ней томлюсь и вынужден любезничать с папашей.
Тот вполне учтив, но будучи психолог и пройдоха,
Зрит меня как есть насквозь - а я недобрый, праздный, нищий, падший...
Так - но чем невеста
Рискует? А ничем!
Тут уж давно все известно:
Я это яблоко сьем.
В форточку метну огрызок, не боясь попасть в Сократа.
Всем известно все про всех, а кто забыл - заглянет в ведомость.
Токи, что связуют нас, объединяя с братом брата,
Суть любовь и смерть, но также и сиротство, косность, гордость, бедность...

М.Щербаков
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
В ответ на...
===========================
Токи, что связуют нас, объединяя с братом брата,
Суть любовь и смерть, но также и сиротство, косность, гордость, бедность...
===========================
Дык и я о том же.

Вадим [ja]  ( #   )
Ну... Во первых это я привёл в порядки полемики с самим собой.
А во вторых у Вас вовсе не о том! Ваши призывы к драматичности уходят корнями к греческому понятию катарсиса. Катарсис - есть ощущение кайфа которое испытывает зритель обнаружив, что весь тот облом, которому он только что сопереживал (и уже начал забывать кто он собственно сам такой) оказывается произошел вовсе не с ним. Хотя мне в этой радости видится нечто не вполне здоровое.
А в данных строчках наоборот предостерегают, что движение энергии суть не только кайф но и облом.
Вадим [ja]  ( # )
" - Государь император вышел из-за портьеры...
- И прослезился!"
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Брошу я это дело к чёртовой матери, не понимают. :-(
Сиреневый Паровоз  ( #   )
Не имеете права бросать! Сказал "а", договаривай "б", итак до конца алфавита. Потом переходим на латынь, а алфавитов много. Я что писал? Вы ДОЛЖНЫ!
?  ( #   )
В ответ на...
===========================
Брошу я это дело к чёртовой матери, не понимают. :-(
===========================
Почему? Понимают! Правда каждый в меру своей испорченности. Не хотите же Вы привести всех к итогу своей испорченности?
Или все таки хотите? :-)
Чего вообще вы хотите добиться своими текстами?
Непонятно...


?  ( #   )
Да в общем-то ничего. Это просто мысли вслух. Впрочем могу размещать их на другом сайте, где за это платят деньги.
Сиреневый Паровоз  ( #   )
Самый американский подход.
?  ( #   )
В ответ на...
===========================
Да в общем-то ничего. Это просто мысли вслух. Впрочем могу размещать их на другом сайте, где за это платят деньги.
===========================

Ага. Вот и про денежная составляющая проявилась... :-)Я страшно испугался этого "впрочем"... На коленочки встать поумалять чтоб и дальше нас радовали за бесплатно? :-)))))
Вадим [ja]  ( #   )
В ответ на...
===========================
Брошу я это дело к чёртовой матери, не понимают. :-(
===========================
"Продолжайте ибо Вы должны..." вот не знаю чей копитрайт поставить, мне это написал alpauk утверждая, что сие цитата из Гёте.
И кстати прошу прощения! Из-за плохой связи пытался я отослать этот коммент неоднократно, запутался и влепил его сюда. На самом деле это относится к обсуждению под №0. А здесь и филина достаточно для разрядки атмосферы.

Вадим Раскладушкин  ( # )
приятно, что есть такие вот форумы, есть возможность высказаться, как-то проявить себя ;-)
честно говоря обсуждаемые здесь проблемы находятся на мой взгляд вне компетенции эстетики, точнее имеющиеся ситуации обсуждаются не с эстетических позиций
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Эстетика, my friend, - это надводная часть айсберга психологии личности, IMHO.
?  ( #   )
по-моему эстетика это и есть психология личности, что он думает за жизнь
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Я бы не совсем согласился. На мой взгляд, эстетика - производное сердца, души (то есть неосознаваемого), а не мыслительного аппарата. Вот такое моё ИМХО на сегодняшний день.
?  ( #   )
не... прекрасно осознается, что конкретно надо делать, концепция съемок, а вот детали действительно вопрос интуиции
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Фёдор! Разве так?
Идёшь, смотришь. Интересное есть, но оно для ума или для глаз, проходишь мимо. И вдруг!!!! Видишь ОНО! Цепляет как незнаю что. Адреналин. Как кошка, оперируешь одним инстинктом, как ЕГО ухватить за хвост и достаёшь камеру.
Для начала снимаешь в лоб, на автомате! Просто, что бы было хотя бы что-то. На этом путь простого фотолюбителя заканчивается. Потом, стоишь как дурак с посредственной карточкой в кармане, и не спеша начинаешь соображать, как снять лучше. Лучше. Ещё лучше. После кадров 10-15, да всех разных, может что и выйдет на семёрочку... Вот путь продвинутого фотолюбителя, IMHO.
А профи, IMHO, должен думать дома.
?  ( #   )
так иногда ж нет времени подумать - фото это ж момент, что мог дома обдумал, а остальное по обстоятельствам
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Хе-хе. Согласен. И одновременно нет. Для меня самым тяжёлым бывает разобраться с освещением, особенно когда оно контровое, и с композицией (с тем самым преусловутым обрезанием). И так подойдёшь, и сяк зум повертишь - всё равно не завершается картина! А хотелось бы завершённости, композиционной истории, рассказанной до конца. Многие отличные сцены пропали из-за невозможности их завершить. Невозможности всё подобрать внутрь кадра.
alpauk  ( #   )
Обычно если ты успел подумать - дескать, неплохо бы достать камеру - ты уже тю-тю. Сначала снял, потом рефлексии...
Сергей Вараксин  ( # )
Друг, Аркадий, не говори красиво.
Вадим [ja]  ( # )
В ответ на...
===========================
Фотография, по-видимому, была удалена автором. :-)
===========================
Да Вы никак обиделись?

Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Да нет. Просто эта тема не пошла. Тут же фотографию обсуждают, а не литературу-макулатуру. :-) Пойду-ка я лучше пофотографирую.
?  ( #   )
Да ладно вам... Текст очень хороший. Ну может не шлифованный, спонтанный, но все равно хороший. А вот обсуждение... Резюме. Думать в слух (или в глаз :-) ) хорошо, а рассказывать о том что ты думал когда думал то о чем писал-снимал и удивляться что тебя после этого не понимают наверное не очень хорошо. Презентация творчества акт всегда провакационный...и т.д.и т.п. ну да вы же сами все знаете.:) Или это не творчество? :-)
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
Удалил, так как обсуждение идеи статьи перешло в русло обсуждения автора и его "целей". А для этого статья не нужна. Можно и так побеседовать.
Вадим [ja]  ( #   )
Правда комментарии теперь выглядят несколько сиротливо. Интересно, а ежели заглянет челове не читавший исходного текста, как он всё это восприймет?
Вадим [ja]  ( #   )
"А мне нравится..." Впрочем и фотографии Ваши мне нравятся тож.
Сиреневый Паровоз  ( #   )
Малодушие...
Сиреневый Паровоз  ( # )
Верните назад, Дмитрий, это уже не Ваше.
Хулиганствующий элементъ  ( #   )
:-). Ерунда. Ещё напишем.
?  ( #   )
Вот это по пацански! Почитаем... :-)
Сергей Трапезин  ( # )
В ответ на...
===========================
Фотография, по-видимому, была удалена автором. :-)
===========================
Зря Вы так...Хотя, конечно, не мне судить.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.
МАРТ 2024  АПРЕЛЬ 2024  МАЙ 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Execution time 0.088854 sec