Еще раз про стрит-фото

14.10.2017 12:31
Фотосъемка на улице, относящаяся к жанру стрит-фото, тяготеет к документальной съемке и репортажу, поскольку также считается разновидностью непостановочной съемки. Здесь имеется в виду тождественность по способу съемки. Зато главное различие - по месту съемки, что явствует из названия - уличная. Впрочем, классификация видов съемки не настолько важный вопрос, чтобы ему уделять особое внимание, а тем более "ломать копья". Внутри каждого жанра фотографии существуют подвиды, которые разные источники трактуют по-разному, присваивая им различные наименования. Достаточно сказать, что уличную фотографию можно встретить под названием повседневная жизнь, жанр, папарацци.
Гораздо важнее другой вопрос - что снимать и как снимать, чтобы полученный снимок не стал рядовым подобно большинству снимков, которыми пестрят соцсети и многие фотосайты. Не дождавшись интересных эпизодов, жанровых сцен на улицах города, стать свидетелем которых, надо признать, удается не так часто, фотографы в продолжительной и неудачной охоте за интересными кадрами часто прибегают к серийной фотосъемке в надежде "отловить" хотя бы один удачный кадр. Благо, цифровая камера в этом фотографу не препятствует. На таких снимках нередко можно увидеть череду спешащих и обгоняющих друг друга прохожих, движущихся мимо нескончаемой вереницы домов, стремительный железный поток автомобилей - картины, которые мы наблюдаем каждый день, выходя на улицу без камеры на шее. Конечно, интересный или, как говорят, с изюминкой кадр - дело случая или вознаграждение за проявленное фотографом долготерпение. Невольно задумываешься над тем, каким образом удавалось фотографам успеть вовремя увидеть и заснять пленочной камерой заслуживающий внимания уличный эпизод. Выбор и установка оптимальных экспозиционных параметров, ручная фокусировка усложняли съемку. Приспосабливались же, мобилизовались, зная, что могут рассчитывать на один единственный кадр.
Много препятствий возникает перед фотографами при съемке на улице прохожих крупным планом. Наиболее удачные снимки получаются, когда фотограф за предельно короткое время успеет поймать в кадр и зафиксировать именно ту позу и выражение лица человека, которые составят его "психологический" портрет, облик, который позволит зрителю, глядя на фотографию, попытаться проникнуть во внутренний мир этого человека, понять его состояние. Фотосъемку в этом случае, как впрочем и в других, желательно успеть завершить до возможной отрицательной реакции со стороны "объекта" на благую цель фотографа. Хорошим примером могут послужить фотографии Вивиан Майер, которой удалось удивительным образом создать целую галерею незабываемых уличных портретов. Кстати, во избежание возможных неприятностей при съемке на улице незнакомых людей, "запеленговавших" фотографа, не излишне вступить с ними на время в доверительные отношения.
А "Улица полна неожиданностей", если верить названию старого доброго кинофильма и поэтому всегда притягивает к себе любителей увлекательного жанра уличной фотографии.
Читать

От видения до воображения

3.10.2017 12:21
У нас принято считать, что фотография - не просто картинка, детально констатирующая запечатленный сюжет, а результат видения фотографа, которое он вносит в этот сюжет, воздействуя на него с присущей ему творческой индивидуальностью. А между тем, как ни посмотреть, все равно каждая фотография, в большей или меньшей степени в зависимости от замысла фотографа, несет на себе печать констатации, будь то изображение события, панорама ландшафта или портрет. Простое копирование объекта оправдано, например, в случаях фотосъемки на память, когда бывает достаточно добиться схожести с оригиналом. А вот для получения художественной и технически совершенной фотографии уже недостаточно ограничиться простой фотокопией сюжета. Здесь приходится продумать характер и направление освещения для наилучшего выявления фактуры деталей и создания оптимальных светотеневых характеристик, найти наиболее удачное композиционное решение, устойчивые границы кадра. Разумеется, такие приготовления в меньшей степени относятся к тем жанрам фотографии, где фотограф ограничен условиями съемки и во времени.
Желание фотографа не ограничиваться простой констатацией деталей сюжета часто влечет за собой необходимость некоего воздействия на характер запечатленной картины, приведение ее в соответствие с авторским видением. Вот здесь как раз важно не выйти за пределы чувства реального. Ведь воздействовать на характер будущей картинки можно по-разному. Можно, пользуясь широкими возможностями постобработки, так воздействовать на отснятый сюжет, что он приобретет совершенно новые формы, очертания и цветовую гамму. Хорошо, если этим инструментом пользуется фотограф, мастер своего дела, не лишенный художественного вкуса. Тогда зрителю для адекватного восприятия такой картины достаточно подключить свое воображение. В противном случае поспешная фотосъемка, погоня за внешним эффектом, неоправданная или неумелая постобработка могут лишь увеличить дистанцию между видением фотографа и воображением зрителя.
Читать

"Золотое" время

8.8.2017 17:41
Судя по многочисленным снимкам, над любителями фотосъемки природы довлеет неумолимое желание запечатлеть на фото полюбившийся уголок непременно в "золотое" время. Никто не спорит: восхитительная игра красок на небосводе, отражающихся на водной глади, пурпурно-желтые очертания силуэтов деревьев, берега водоемов в отблесках заката или утренней зари - все это великолепие побуждает фотографа оставить неизгладимое впечатление от увиденного не только в своей памяти. Если поэты и прозаики, обладая чувством прекрасного не меньше фотографов, выражают пером на бумаге переполняющие их чувства от созерцания красоты, то наш брат фотограф может иной раз выдать на-гора такую красоту, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Желание фотографировать в этот необычайно красочный период заставляет энтузиастов пренебречь полноценным сном и досужим отдыхом, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время и запечатлеть апофеоз природы.
А что же остается делать тем, кто имел желание и не имел возможность вписаться в "золотое" время или просто решил игнорировать его? Впрочем, изъявивших желание фотографировать природу в дневное время суток ничуть не меньше, чем предпочитающих съемку в "золотое" время. Не дожидаясь игры радужных красок на небосводе, вполне можно рассчитывать на интересный снимок приглянувшегося уголка природы. Красивого рисунка облачности на небосводе при упорном желании можно дождаться и в дневное время. У природы нет плохой погоды, правда, и хорошей погодой нас природа не часто балует, поэтому приходится подчас запасаться терпением в ожидании милостей от природы. А между тем, этих милостей, без которых невозможно сделать полноценный снимок, можно так и не дождаться, а снимать живописный уголок природы на фоне серого или бумажно-белого неба не очень заманчиво. Конечно, каждый из этих периодов имеет свои специфические особенности съемки. При съемке в "золотое" время приходится часто жертвовать изначально выстроенной композицией и даже выбранным сюжетом ради включения в кадр наиболее красочного участка неба. Зато при съемке в другое время можно уже обойтись без таких жертв. Здесь же приходится учитывать меняющийся характер и направление освещения, которыми легко варьировать при съемке в стационарных условиях. Впрочем, задача упрощается, если вспомнить, что в распоряжении фотографа теперь богатый арсенал средств, способных придать снимку такой красочный вид, который не увидишь ни в "золотое", ни в другое время.
А по большому счету, "золотое" время - понятие растяжимое: для кого-то оно наступает осенью, для других - только тогда, когда они, довольные, возвращаются со съемки с сознанием успешно завершенной работы.
P.S. Автор приглашает уважаемых читателей на персональную выставку пленочных цветных фотографий "Домик в деревне", которая открывается 18 августа в выставочном зале "Варшавка" по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д.75, к.1. Выставка продлится до 5 октября 2017 года.
Читать

О хорошей фотографии( к теме "О фотографии")

5.5.2017 13:41
Вопрос о том, какую фотографию считать хорошей, удачной - не новый и возникал постоянно чуть ли не с рождения самой фотографии не только у пытливых фотографов, но и у зрителей, рассматривающих ее оценивающим взглядом. Критерии оценки фотографии носят обычно субъективный характер, то есть зависят от особенностей восприятия конкретной фотографии зрителем, нередко даже от его сиюминутного настроения. Часто бывает, что одна и та же фотография оценивается зрителями по-разному. Поэтому надо искать такие критерии, которые приводили бы по возможности к однозначным суждениям. При взгляде на вялые, нерезкие, с неестественной цветопередачей фотографии нечасто можно услышать положительные отзывы. Редко высоко оцениваются, например, пейзажные фотографии, на которых присутствует серое или бумажно-белое небо, а от деревьев оставлены одни верхушки или включен громоздкий передний план, занимающий, а порой закрывающий собой большую часть снимка; портреты людей в причудливых позах с пересвеченными плоскими лицами и взором, упирающимся в край фотографии. Малопривлекательной может выглядеть фотография, перегруженная деталями, по которой долго скользит взгляд зрителя, надеясь разобраться в сюжете, понять замысел автора. Такие снимки, как правило, можно разделить на несколько самостоятельных фотографий. Не излишне сказать о распространении на фотосайтах и в соцсетях фотографий, которые вызывают у зрителя чувства, далекие от эстетических, а подчас и сомнение в психическом здоровье их автора. Такие фотографии не нуждаются ни в каких оценочных критериях: они чужды фотографии по форме и по содержанию.
Использование применительно к фотографии таких важных понятий, как композиция, уравновешенная или неуравновешенная, с её принципом целостности и неделимости; сюжет с рекомендацией о лаконичности; кадрирование, определяющее устойчивые границы будущего снимка; перспектива, линейная, тональная, создающая на плоскости снимка ландшафта впечатление глубины пространства и других позволило объективнее судить о фотографии. В пособиях по фотографии, преимущественно старых изданий, подробно изложены полезные рекомендации по применению технических и художественных средств в фотографии, которых не только можно придерживаться, а при необходимости сознательно отступать от них, но и использовать в качестве критериев оценки фотографии.
Фотограф вносит своё видение в фотографируемый сюжет, воздействуя на его форму в соответствии с его творческим замыслом. В свою очередь характер творческого замысла зависит как от профессионализма фотографа, так и от уровня приобретённой им художественной и общей культуры. Неудивительно, что иной раз, оставляя свой комментарий под фотографией в Нонстопе и деликатно указывая автору на видимые недочеты, в ответ получаешь: "А мне так нравится".
А вообще, хорошая фотография - та, которая вам нравится.
Читать

Об общении или мысли вслух

25.3.2017 23:57
Человек, выросший в социальной среде, не может долго прожить без общения. Жизнь без общения - не жизнь, а существование. Робинзон Крузо и тот по воле судьбы, а точнее автора книги, не избежал общения.
Проводя большую часть своей сознательной жизни на рабочем месте и внося свой посильный вклад в сокровищницу нашего благосостояния, а также проводя время в часы досуга и заслуженного отдыха, мы испытываем потребность в общении. Но, как говорят, всё хорошо в меру. И порой, когда мы ищем причину появившейся усталости или вдруг напавшей на нас неизвестно откуда хандры, то не исключаем передозировку общения, убеждая себя, что такое вполне возможно. Сразу вспоминаются похожие симптомы, некогда замеченные у друзей и знакомых. В этом случае, особенно у нас, жителей мегаполиса, появляется непреодолимое желание вдохнуть экологии на каком-нибудь экзотическом необитаемом острове(опять Робинзон Крузо), а проще - переселиться на время в домик в деревне. "Назад к природе!" - как говорил Ж.-Ж.Руссо.
Сетовавшим на недостаток общения, словно по их просьбе, на помощь пришел вездесущий, всезнающий и всеобъемлющий интернет. Но вот наступает момент, когда отправлены уже все письма по электронной почте, просмотрены ленты в соцсетях, загружены выбранные фотографии и отправлены комментарии. Тогда с трудом мобилизуешь себя на преодоление силы притяжения компьютера, чтобы оставить его(и себя) в покое. Но вскоре, почувствовав информационный голод и жажду общения, вдруг вспоминаешь о существовании еще старого и доброго(когда-то) ТВ, которое согласно реплике героя из кинофильма, стоящего у самых его истоков, должно непременно затмить все существующие средства информационного общения. Если удобно расположиться у экрана, включить телевизор и сразу не попасть на показ рекламы, то с большой вероятностью можно увидеть на экране процесс захватывающего эмоционального обсуждения очередного вопроса из "сферы жизненно важных интересов", обстановка вокруг которого накаляется тем больше, чем меньше аргументов остается в запасе у компетентных его участников. Впрочем, разочаровавшись в очередной раз в пророческих словах героя из кинофильма и не дождавшись восторжествования истины в этом горячем споре, начинаешь судорожно переключать каналы, испытывая появившуюся вдруг потребность в общении с миром прекрасного - природой или искусством.
Сегодня с чувством умиления, не известным ранее, наблюдаешь, как кто-то, ничего вокруг не замечая, погружен в чтение книги. Не электронной, а печатной. Неважно, о чем книга, главное - книга. Многие издательства сегодня оказались в трудных условиях из-за низкой востребованности печатной книжно-журнальной продукции. И все-таки, когда берешь в руки книгу, особенно старого издания, художественно оформленную, то испытываешь необъяснимое чувство, которое помогает глубже вникнуть в содержание и даже иной раз представить его наяву, понять замысел автора. Совсем по-другому воспринимаются материалы, опубликованные в интернете и записанные на цифровых носителях.
Кто из нас не испытал желание оставить свой отзыв или комментарий под опубликованным в интернете материалом? Вызывает подчас, мягко говоря, удивление формы общения в интернете. Речь идет не о видимых пробелах в орфографии и пунктуации, которыми изобилуют публикации, а о культуре общения. Некоторые комментарии и реплики содержат жаргонные слова, а иногда и ненормативную лексику. Многие публикации пестрят иностранными словами, которые легко можно заменить словами русского литературного языка. Отдельные пользователи сайтов при общении, претендуя на некую оригинальность, не брезгают намеренным искажением слов родного языка. Но неприятнее всего видеть цепь комментариев, перерастающих в полемику, в которой участники, нередко не стесняясь в выражениях, открыто проявляют признаки неуважения друг к другу.
Хочется пожелать всем приятного общения независимо от используемых его форм и средств и ..."Давайте жить дружно!"
Читать

К теме "Глядя на чужие желания"( ответ на реплику )

16.3.2017 12:26
Если бы в мире не существовало зло, то не было бы понятия о добре. Аналогично наряду с существующими примерами соблюдения норм морали и нравственности можно нередко наблюдать случаи проявления безнравственности. Речь здесь не идет о необходимости или способах распознавания различия между категориями нравственного и безнравственного. Впрочем, для этого не потребовались бы глубокие познания в области этики: жизнь сама предоставляет нам многократную возможность увидеть эти различия.
Пропаганда "чистого искусства", широкая публикация и повсеместное распространение "благостных" картин высоконравственного содержания выглядело бы приукрашиванием действительности и означало бы переход в другую крайность. Речь идёт о необходимости преимущественной публикации произведений искусства, фотографий в том числе, которые вызывали бы у зрителя эстетические чувства, воспитывали художественный вкус, а не взывали бы к его низменным инстинктам.
К сожалению, в последнее время приходится всё чаще становиться свидетелем публикации и выставления фотографий, рассчитанных на далеко не эстетическое восприятие и вызывающих подчас сомнение в психическом здоровье автора.
Читать

Вселять заряд творчества

17.10.2016 17:13
Создается впечатление, что многие авторы, публикующие свои фотографии в Нонстопе, гораздо больше времени тратят на обработку своих снимков в графических редакторах, чем на процесс фотосъемки. Я уже не говорю о том, сколько внимания уделяется вопросам композиции и кадрирования, выбора сюжета и освещения. Желание достичь максимально производимого эффекта приводит зачастую к искажениям цветопередачи, а нередко - к частичной или полной неузнаваемости сюжета. И что самое интересное, подобные опубликованные фотографии в ряде случаев высоко оцениваются читателями и имеют положительные отзывы. Хотелось бы поэтому видеть в Нонстопе фотографии, которые стали бы положительным примером для подражания, вселяли в читателей заряд творчества.
Читать

Важно не заблудиться...

6.8.2016 13:21
Просматривая фотографии в Нонстопе, моё внимание привлёк комментарий автора фотографии, сославшегося на появившееся у него желание "уйти от совсем реального цвета...". В этом желании уйти...просматривается, на мой взгляд, характерный для сегодняшнего дня поиск принципиально новых решений в фотографии. Об этом свидетельствует, кстати, и существующая практика расстановки рейтинга фотографий,опубликованных в Нонстопе. Зрители, в большинстве своём фотографы, все чаще в своей оценке отдают предпочтение фотографиям, где авторы, отважившись отойти от традиционных решений в фотографии, находят для неё новые формы. Это понятно: каждый фотограф ставит перед собой определенную цель, стремится выработать свой, собственный почерк в фотографии. Важно только в этом стремлении не заходить слишком далеко, чтобы не заблудиться. Иначе говоря, - не переусердствовать в выборе средств, чтобы зритель, рассматривая фотографию, без труда смог понять творческий замысел автора, разобраться в сюжете.
Читать

Под лупой стрит-фотография или о том, как я оказался на улице.

22.7.2016 23:49
Возникшее вдруг желание узнать, чем "дышит"сегодняшняя стрит-фотография, заставило меня долго просидеть в соцсетях в надежде найти там что-нибудь привлекающее взор. Откровенно говоря, мало что привлекло. Одним словом, не понравилось. Тогда решил сделать вторую попытку - отыскать и просмотреть фотографии известных представителей этого жанра. Понравилось. Особенно фотографии "папаши" Атже, можно сказать, пионера стрит-фото и фотографии Робера Дуано. Фотографии Эжена Атже интересны тем, что на них запечатлены сюжеты, по которым можно составить представление о жизни и нравах людей давно ушедшего времени, которые так же, как и сегодня куда-то спешат, любят, радуются, страдают, вынужденные плыть в бурном потоке бесконечного течения жизни. Атже жил и фотографировал в Париже и его фотографии вошли в летопись города. А если учесть, что ему приходилось возить на телеге свою фототехнику весом порядка 20 кг., то вклад его в сокровищницу мировой фотографии станет еще весомее.
В фотографиях Робера Дуано мое внимание привлекли постоянно используемые им элементы иронии. Уличные сцены на его фотографиях настраивают на жизнеутверждающий лад. Много интересного увидел, рассматривая работы таких признанных мастеров жанра, как Эллиотт Эрвитт и, конечно, Анри Картье-Брессон.
Но, пожалуй, самые яркие впечатления остались у меня от просмотра фотографий Вивиан Майер. На мой взгляд, ее заслуга, помимо прочих, состоит в создании "психологического" уличного портрета.
Так вот, находясь под непрестанным впечатлением от работ этого уникального фотографа, я в один прекрасный день оказался на улице(с фотокамерой в руках), променяв уютный паркетный пол на асфальт улиц, переулков и площадей. Впрочем, день этот потом не показался мне таким уж прекрасным: люди от меня постоянно убегали, мешали столбы и провода. Не удавалось быстро сориентироваться, чтобы в нужный момент нажать на кнопку. А тут в руках еще пленочная камера без экспозиционной автоматики и автофокусировки. Прямо беда. Чуть было уже не оставил всю эту затею и не вернулся домой на паркет. Хорошо, вовремя вспомнил о "папаше" Атже и его телеге, и минутная слабость сразу исчезла.Теперь смело выхожу на улицу с фотокамерой, запасаясь, правда, терпением и...зонтиком.
Читать

Фотография: зерна и плевелы.

20.7.2016 21:45
Не надо иметь глубокие познания в области искусствоведения, быть прозорливым аналитиком, чтобы увидеть то состояние, в котором пребывает сегодня искусство. Невольно вспоминаются суждения Н.А.Бердяева, который еще в начале ХХ века писал о кризисе искусства. Он отмечал, что искусство должно быть свободным и в то же время не быть оторванным от своих истоков. Можно отчасти представить себе, какими "эпитетами" могла бы изобиловать его статья, написанная на ту же тему в наше время.
Взирая на сегодняшнюю фотографию в выставочных залах, опубликованную в печати и на фотосайтах, нетрудно увидеть, сколько свободы получило раскрепощенное творчество наших фотографов. Далеко позади времена, когда цензура решительно направляла течение жизни в идеологическое русло. Но, как ни странно, именно в этот период фотография у нас стала тем истоком, у которого стояли и черпали вдохновение фотографы, творившие отечественную фотографию. Ушедшая в прошлое эпоха советского критического реализма была ознаменована выходом в свет всеобъемлющих учебных пособий по фотографии В.П.Микулина, Е.А.Иофиса, Л.П.Дыко, которые вывели на дорогу фотомастерства целую плеяду наших фотографов как профессионалов, так и любителей, научили их правильно смотреть на мир через объектив фотокамеры.
Итак, получив полную свободу творчества и распорядившись ею по своему усмотрению, мы видим, как порою наши фотографы, успешно освоив технику графического редактирования, создают свои "шедевры" от фотографии, которые в ряде случаев вызывают у зрителя чувства, далекие от эстетических. Увлечение автоматическими режимами и электронными подсказками выхолащивает творческий, вдумчивый подход к фотосъемке, приводит к результатам, которые требуют вмешательство фотошопа для придания им "цивилизованного" вида. Нередко на фотовыставках нам преподносят низкопробный материал, выдавая его за некое совершенство в своем жанре, в то время, как заслуживающие внимания работы не получают должной оценки. Похожая ситуация царит на фотоконкурсах, где зачастую отдается предпочтение не качеству, а производимому внешнему эффекту. Мы стали снисходительно относиться к посредственным работам, поскольку редко видим стоящие. Хорошая, грамотно технически и художественно выполненная фотография стала дефицитом. Чему могут научиться начинающие фотолюбители, если сплошь и рядом они видят образцы безвкусицы, разукрашенные в фотошопе?
Если посмотреть на фотографии классиков жанра, то становится понятно, о чем здесь идет речь. Взгляните, к примеру, на фотографии Энсела Адамса. Какая деталировка, полутоновая градация, выверенная композиция, светотеневое решение! Смотришь и понимаешь, почему фотографии уготовано место в ряду видов изобразительного искусства. Да, он фотографировал на средний и большой формат. А кто нам мешает снимать хотя бы на средний формат? Но у нас ведь бытует мнение о том, что зеркалка с полнокадровой матрицей, да еще с "крутым" зумом - панацея от всех неудач.
Оставляет желать лучшего качество цветной фотопечати. Подбор цветокорректирующих элементов оператором носит субъективный характер, и результирующая цветовая гамма отпечатка не всегда адекватно воспринимается заказчиком. Неудивительно, что на выставках мы не слишком часто видим фотографии с естественной цветопередачей.
Подводя черту под пристрастным взглядом на сегодняшнюю фотографию, хотелось бы пожелать всем нам серьезно заняться воспитанием художественного вкуса, чаще доставлять себе удовольствие, взирая на творения признанных мастеров живописи и фотографии, чтобы научиться безошибочно отличать зерна от плевелов.

P.S.Автор приглашает уважаемых читателей на персональную выставку пленочной черно-белой фотографии "Здравствуй, Москва белокаменная...", которая открыта до 7 августа в выставочном зале "Варшавка" по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д.75, к.1.
Читать
  Записей на странице

Метки блога

СЕНТЯБРЬ 2017  ОКТЯБРЬ 2017  НОЯБРЬ 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
21345678
91011121311415
16171819202122
23242526272829
3031     


Execution time 0.029868 sec