© Дмитрий Чеботаев. Ирак, 2007
© Дмитрий Чеботаев. Ирак, 2007

«Фоторепортаж умер» — утверждение само по себе спорное, но не без основания. Репортаж как-то сохранился у «пишущих», но у «снимающих» он все больше напоминает иллюстрации к тексту, чем самостоятельный жанр.

 

Можно также утверждать, что на смену фоторепортажу пришла так называемая фотоистория — жанр, выдуманный различного рода агентствами для удобства продажи фото-имиджий — с одной стороны, и с другой — абсолютно поддержанный многими фотографами еще и по причине того, что в одну кучу можно «навалить» огромное количество фотографий, выдать это за творческую авторскую концепцию и успешно продать.

Однако результат такого рода творчества - иногда весьма сомнительного уровня. Странно, но даже начинающие фотографы вместо того, чтобы снимать один главный кадр, предпочитают делать фотоистории, «замороченные» собственным воображением и вскоре искренне удивляются, почему их творчество не имеет успеха в реальной журналистике. Часто по этой причине начинающие фоторепортеры становятся «фотохудожниками» с комплексом «непризнанного репортера».

В «другой фотожурналистике» стало правилом хорошего тона печатать фотографии не соответствующие стандартам классического жанра фоторепортажа: общий план; средний план; крупный план. Соответственно - три разных сюжета в одной теме. Классический газетный репортаж. Журнальный вариант позволяет некоторое разнообразие и большее количество фотографий, но принцип тот же самый.

«Другая журналистика» иногда использует вообще только один план, чаще крупный (портрет), в итоге, в качестве репортажа на страницах, мы видим серию портретов участников митинга, пенсионеров, горожан и так далее… снятых, как правило, средне-форматной камерой с претензией на искусство.

Проблема такого «репортажа» в том, что он больше рассказывает о самом фотографе и практически ничего о том, что происходило вокруг него. Уже поэтому это можно назвать «другой журналистикой».

Могу с уверенностью сказать, что снять такой «репортаж» для опытного фотожурналиста не составляет проблем, но он заведомо не будет этого делать в подобном формате, если нет определенного заказа, личной идеи или условия съемки не позволяет снимать ничего более…

«Интрига» заключается в том, что «другая журналистика» стимулирует весьма дилетантский подход к фотографии в масс-медиа. Безусловно, это происходит не всегда, но очень часто, особенно в современных и так называемых «модных» журналах, где не только фотографы, но и их редакторы забывают или игнорируют такие понятия, как различный план съемки, композицию, тень, цвет и т. д., в лучшем случае, считая это консерватизмом, а в худшем — банально не имеют об этом представления. Все это может быть преподнесено как «современное искусство», но в реальности это больше похоже на отсутствие профессиональных навыков фотографа или отсутствие образования у редактора. Это можно называть "Фото-наивом", по аналогии с "Арт-наивом", но к фоторепортажу это имеет мало отношения несмотря на то, что публикуется как раз в рубрике «Репортаж».

Стоит сказать, что это достаточно опасное явление не столько для редакторов, сколько для самих фотографов потому, что весьма трудно проявить себя в «классическом репортаже» (просто сложнее его сделать) и весьма легко в «фото-наиве» или «концептуальной фотографии», которая может быть также использована в масс-медиа. Следуя «наименьшему сопротивлению», фотографы готовы обслуживать «другую журналистику» на радость их редакторов, но при этом не могут снять элементарные вещи в элементарных условиях, которые бы соответствовали классической фотожурналистике.

Так или иначе, но ресурс www.photographer.ru открывает новую рубрику «Репортаж месяца» для всех желающих проявить себя жанре фоторепортажа.

Условия участия очень просты:

  1. Фотографии, по меньшей мере, должны соответствовать уровню газет и журналов.
  2. Тема репортажа должна быть актуальна, по крайней мере, для российской общественности в течение календарного месяца, независимо от того, когда была начата, но закончена и представлена она, хотя бы одним кадром, должна быть в течение текущего календарного месяца.
  3. Deadline (последний срок сдачи фотографий) каждый последний день текущего месяца.

Творческий уровень фотографий будет определяться непосредственно ресурсом Photographer.ru. Актуальность темы — независимыми редакторами и фотографами (минимум 3 человека) и каждый месяц разными. Куратор рубрики — Олег Климов (фотограф).

Хотелось бы особо подчеркнуть, что идея рубрики «Репортаж месяца» прежде всего рассчитана на фотографов, а не на их редакторов или агентов. Снимая репортажи для своих изданий, большинство фотографов (в этом я уверен) не всегда удовлетворены подачей материалов в журналах и газетах. Часто это связано с недостатком пространства в off-line или форматом издания, или даже цензурой. Все эти факторы предполагается исключить в рамках новой рубрики.

Публикация «Репортаж месяца» предполагает слайд-шоу и макет в формате PDF, сделанный непосредственно при участии автора репортажа. По истечении года, независимое жюри определит «Репортаж года». Двенадцать актуальных репортажей и репортаж года будут опубликованы в конце года в специальном буклете Photographer.ru Возможно, будет установлен приз за лучший репортаж года.

Все предложения, пожелания и темы репортажей: Олег Климов, klimov@photographer.ru +7 916 0124363.

Файлы: dpi-72, 1000 pix по большой стороне можно будет передать через FTP. Пароль и логин будет сообщен отдельно. Обработка в фотошопе: только коррекция цвета, кадрирование, изменение размера файла, устранение пыли, проработка деталей - словом, все то, что можно сделать при аналоговой печати фотографий.

Фотографии должны быть снабжены caption (текст, file info в фотошопе) с указанием автора съемки (если неободимо — издание, агентство автора), места и времени съемки, кратким описанием темы съемки. Ответственность за предоставленную информацию несет автор. Если эта информация не соответствует действительности, то Photographer.ru оставляет за собой право делать соответствующие публичные выводы и заявления.

Проект является некоммерческим и мы надеемся, что в нем примут участие большинство фриланс-фотографов, фотографов изданий и агентств. Все права принадлежат авторам или их работодателям, или тем и другим вместе. Публикация возможна только с личного разрешения право-обладателя.