Phaidon, ISBN 0-7148-4626-0, 134 ч/б и цветных фотографий, 288 страниц, формат 26×32см

Сто тридцать четыре фотографии — много это или мало? Сто тридцать четыре из десятков тысяч, снятых в течение нескольких десятилетий. В книге Мэри Эллен Марк опубликовано именно такое количество изображений. Это ее авторский отбор, заниматься которым она начала в 2003 году. Если знать, что фотография Федерико Феллини на съемочной площадке фильма «Сатирикон» в Риме (она опубликована в книге первой) — это лишь одна и более четырех тысяч, отснятых ею по заданию журнала Look в 1969 году, то уразуметь, сколько было создано в последующие десятилетия, не представляется возможным. А нужно ли? Ведь вот оно, перед нами, ее собственное ощущение от невероятно насыщенной фотографической жизни — изображение за изображением.

Все фотографии расположены в книге не в хронологической последовательности, не в связи с их значимостью, что чаще всего ожидается от публикаций, охватывающих несколько десятков лет творчества. Нет, данная ретроспектива — эмоционального характера. Поэтому, хронология и значимость в ней не рассматривались фотографом в качестве основного критерия. Каждое из приведенных в публикации 134-х изображений дорого Мэри Эллен Марк по разным причинам — запечатлено в памяти нюансами, наполнено моментами и фрагментами личных переживаний и размышлений в определенные годы ее жизни. Не значимость ли это? Конечно — значимость. Да и как иначе?

Что мы видели у Мэри Эллен Марк за все эти годы? Одни отметят фотографии Тайни. Сначала, худенькой девочки-подростка в черном платье — Tiny in Her Halloween Costume, Seattle, Washington, USA, 1983. После — взрослой уже женщины, с девятью детьми от шестерых мужчин (на фотографиях 1999 и 2003 гг.). Кто-то вспомнит фотографии бедной семьи Дэнн из Калифорнии, снятые в 1987 году (в машине) и в 1994-м (спят вместе на кровати). Совершенно невероятно изображение мужчины и женщины — мужа и жены — из графства Харлан, Кентукки, 1971 год. Он сидит на дереве с пистолетом в руке, она — стоит рядом. Фотография — из тех, что бери и используй в качестве примера в объяснении понятия «пунктум» Ролана Барта. Как пишет Мэри Эллен Марк: «Я сняла его одного около четырех раз, когда в кадр вошла жена и встала рядом с ним. Он оставался в том же положении. И даже не попытался передвинуть пистолет, что был направлен прямо ей в голову».

Представляется чрезвычайно важным в данной книге желание фотографа поделиться своими взглядами на фотографию. Авторский текст Мэри Эллен Марк опубликован на последних восемнадцати страницах. Часто ли в последнее время нам доводится читать размышления фотографов? Запоминается из сказанного ею многое — верное и точное, с чем нельзя не согласиться. Как то, что «основной интерес сейчас, кажется, лежит в плоскости поверхностного; содержание и реальность наблюдаются все реже. Новая сфера фотографии, „фотоиллюстрация“, заменила собой документальную фотографию в журналах». Или — касательно того, что делает фотографию значимой: «На этот вопрос ответит практически невозможно. Иногда значимым изображение делает очевидность. Иногда фотография работает в силу своей тонкости или того, что вышло за границы кадра. Для меня под значимым изображением понимается сочетание сильного содержания и великолепного замысла». И конечно, совершеннейшим подарком следует считать довольно объемные повествования-объяснения Мэри Элен Марк о 35-ти из опубликованных в книге изображений. Вот где пытливому уму кладезь информации — для размышлений не на один час.