© Олег Кабатов
© Олег Кабатов
Мы, фотографы, должны испытывать чувство уважения и трепета перед властью. Сегодня они обсуждают на уровне Государственной Думы нас и наши методы работы – фотошоп и фальсификацию действительности. Причина тому – скандал с опубликованной фотографией Олега Кабатова в журнале Esquire, которую он снял во время "Марша несогласных" 3 марта в Санкт-Петербурге. На фото, под воротником-защитой, на задней стороне шлема ОМОНовца, видна символика войск СС фашистской Германии.

Каждый из присутствовавших на этом митинге прекрасно помнит, как народ кричал ОМОНу в лицо: "Фашизм не пройдет!". Думаю, Олег Кабатов искал проявление "народной памяти", как и большинство фотографов. Только одни это видели в действиях ОМОНа – избиении дубинками граждан, а Олег Кабатов заметил знак СС на шлеме ОМОНовца.
Было бы неестественно, если бы он не снял этого, конечно, если речь о фотожурналисте, а не пропагандисте "наших" или "ваших".
"... Вдруг замечаю того самого омоновца с намалёванным эсэсовским значком на шлеме. Стараясь не упустить примечательный затылок (эта группа омоновцев, по-моему, готовилась к построению), делаю кадр. Не слишком удачно, как выяснилось – «шевелёнка» и переэкспозиция из-за преобладания чёрного в кадре", – говорит Олег Кабатов.
"Решив не лезть в эпицентр событий, к самому зданию бывшей Государственной Думы, где и без меня фотограф на фотографе, хожу в неплотной толпе – чем дальше от ступеней, занятых журналистами и организаторами, тем больше процент тех, кто оказался здесь случайно, и, не имея возможности выйти за оцепление, просто наблюдает за происходящим. Стараюсь поймать реакцию этих людей, впрочем, не слишком в этом преуспеваю..."

фотограф Олег Кабатов
фотограф Олег Кабатов
Олег Кабатов – питерский фотограф почти 33-х лет. По образованию полиграфист.
"Никогда не прочил себя в профессионалы-фотографы, неоднократно думал закончить с этим бесполезным делом, но с некоторых пор понял, что фотография – единственное, что меня способно по-настоящему увлечь. С год назад случайно попробовал снять репортаж. Результат оказался практически нулевым – не знал, как подойти к людям, снимал телевиком, едва ли не из кустов, и, как следствие, ни одного стоящего кадра. Стал иногда посещать митинги, снимал, но в наше время нормальная численность среднего митинга – 300 человек, так мне показалось. Было скучно до марта этого года, когда тысячи людей, прорывая один за другим милицейские кордоны, прошли по Невскому. Настоящий драйв и атмосфера свободы..."

Итак, на этого человека "наехала" Государственная Дума. Но вот, что самое интересное, к депутатам присоединилось большинство "фотографов-думцев" – как профессиональных, так и не очень. Количество комментов в интернете зашкаливало, и данная тема вошла в тридцатку топ-популярных тем в рунете.

Как официально, так и на уровне LiveJournal (ЖЖ), фотограф и издание были обвинены в фальсификации фотографии. При этом не только власть, но и коллеги-фотографы, журналисты не додумались хоть каким-то образом проверить опубликованную фотографию, прежде чем высказывать свое мнение и тем более обвинения в фальсификации. Хотя бы просто логично подумать: возможен ли подобный символ у ОМОНа на уровне менталитета "солдата-удачи", как это было сплошь и рядом, например, во Вьетнаме – "Born to kill".. Кто эти ОМОНовцы, и что означают эти знаки на шлемах в виде черепа и костей, каких-то букв, цифр или надписи: "При аварии разбить стекло молотком"?

Государственные думцы увидели только намеренно искаженный и фальсифицированный имидж России, фотографы-коллеги обратились к обсуждению искусства работы с фотошопом. На мой взгляд, это и есть та страна, в которой мы живем и имеем тот уровень журналистики, который когда-то назывался "пропагандой Геббельса" с его крылатым выражением: "Многократно повторенная ложь рано или поздно становится правдой".

© Олег Климов
© Олег Климов

К сожалению, я слишком поздно узнал об этом скандале от фотографа Игоря Мухина, и мне показалось лицо ОМОНовца (тот, что справа на кадре) знакомым – я был уверен, что также снимал его. Поскольку я был на этом же митинге, то решил проверить свой архив. Дело в том, что я снимал репортаж для голландской газеты NRC*Handelsblad чуть ли не сразу в номер. Deadline был в тот же день, и выбирать фотографии из всего снятого мной (около 5 Гб) достаточно сложно: ограничивается количеством в 5-6 фотографий, которые должны быть отправлены в редакцию – чем раньше, тем лучше. Естественно, я не просматривал все, что снимал...

Но лицо ОМОНовца "с усами" я точно снимал и помнил... Поэтому, прежде я стал искать фотографии рядом с ним и нашел два кадра подряд, сделанных на вытянутых вверх руках (в толпе, не видел, что точно снимал) во время ареста депутата Сергея Гуляева у здания дореволюцинной Думы на Невском проспекте. На шлеме одного из ОМОНовцом был отчетливо виден вышеупомянутый символ SS.

Не могу сказать, что я сразу поверил фотографу Кабатову, но предположил, что, может быть, не только один из ОМОНовцев имеет такой знак, если он присутствует хотя бы на шлеме одного человека. Я сравнил два, независимо снятых (мы даже были не знакомы) снимка и по царапинам и грязи на шлеме пришел к выводу, что это один и тот же человек-шлем с символом SS. Только после этого я написал Олегу Кабатову в ЖЖ...

Все то, что произошло с фотографией Олега Кабатова, для меня стало принципиальным. Это яркий пример того, кто мы, фотографы, на самом деле – как люди и личности, какие отношения между нами, между нашими редакторами... Мы удивляемся тому, что нас не любит ОМОН, люди, народ? Я просто не понимаю, за что они нас должны любить и должны ли любить вообще... Мы разделились не только как граждане на "наших" и "ваших", на фашистов и антифашистов, мы поставили нашу профессию на уровень личных политических убеждений или хуже того, на ангажированный уровень наших работодателей.

Не только SS-ОМОН оказался "чужим" среди "Наших", но и фотограф оказался чужим среди фотографов. Грустное время, не правда ли?

Фоторепортаж Олега Кабатова:
http://kabatov.livejournal.com/15368.html?view=59400