Евгения Христова, Болгария
Евгения Христова, Болгария

Ноябрь — месяц фотографических фестивалей. За четырнадцать лет все успели привыкнуть, что месяц начинается в Братиславе, Словакия. Оттуда пути ведут в Вену, затем в Париж — на старейший европейский месяц фотографии Mois de la Photo, в следующем году в фестивальный маршрут будет записан еще и Берлин. Но Братислава уже доказала свое место начала пути в фестивальном расписании осенних праздников фотографии. Их можно было бы назвать фотографическими каникулами — в одном месте собираются кураторы, критики, галеристы, журналисты, фотографы, маститые и молодые — чем не каникулы?

Постороннему глазу не заметно, что во время «каникул» ведется самая напряженная работ. Правда, происходит она в приятных условиях — есть что посмотреть, что выпить, чем закусить, и все это в приятнейшей компании. Фотографические нравы — дружелюбие и приязнь к новичкам — не исключают строгий «разбор полетов» новичка при втором появлении: что сделал за год (за два), с чем пожаловал вновь, чем доказываешь свое право на место под солнцем?

Габор Керекеш, Венгрия
Габор Керекеш, Венгрия

В Братиславе фестиваль завели еще в самом начале 1990-х, когда старый город, не пользовавшийся успехом у социалистических лидеров, напоминал разбомбленное поле (вот где было снимать голливудские блокбастеры про Вторую Мировую войну), а единое целое — Восточная и Центральная Европа — казалось искусственно созданным и уходящим. И присутствие бывшего «старшего брата» — России — было на первых фестивалях с большой оглядкой со стороны устроителей: зачем они приехали в Европу? Все это в прошлом. За годы работы фестиваль сохранился (в начале 1990-х не только в Братиславе — в Праге, Варшаве, в Лодзи, Будапеште возникали подобные инициативы, но они не выжили — и по экономическим, и по организационным причинам), развился.

 

Первая идея, первый камень в фундаменте фестиваля — мостик между Востоком и Западом — доказала свою жизнестойкость и необходимость, а Восток стал трактоваться гораздо шире: теперь и Восточная Европа, и страны, когда-то объединенные в СССР, и страны Азии. Так, в этом году «Месяц фотографии» в Братиславе заявил в темах конференции, традиционно проходящей в дни фестиваля, знакомство с фотографией Монголии, Индии, Казахстана.

 

Фестиваль в Братиславе не только расширил границы своих интересов, но стал крупным исследовательским и информационным центром. Словацкий «Месяц фотографии», организованный фондом поддержки фотографии FOTOFO, несколько лет назад выступил инициатором проведения Международного конкурса книги по фотографии стран Восточной и Центральной Европы. Состязаются книги в двух номинациях — книга по истории фотографии и книга-проект современного фотографа. На этом конкурсе, кстати сказать, уже дважды книги из России становились победителями. Впервые — книга В. Клавихо-Телепнева стала лучшей в 2001-2002 годах, а в этом году — фотоальбом М. Дашевского «Затонувшее время» стал лучшим авторским фотопроектом 2003-2004 годов. Пока ни одна из российских книг не была призером в номинации «История фотографии», да много ли книг по истории фотографии у нас издается?

Милош Догнани (1904-1944), Словакия
Милош Догнани (1904-1944), Словакия

Помимо фестиваля выставок и книжного конкурса в Братиславе собирается общедоступная библиотека книг по фотографии, есть постоянно действующая галерея фотографии FOTOFO; как и в других европейских столицах, в столичной высшей школе искусств — Словацкой Академии художеств — уже более десяти лет действует факультет фотографии и мультимедийных искусств. На нем преподают, в том числе, организаторы фестиваля фотографии. Педагоги Академии постоянно принимают участие в фестивале с персональными выставками, а с 2002 года в рамках «Месяца фотографии» проходит еще и выставка студенческих работ высших школ фотографии Европы. За эти годы заслуги фестиваля и фонда FOTOFO стали настолько велики, что были признаны Правительством г.Братиславы: в историческом центре города на базе FOTOFO учрежден Среднеевропейский дом фотографии. Он будет находиться там же, где располагается организационный центр фестиваля, галерея и библиотека. Сейчас ведется реконструкция здания. Остается пожелать успеха.

 На каких китах стоит программа фестиваля в Братиславе? Основных, «старых» китов, как водится, три: программа выставок, научная конференция и знаменитое на всю Европу (уже можно с уверенностью говорить об этом, глядя на интернациональный список участников) «Портфолио ревю в Братиславе». О нем специально — ниже. Что же касается важных составляющих фестивальной программы, еще не ставших традиционными, или, несмотря на ежегодный статус фестиваля, проводимых раз в два года, то это уже упомянутый конкурс книг, мастер-классы, ваести которые в дни фестиваля приезжают звезды мировой фотографии, и конкурс-показ фильмов о фотографии. Собственно, расширение фестивальной программы и — даже — выставочная экспансия фестиваля в близлежащие города, привели к тому, что вначале выставки Братиславского фестиваля стали экспонироваться в соседнем городе Вена (до столицы Австрии около 90 км), а потом венские организаторы создали собственный фестиваль, дни открытий которого начинаются спустя неделю после официальной недели открытий Братиславы.

Артур Трес, США
Артур Трес, США

В этом году, как обычно, две основных выставки фестиваля прошли в крупнейших музеях города. Национальная галерея Словакии представила выставку словацкого классика — забытое и обретенное имя Милоша Догнани (1904-1944). Галерея города Братиславы открыла выставку швейцарского фотожурналиста, одного из членов команды Магнум, Рене Бурри. Этот уроженец Берлина создал за 1944-1991 настоящий эпос — Два Берлина. Теперь выставка избранных фотографий полувекового проекта с успехом проходит на крупнейших выставочных площадках мира. Также в Галереи г. Братиславы экспонируется небольшая выставка одного из интереснейших авторов США 1960-х — 1980-х годов Артура Тресса; продюсером выставки в Братиславе выступает Пражский дом фотографии. Артур Тресс, чьи снимки вошли в выставки Стайхена и были опубликованы в 1970-х в «Чешском Ревю» и «Советском фото», был одним из основателей т.н. персональной поэтической прямой фотографии, его называют добрым мистиком; на его снимках выросли такие герои современной фотографии, как Кейт Картер и Иван Пинкава.

Михаэль Мацку, Чехия
Михаэль Мацку, Чехия

Крупнейшая выставка фестиваля 2004 — «Обнаженная натура в чешской фотографии. Вторая половина ХХ века» прошла в Доме художников Словакии. В интерьер функционализма (европейский аналог отечественного конструктивизма) вписались снимки Саудека и Сейдлинга, молодого Биргуса, фотографа, ставшего позднее более известным как историк и критик фотографии, Павла Банки (его зрители Москвы могли видеть в нескольких ипостасях в течение 2002-2004 годов), Павла Мары и других. Эта выставка не только воскрешает миф советского времени о сильнейшей в соцлагере чехословацкой школе фотографии обнаженной натуры, но и позволяет увидеть характерные особенности, «марки» этой школы, понять — с высоты прошедших лет — контекст, в котором развилась литовская школа обнаженной натуры (Дихявичюс и др.), московские (Борисов, Пономарев и др.) и петербургские (Китаев, Плотников, Леонтьев, Мохорев) мастера этого жанра.

Еще одна, неожиданная для младшего поколения, выставка была привезена из Чехии, «Африка». Снимки 1940-х — 1960-х годов двух всемирно известных фотографов-путешественников, авторов нашумевших в тот период фотоальбомов Юрия Ханзелки и Мирослава Зикмунда.

Греческая фотография, как уже стало традиционным, была представлена сильным автором черно-белой, очень личной, документальной фотографии Илиасом Боргитисом Его выставка «Что мы видим», как и выставки Ордолиса, Аргириса, Демоса прошлых лет, продолжает тонкую работу с клубящимся вокруг фигур светом, развивающимися тканями и сыпучими песками греческой натуры, с фактурой лиц и взглядов, еще более подчеркнутыми мастерской ручной печатью.

Римальдас Викшрайтис, Литва
Римальдас Викшрайтис, Литва

Литовская фотография была представлена двумя выдающимися событиями, — как это классифицировали словацкие журналисты — выставками Антанаса Суткуса и Римальдаса Викшрайтиса. Экспозиция последнего рассказывала о жизни одной литовской деревни. Местный чудак, калека, по совместительству фотограф, перед которым открыты все двери и вся жизнь расстелена и лицевой и изнаночной сторонами, создал удивительный по силе документ правды. В российской фотографии, вероятно, с ним по силе убедительности может соперничать Валерий Щеколдин, но вряд ли хоть одна фотографическая институция в России сегодня посчитает возможным сделать столь жесткую экспозицию отечественного классика.

Словацкая и чешская фотография были представлены не только мастерами ХХ века, но и произведениями молодых авторов. Среди них отметим работу Барбары Кукликовой (Чехия) — «Чувства иностранца в чужих городах». Название выставки перекликается с названием известного фильма Вима Вендерса «Заметки об одеждах и городах», побудительным мотивом и для Вендерса, и для Кукликовой, стали размышления о месте иностранца в чужом городе, попытка сохранить самоидентификацию и «прочитать» знаки другой культуры. В период объединения Европы эта тема становится все более актуальной и воплощается во все новых художественных, в том числе, фотографических проектах.

Томки Немеч, Чехия
Томки Немеч, Чехия

Обычно болгарские выставки становятся поводом для поэтических переживаний. Так случилось и в этом году. Работы Евгении Христовой, искусствоведа из Софии, были объединены одной темой — «Свет и тени». Созданные на протяжении последних пяти лет, они, на первый взгляд, об одном и том же: окно, занавеси, небо с птицей, улица с тенью инвалидной коляски автора, яркие плоды на столе. Но эта экспозиция стала еще одним ответом неверующим Фомам: да, фотография — искусство, не объективное, не механическое. Сколько счастья доставляет мимолетное переживание автору, сколько, в силу своего таланта и профессиональности взгляда, она может вместить в свои фотографические «заметки», столько радости получает зритель. Как «сообщаются сосуды» впечатления автора и переживания зрителя — тайна, но они сообщаются!

Ежегодно, для тех, кто так часто бывает на фестивале в Братиславе, фестивальный маршрут обязательно проходит через музей-центр детского творчества Бабиана, устроенный во дворце 18 века в старом городе в память детей еврейского гетто Братиславы, всех детей — жертв Второй мировой войны. Тема детства одна из самых важных и самых сложных в фотографии, она, как лакмусовая бумажка, проявляет фотографа, его способность говорить о себе — ребенке, о детях — собственных ли, чужих, деликатно и доступно как для детей, так и для взрослых. В Бабиане два года назад проходила выставка известного французского фотографа Вильяма Роппа, в прошлом году — очень точная выставка из Канады, в этом году экспонируются работы Рози Барнес из Великобритании, цикл «Понимание Стэнли». Для этой выставки ключевой фразой стали слова, которые повторяет маленький сын Рози Стэнли «я другой»; выставка — дневник матери, на снимках которого растет маленький человечек — аутист? или просто рано создавший своей собственный мир художник.

Рози Барнес, Великобритания
Рози Барнес, Великобритания

 

Впервые на фестивале в Братиславе приняли участие снимки «живой легенды» венгерской фотографии Габора Керекеша, снискавшего славу как сюрреалиста, так и мастера острой социальной съемки. Его выставка проходила в Музее венгерской культуры в Словакии в Братиславе (поскольку исторически два народа, венгерский и словацкий, живут рядом, на общей земле, такое уважение к культуре соседа естественно для словацких властей).

Но современная венгерская фотография, молодая фотография, это дело не только фотографов-мужчин. Среди молодых авторов в Будапеште «мальчиков» и «девочек» поровну, и их скрытое соревнование позволяет зрителям видеть новые прекрасные работы. В Братиславе публика с удовольствием рассматривала цветные квадраты «видов Будапешта с точки зрения ребенка» Сильвии Тодд. Эта молодая фотографесса неоднократно приезжала в Братиславу на показ портфолио, а в этом году была представлена уже яркой и запоминающейся выставкой.

Ежегодно просмотр работ фотографов «Портфолио ревю» собирает на «Месяц фотографии» в Братиславу экспертов (в этом году их было более двадцати, среди них Фредерик Болдвин и Венди Вотрисс (ФотоФест, Хьюстон, США), Андреас Мюле-Поль (журнал European Photography, Германия), Ева Ходек и Павел Банка (Пражский дом фотографии, Чехия), Евгений Березнер (Московский музей современного искусства, Россия) и другие) и фотографов (более 60 авторов из 15 стран Европы, России, США, Арентины и Кореи). Для фотографов портфолио ревю — время новых встреч, новых возможностей и, при желании слушать, дельных советов, обмена мнениями и — каждый надеется — победы. Победа в братиславском просмотре портфолио дает право персональной выставки в следующем году, статьи в каталоге фестиваля, внимания критиков. Одновременно, победа — экзамен больший, чем само участие в просмотре портфолио.

Сильвия Тот, Венгрия
Сильвия Тот, Венгрия

Если мнения, услышанные на просмотре, позволяют расти, меняться, двигаться вперед к цели, понимание которой в спорах с теми, кто смотрит портфолио, только уточняется; то персональная выставка после победы — показ себя перед большим кругом зрителей, и защиты — широкой спины куратора уже не будет. Свершилось коллективное решение: достоин показа, а дальше автор остается один на один с фестивальным сообществом. В этом году на фестивале прошла выставка победителя портфолио ревю прошлого года Милана Блатника из Чехии «Фотомандалы» (неуловимо напоминающие «Пространство Эшера» Андрея Чежина, показанное в Братиславе четыре года назад), а победителем 2004 стала японская фотографесса из Брюсселя Рейко Имото. Следующий год покажет, что новый фаворит может сделать за год.

И студенческие выставки, и ставший уже ежегодным фестиваль в фестивале «Цифровой Олимпус», проводимый знаменитой компанией Olimpus, показывают, какой вырисовывается тенденция начала нового тысячелетия: от цвета — к классической черно-белой фотографии и от цвета — в цифровую фотографию.

Андреас Мюле-Поль, Германия
Андреас Мюле-Поль, Германия

Каждый год есть одна выставка, по которой потом будет вспоминаться фестиваль 2004 в Братиславе: это тот год, когда была выставка… Андреаса Мюле-Поля. Издатель и главный редактор одного из авторитетнейших журналов фотографического мира European Photography, уже более четверти века действующий фотограф — художник. Мюле-Поль прошел путь от черно-белой фотографии к фотографии цветной, закрепил вехи видео-проектами об уничтожении классических носителей фотографической информации — пленки, стекла, бумаги, — и вышел на новый виток — цифровой.

Центральным экспонатом на его выставке стал проект «Face code», созданный в 2000-х в Японии и Германии. Экспозиция Мюле-Поля ставит наиболее актуальные для фотографии сегодня вопросы: коммуникативность, сохранение информации, ее достоверность и возможности интерпретации. Наверное, это менее тема одной выставки и более — лозунги дня. Но кто-то должен их сформулировать, когда остальные снимают, создают фестивали и смотрят выставки.