Собственно говоря, в  науке о применении светофильтров в фотографии трудно сказать новое слово. Правила и рекомендации хорошо известны с уже довольно далёких фотоплёночных времён и отработаны поколениями практикующих фотографов. 

 

Однако в технологии новое слово сказать можно  всегда. Именно поэтому фильтры время  от времени становятся лучше прежних. Вряд ли деловые партнёры Бирманн  и Вебер, открывая общий бизнес под  названием «В+W», могли себе представить, насколько сложным станет через  полвека производство светофильтров. Лучшая в ассортименте данного бренда и, пожалуй, одна из лучших из числа имеющихся на рынке вообще серия премиум-класса B+W XS-Pro MRC Nano — яркий пример таких современных фильтров. Для знакомства с ними мы выбрали фильтры самых популярных типов: ультрафиолетовый UV Haze и циркулярный поляризационный. Модель UV Haze отфильтровывает ультрафиолет и воздушную синеву, немного повышая контраст и насыщенность красок при съёмке пейзажей, особенно в условиях избытка ультрафиолета — например, в горах или на море. Такой фильтр может находиться на объективе постоянно — выполняя заодно роль защитника передней линзы объектива (как правило, гораздо более дорогого) от всевозможных превратностей судьбы и погоды. Поляризационный же светофильтр — вообще, по моему глубокому убеждению, является одним из самых полезных фотографических аксессуаров наряду со штативом, и фильтр B+W KSM Circular-Pol — несомненно, один из лучших среди полезных. 

Высокие оптические характеристики светофильтров B+W серии XS-Pro MRC объясняются  целым рядом обстоятельств. Начиная  с использования высококачественного  немецкого оптического стекла Schott и заканчивая тщательной отделкой фильтров сложной конструкции, каковыми и  являются, например, поляризационные. Но главное, о чём говорят буквы MRC Nano — это «мультиустойчивое покрытие» (Multi resistant Coating) фильтров. Его главная функция — максимально препятствовать отражению и способствовать пропусканию света в камеру. Эту задачу отлично решают семь тончайших плёнок (действительно тончайших — от 10 до 100 нанометров!), наносящихся на стекло фильтра вакуумноплазменным методом. За примерно 15 лет эта технология доведена едва ли не до полного совершенства. Восьмой же слой, будучи самым тонким и в силу этого не оказывающий существенного влияния на оптические характеристики фильтров, превращает их в надёжных и практичных партнёров фотографа, достойных именоваться продукцией премиум-класса (кстати, англичане называют продукцию B+W Роллс-Ройсами среди светофильтров — чтобы они так сказали о немецком товаре, он должен быть заметно лучше других). Так вот, восьмой слой, продукт ультрасовременных нанотехнологий, выполняет двойную роль. Во-первых, будучи чрезвычайно прочным и устойчивым к трению и царапанию, он защищает нижележащие слои, обеспечивающие высокие оптические характеристики. А во-вторых, он, фактически, активно противодействует загрязнению: отрицательная смачиваемость заставляет капли воды не растекаться, а скатываться, не оставляя следов. К нанослою гораздо меньше пристают частицы пыли и грязи; там, где обычному фильтру потребуется полноценная влажная очистка, фильтру B+W XS-Pro MRC Nano, скорее всего, хватит обычной фотографической груши с кисточкой.

 

Съёмка без  фильтра.           Съёмка с поляризационным фильтром
Съёмка без фильтра. Съёмка с поляризационным фильтром

Оправы фильтров и  фиксирующие их кольца вытачиваются из латуни и тщательно чернятся. У фильтров рассматриваемой сегодня  серии оправы весьма плоские —  даже у поляризационного, который  должен вращаться (и вращается —  очень плавно) независимо от объектива, её толщина не превосходит 4 мм, а  у обычных фильтров и того меньше. Это означает, что эти фильтры  не помешают вам полноценно использовать даже самые широкоугольные объективы.

 В заключение хотелось бы лишний раз напомнить, что, хоть средства цифровой обработки цифровых фотографий (например, тот же Фотошоп) и чрезвычайно  могущественны, они не отменяют необходимости  или желательности использования  фильтров в различных условиях, и  не могут их заменить. Ведь обработке  подвергается изображение (в виде цифрового  файла), «снятое» с матрицы в том  виде, в каком оно на неё попало. При обработке программа работает с имеющимися данными, не добавляя в  изображение новой информации. Если в исходном изображении рефлекс  или блик стекла или блестящей  поверхности «съели» детали, если толстый слой воздуха понизил  контраст и ослабил насыщенность цветов — программная оптимизация  изображения может его сделать  более приятным на вид, но не вернёт ему тех деталей, которые были потеряны в момент съёмки. А посему — не сдерживайте себя и не лишайте  себя удовольствия делать хорошие фотографии; используйте полезные хорошие светофильтры, и пусть они помогут вам  делать великолепные фотографии там, где  у других получаются просто отличные. Конечно, удовольствие обладания «роллс-ройсами» стоит денег, но если качество результата вас волнует по-настоящему, если вы умеете использовать на все сто  достоинства своей камеры, покупаете  к ней качественные объективы  и при съёмке ставите её на хороший  штатив с добротной головкой (вроде  тех, что описаны на предшествующих страницах) — логично дополнить  своей арсеналименно такими фильтрами. 

 

Съёмка без  фильтра.           Съёмка с поляризационным фильтром
Съёмка без фильтра. Съёмка с поляризационным фильтром