Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом, –
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет,
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.

Время движется мерно и беспощадно, как асфальтоукладчик. Хижина, дворец, общественный строй, страна, нация, цивилизация — Время стирает всё в пыль. Даже то, что кажется вечным и незыблемым — в пыль, в прах, в молекулы. И, казалось бы, фотографии из семейного альбома, не имеющие художественной ценности, изображающие людей, которых уже нет, снятые никому не известным фотографом, исчезнут, распадутся первыми. Ан нет!

Тонкие листочки бумаги, покрытые слоем эмульсии, выстояли в битве со Временем. Они покрылись желтоватой вуалью и шрамами, но это их ничуть не портит, даже наоборот придает дополнительное очарование, как патина скульптуре или трещинки мраморному полу. Более того, эти фотографии сумели сохранить изображенных на них людей такими, какими они были, но уже никогда и нигде не будут, сумели сделать невозможное — остановить мгновение, победить непобедимое Время.

Наверняка у каждого есть одна-две самые любимые фотографии в семейном альбоме. Плохое или хорошее у них техническое качество, являются ли они редким историческим кадром или сняты просто «родным на память», хорошо сохранившиеся или пожелтевшие и поцарапанные, невзирая ни на что, они самые любимые, самые удачные. А бывает так, что фотография из чужого семейного альбома вызывает целый букет ассоциаций и воспоминаний, чуть ли не «дежавю» у совершенно посторонних людей.

Потому, что передает нечто большее, чем просто сюжет или объект съемки: людей, их настроение, общую атмосферу или какие-то приметы времени — одежду, прически, оформление улиц или квартир. К чему, возможно, и не стремился автор, желающий всего лишь запечатлеть своих родных, и что неожиданно оказалось на первом плане, пройдя через фильтр лет.

Или потому, что просто оказывается отличной Фотографией. Которая при этом может быть (и зачастую бывает) снята начинающим фотолюбителем, недавно купившим новый аппарат, не до конца разобравшимся в сложностях управления и выставившим «неправильную» экспозицию.

А как позируют люди на классических семейноальбомных фотографиях! Они надевают в этот день лучшую одежду и тщательно причесываются. Они стоят (или сидят) ровно, выпрямившись, смотрят прямо в объектив, уверенно и спокойно. Они знают главное: фотография — это навсегда. Единожды снятое уже нельзя изменить. Фотография «на память» останется тогда, когда все изображенное на ней уже исчезнет, погребенное Временем.

***

Семейный альбом — это, по сути, есть раскадровка фильма, снимаемого без заранее написанного сценария и с неопределенным финалом — фильма про Жизнь. Поэтому проект «Ретроспектива» не может чем-то закончиться, у него не может быть ни победителей, ни итогов. Фотографии, представленные вашему вниманию, являются просто выборкой из этой прекрасной, на наш взгляд, коллекции.