Это Москва, эти раздолбаи с нездешне пропитыми ликами — наши, но тем более не понятно откуда, если не из чужой географии, возникает дистанция по отношению к ситуации, в которой фотограф — внутри.

Фотографии Никиты Машкина рассказывают о том, что завтра уже ничего не будет, поэтому сегодня ночью самый последний шанс понять, сказать, услышать, завтра не будет, ясно? Ну да, у его героев нет завтра, но это не апокалипсис. Это непрерывная ночь, прекрасная тем, что утро не наступает. Странное состояние без будущего, но и без трагедии.

Его фотография говорит о трансгрессии. Это слабая речь, она всегда уязвима, — но не надо на нее нападать, если хотите дослушать ее до конца. Она о чем-то, не всегда имеющем отношение к фотографии как интриги светописи, о которой забываешь из-за слабого жалкого лепета, бормочущего некую истину. Эта истина обитает на улицах и в ночных клубах, она современна, но не нова и даже банальна — потому что это истина о человеке.

Александр Евангели