ТЕМА:
Photographer.Ru, 19.04.2024 00:04
"Виталий Северов «Воспоминания Будущего»"
Галерея PENNLAB объявляет о начале сотрудничества с галереей FOTODEPARTAMENT в рамках серии совместных выставочных проектов, первым из которых станет выставка Виталия Северова «Воспоминания Будущего». Экспозиция откроется 19 апреля и продлится до 23 мая 2024 года.
ОБСУЖДЕНИЕ:

Сергей Борин, 19.04.2024, 19:15 "Виталий Северов исследует, как за несколько поколений могут исчезать культурная память, письменность и язык".
Не слишком ли смелое заявление для постановки проблемы в рамках фотопроекта? Автор может привести примеры "исчезновения за несколько поколений" культурной памяти и далее по списку? Не в виде личных впечатлений и интенций, а в виде науч.обоснования, подкреплённого фактами? Насколько фотопроект соответствует действительному положению дел?
Подобная формулировка, НМВ, есть очевидная манипуляция терминами и смыслами. Зачем? Причины могут быть разные. Только к творчеству это не имеет никакого отношения.
В стремлении как можно ярче представить своё творчество можно зайти очень далеко.
Просто подобные "самопрезентации" уже на каждом шагу встречаются. Что ни фотограф, то исследователь глобальных проблем. И мне, как потенциальному зрителю, после прочтения этих "самопрезентаций" совсем не хочется идти и смотреть выставку.

Александр Курлович, 19.04.2024, 22:09 Строго говоря, эти презентации для нормального зрителя не предназначены, и читать их, тем более всерьёз, не нужно. Другое дело, что к кураторам сейчас без подобной ерунды не придёшь - просто не возьмут.

Ещё раз строго говоря, применение слов типа "исследование", "эксперимент" в таком контексте (искусства) лишено смысла.

Сергей Борин, 20.04.2024, 11:20 На выставках, как правило, такие "презентации" вынесены на отдельный стенд в начале экспозиции. С них и начинается "погружение зрителя в контекст". Но "погружаться" по причине возникающего диссонанса от прочтения "презентации" как раз и не хочется((( Но, как Вы правильно отметили, без подобной ерунды к кураторам не придёшь. Поэтому "успешность" зависит в большей степени от умения играть по правилам.

Константин Калугин, 20.04.2024, 13:17 А Вы читаете тексты на фотовыставках или, в принципе, на выставках изобразительного искусства?

Сергей Борин, 20.04.2024, 15:18 Если нет возможности прочитать до выставки, то читаю во время выставки. Особенно если это малоизвестные авторы и (или) современная фотография. Современная в плане современного подхода к фотографии, где изображение не столько самоценный результат творчества, сколько средство визуальный коммуникации, инструмент. И где необходим анализ этих средств ВК. А для анализа нужны ключи. Текст по идее призван эти ключи дать зрителю. Но по факту это далеко не так.

Александр Курлович, 20.04.2024, 20:57 Вы сводите современную фотографию к прикладухе с кэпшеном, то есть загоняете художника в клетку. О каком творчестве можно говорить? "Отрабатывай тренды, детка!" так?

Сергей Борин, 20.04.2024, 21:21 Вам так показалось?
Я свожу?

Александр Курлович, 20.04.2024, 22:37 Возможно, показалось. " Современная в плане современного подхода к фотографии, где изображение не столько самоценный результат творчества, сколько средство визуальный коммуникации, инструмент. И где необходим анализ этих средств ВК. А для анализа нужны ключи. " - я не свожу фотографию вот к этой формулировке, а вы?

Сергей Борин, 21.04.2024, 08:46 Я пытаюсь говорить, не уходя далеко от основной темы, т.е. творчества обсуждаемого автора. Рассуждать о современной фотографии в целом - это не то, что я хотел. Я могу ошибаться, но мне кажется, что Северов рассматривает фотографию (по крайней мере, судя по презентации и тем фотографиям, которые я нашёл в сети) именно как средство коммуникации. В пост-документальной фотографии, как я понимаю, то, что изображено, подвергается критике с т.з. документальности. Задача изображения в этом случае - формировать новые коммуникативные связи и смыслы на основе той концепции, контекста, который автор раскрывает для зрителя, т.е. с помощью неких "ключей". Тем более, если его работы экспонируются для широкой публики.

Александр Курлович, 22.04.2024, 16:28 Было бы интересно узнать отношение самого Виталия к этому тексту - насколько это ему близко, насколько написано "для галереи" и так далее. У меня отношение к Пеннлэю сдержанное - начинали они с больших деклараций, а приходят к экспозициям, где фотография нередко вторична. Впрочем, декларации были утопичны.

Андрей Безукладников, 20.04.2024, 13:49 Весь кураторский текст выглядит глубокомысленно, однако я был на выставке и, если не читать слова куратора, то работы Северова, молодого совсем парня, выглядят эстетически убедительно, эффектно и умно. Если бы не украшательство в виде деревянного корыта засыпанного песком в котором хаотично навтыкали различные «артефакты», то к экспозиции не было бы никаких претензий, повесил бы дома пару работ.


Сергей Борин, 20.04.2024, 15:27 Тогда получается, что все эти усилия по продвижению "авторского контекста" - всего лишь self-marketing(((
Когда на первое место выходит не стремление фотографию продвигать, а себя в фотографии (это касается и кураторских усилий).

Александр Курлович, 20.04.2024, 20:55 Вы ошибаетесь. Это не о "продвижении себя в фотографии", а о возможности сделать выставку в известной галерее. Или выполняешь определённые требования, или показываешь работы по библиотекам и кафе, где их увидят полторы калеки, да и тем они нахрен не нужны. Просто и жестко.

Сергей Борин, 20.04.2024, 21:28 А что, сама по себе возможность сделать выставку в известной галерее ( а не по библиотекам и кафе) делает твоё творчество более ценным? По мне - так нет. Если какие-то требования (кураторов, галерей и т.п. противоречат моим представлениям о творчестве, то пофиг на эти выставки. Проблема в том, что те авторы, кто пытается зарабатывать исключительно своим творчеством, вынуждены подчиняться этим требованиям, подстраиваться под конъюнктуру. Ну и кто в этом случае загоняет себя в клетку?

Александр Курлович, 20.04.2024, 22:36 То есть, вы готовы осуждать тех, кто хочет показывать свои работы?

Сергей Борин, 21.04.2024, 09:14 Если бы я хотел попрепираться, то я бы ответил:"То есть, Вы готовы осуждать тех, кто высказывает своё мнение?" Но я не этого хочу. Я хочу, чтобы меня, как зрителя, не водили за нос, формулируя и продвигая некие постулаты, которые по сути не имеют отношения к фототворчеству, а делились опытом познания, основанном на действительных (истинных) мотивах, какими бы они ни были. А для этого нужно быть честным в первую очередь перед собой.
Мои мотивы, побуждающие меня задавать вопросы или обсуждать определённые темы, - борьба со своим "внутренним драконом", в первую очередь.

Александр Курлович, 22.04.2024, 16:26 На мой взгляд, у нас есть только один способ реализовать своё отношение к фотографии - смотреть выставки, начиная с картинок, а не с текста, а к нему приходить потом. по надобности.

Андрей Безукладников, 21.04.2024, 23:04 Продвижение – это процесс, в котором участвует множество переменных, среди которых self-marketing – не самая последняя. Мифология автора, подкрепленная реальными делами (типа: продажа Элтону Джону на Сотбис, выставка в Базеле, победа в WPP и т.д.), играют решающую роль в продвижении. На самом деле, на первом месте всегда автор, а не то, что он делает.

Сергей Борин, 22.04.2024, 14:54 Ок. Понятно. Нужно это обдумать.