ТЕМА:
Photographer.Ru, 15.01.2017 00:01
"Не помнить фотографией"
Мы привыкли думать, что основная функция фотографии – быть костылем для памяти. «На память» люди снимали парадные портреты, семейные торжества и значимые исторические события. Кажется, что таким же желанием сегодня одержимы и заказывающие фотосессии влюбленные парочки, молодые родители и модные тусовщики.
ОБСУЖДЕНИЕ:

Юлия Прокопенко, 15.01.2017, 22:25 "Мы привыкли думать, что основная функция фотографии – быть костылем для памяти. «На память» люди снимали парадные портреты, семейные торжества и значимые исторические события."
Пора отвыкать. Фотография "на память" всегда снималась для того, чтобы показать КАК НАДО, а вовсе не КАК БЫЛО. КАК БЫЛО снимают криминалисты, врачи, геологи, ученые и прочие НЕфотографы. Репортеры, свадебщики, любители и художники снимают КАК НАДО.
А насчет парадного портрета - там все было ясно задолго до открытия фотографии вообще. Прочитала недавно исторический анекдот про четвертый брак Генриха VIII и Анны Клевской, долго смеялась...
"В марте 1539 г. Генрих (VIII) наконец согласился начать переговоры. Кромвель незамедлительно собрал и представил сведения о красоте Анны, заверив суверена в том, что: «Каждый, кто видел эту леди, говорит о красоте не только ее лица, но и всего тела... она затмевает даже Герцогиню Миланскую, как Солнце затмевает серебряную Луну». Генрих однако не собирался рисковать. Он отослал известного портретиста Ганса Гольбейна в Клеве, чтобы наглядно убедиться в том, что устные сведения верны.
Король остался очень доволен результатом. С портрета Гольбейна смотрела милая молодая особа со светлыми волосами, кукольным лицом, изящными глазами, губами и подбородком, с неискушенным скромным взглядом. Предложение Генриха было принято, договор подписан 4 октября 1539 г. Несколько недель спустя Анна отплыла в Англию.
В канун нового года она прибыла на ветренное и штормливое побережье Кента в замок Рочестер. На следующий день в лучших рыцарских традициях Генрих инкогнито посетил гостью. Увиденное ужаснуло его. «Она мне противна!» - кричал он Кромвелю, вернувшись со встречи. Оказалось, что портрет и Анна – не совсем одно и то же. В отличие от первых трех миниатюрных жен короля, Анна обладала высоким ростом, широкими плечами и крупными чертами лица. У нее был большой нос, который Гольбейну удалось «компенсировать» удачным ракурсом, а на коже – следы от перенесенной в детстве ветрянки.
Надо признать, что кроме Генриха, о внешности Анны никто и никогда больше плохо не отзывался. Знаменитое прозвище «Кобыла» появилось намного позже – стараниями епископа Джильберта Бернета в конце XVII в. Большинство отзывов до ее замужества были весьма лестными. Даже Генрих был вынужден признать, что она «видная и подобающая». И все же благодаря отторжению, которое она вызывала в короле, Анна вошла в историю как «безобразная жена»."
(Трейси Борман, BBC History Magazine, сентябрь, 2015) кому интересно https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Anne_of_Cleves_-_Hans_Holbein_the_Younger.png

Genn Booth, 16.01.2017, 14:20 Может быть начать отвыкать с себя? Ваше рассуждение о том, что фиксируется не "как надо", а "как было" - лежит в русле все той же логики "костылей для памяти". Те же криминалисты, врачи, ... точно также снимают "как надо". Кто-то укладывает мерную линейку в кадр, кто-то ставит освещение так, чтобы запечатлеть все детали. Анну Клевскую нарисовали как надо для обособления религиозного культа. Когда снимают групповой портрет на память - не добавляют никого лишнего - и всех выстраивают в линию. Получается интерпретация реальности в соответствии с целями и задачами фотографа.

Как отвыкнуть - просто перестать рассуждать в терминах "правды фотоизображения" и заняться исследованием другой стороны фотографии. Лет сорок назад Д.Жарковски сделал выставку "окно или зеркало", где наглядно противопоставил плоские изображения окружающего мира отражениям внутреннего мира фотографа. Тема понимания не получила - до сих пор рассуждают про "индексную природу фотографии".

Юлия Прокопенко, 16.01.2017, 18:58 Я вам больше скажу, когда Джон Жарковски занимался отражениями внутреннего мира фотографа, еще толком не было такой науки как неврология (neuroscience) (с 1962 г.) Еще много чего не было, что хорошо отражает внутренний мир человека, например, магнитно-резонансной томографии (с 1973 г.)
Да и психологи много чего не знали.
Читала недавно "Homo Deus" Юваля Ноя Харари, там одна глава посвящена функционированию нашего располовиненного мозга, в котором условно говоря есть «я чувствующее» и «я повествовательное». Он описывает ряд экспериментов, из которых видно, что связь между ними не прямая и не равноправная. И большую роль в этом неравноправии играет память, какой бы искаженной она ни была.
«Большинство решений в жизни – о женитьбе, карьере, жилье и отпуске – принимает “я повествовательное». Представьте, что вам предложили два отпуска на выбор. Один – в Джеймстауне (Вирджиния), где вы сможете посетить исторический колониальный центр, на месте которого в 1607 г. было основано одно из первых английских поселений в Северной Америке. Второй – это ОТПУСК ВАШЕЙ МЕЧТЫ, что бы вы не выбрали: пересечь Аляску на собачьих упряжках, поваляться на пляже во Флориде или пуститься во все тяжкие в Лас Вегасе. Однако во втором случае есть одно условие: по окончании отпуска вы примете таблетку и забудете все, что с вами произошло. Что случилось в Лас Вегасе, останется в Лас Вегасе. Какой отпуск вы выберете? Большинство выбирают колониальный Джеймстаун, потому что большинство доверяют выбор «я повествовательному», которому нужны только истории и которому безразличен сногсшибательный опыт, если его нельзя воспроизвести.
Надо признать, что «я чувствующее» и «я повествовательное» не оторваны друг от друга, они переплетены. «Я повествовательное» использует чувственный опыт как важный (но не единственный) источник для своих историй. А истории, которые оно создает, определяют ощущения, которые «я чувствующее» переживает. Мы ощущаем голод по-разному в зависимости от того: постимся ли мы по религиозным соображениям; в качестве подготовки к операции; или потому что нет денег на еду. Разное значение, которое голоду приписывает «я повествовательное», определяет разницу в ощущениях.»
Та что фотографируйте, господа, фотографируйте.

Genn Booth, 16.01.2017, 23:41 Выставка "Зеркала и Окна" экспонировалась в июле-октябре 1978 года. Однако первопроходцем этой темы был Альфред Стиглиц. Его серия Эквиваленты начата в 1922 году.
Это - конкретные даты.

Юлия Прокопенко, 17.01.2017, 00:38 "Зеркала и окна открылись в Музее Современного искусства в Нью-Йорке в июле 1978 г. Выставка была подготовлела Джоном Жарковски и представляла американскую фотографию с 1960 г. По сути она исследовала 18 лет фотографической практики, отделяя тех художников, работы которых в основном представляли субъективный мир авторов, от тех, работы которых были в основном инспирированы извне."
То есть все таки "занимался" некоторое время по роду службы, даже книжку написал.
https://www.amazon.com/Mirrors-Windows-American-Photography-since/dp/0870704761
Но я о том, что изображения (любые) никогда не являлись "костылем для памяти", они и есть - память, только внешняя, и степень ее искажения тем больше, чем сильнее творческое осмысление. Совершенно не важно, внутренний мир там якобы изображен или внешний. Собственно, психо-неврологические исследования показывают, что в голове происходит ровно та же ерунда: память творчески переписывается.

Genn Booth, 17.01.2017, 07:28 Все же вы посмотрите на Эквиваленты и подумайте - почему ваше утверждение из последнего абзаца - не обязательно истинное.

Genn Booth, 17.01.2017, 00:15 Может быть знания о психологии все же черпать из работ специалиста по психологии, а не всемирной военной истории? :)

Юлия Прокопенко, 17.01.2017, 00:41 Если Вы про книжку, там есть все необходимые ссылки.

Genn Booth, 17.01.2017, 07:36 Ссылки не смогут скорректировать повествование, претендующее на уникальную истинность. Автор (или переводчик) смешивает эмоциональный интеллект и сенсорное восприятие окружающего мира.

Юлия Прокопенко, 17.01.2017, 10:36 Вы правы, читать лучше в оригинале.
Автор не претендует на истинность, он просто задает вопросы, которые могут не понравиться адептам идеи внутренней индивидуальности человека. Если Вам действительно интересно, погуглите эксперименты Майкла Газзанини (Michael Gazzaniga), касающиеся коммуникации между и правой и левой половиной мозга.
Собственно, в последнем абзаце статьи Ольги говорится ровно о том же словами Линды Хенкель.
«Каждый раз, когда я думаю о своем школьном выпускном, я могу окрашивать и трансформировать свои воспоминания, в зависимости от сегодняшнего «взгляда» на них, новых знаний или недавно появившихся идей.
Только слово "могу" здесь лишнее, нмв. Подозреваю, что в оригинале было "might", то есть "возможно".

Genn Booth, 17.01.2017, 11:27 Лично я на практике использую теорию о 16 типах информационного метаболизма личности. И приведенный вами процесс характерен для двух из них. А где оставшиеся 14? :)

Эксперименты - это здорово. Путем несложных манипуляций можно помочь человеку вспомнить (осознать и освежить в памяти) переживания, связанные с предыдущими воплощениями - жизнями на этой планете. :) О какой трансформации тут может идти речь? :)

Genn Booth, 17.01.2017, 07:50 Все же фотография намного многообразнее. Два года назад умер Льюис Бальц. Сегодня в ленте появилась его цитата: “Anyone can take pictures. What’s difficult is thinking about them, organizing them, and trying to use them in some way so that some meaning can be constructed out of them. That’s really where the work of the artist begins”
Может быть вы захотите написать следующий обзор на тему "думать фотографией".

Olga Bubich, 18.01.2017, 10:36 Я отнюдь не подвергаю сомнению многообразие фотографии, цель каждого из текстов колонки - попытка рассмотреть лишь одну из ее возможных граней, обратить на нее внимание, очертить проблемность и инициировать читательскую рефлекцию. Цитата Бальца - прекрасна, ответ на ваш вопрос: "Вполне может быть" ;))

Genn Booth, 18.01.2017, 13:13 Буду ждать с интересом.