ТЕМА:
Photographer.Ru, 04.07.2013 00:07
"Пустые разговоры"
На другой день я позвонил своему другу. К телефону долго не подходили и я начал беспокоиться. Наконец, в трубке раздался недовольный и хриплый голос, и у меня отлегло от сердца. — Я тебя разбудил?
ОБСУЖДЕНИЕ:

Артём Шульга, 05.07.2013, 04:01 В хладе тёмного вина
Жизнь и боль отражена,
Час пришёл вино испить;
Боль и жизнь.. как их забыть?..

(Ц) некто Шульгенгауэр

Петр Лебедев и Мария Снигиревская, 05.07.2013, 08:35 По-моему здесь уже настоящая литература! Поздравляю! (знаю, звучит фальшиво, как соболезнования на поминках, однако других слов не подобрать)

Георгий Костин, 05.07.2013, 10:10 Ну что же... Это уже действительно - ПЕСНЯ СИРЕНЫ. Которая завораживает, парализует волю, и её хочется только слушать...То есть этот текст менее чем какой другой нуждается в обсуждении. Тем не менее сделаю одно замечание по поводу, мимо которого я лично ну никак не мог пройти мимо.

(Цитирую Щеколдина) "Но вопрос, как я понимаю, стоит сейчас о самом существовании и русских людей, и русской культуры, и русского государства, а фотография — дело десятое, производное от жизни и от культуры."

Для меня (опять же лично) этот вопрос первоосновной. В этом вопросе у меня нет компромиссов. Мне моя индивидуальная жизнь без других русских людей, русской культуры, русского государства не нужна. Если нужно будет пожертвовать (в борьбе не на жизнь а на смерть) своей жизнью - я пожертвую. И уж тем более пожертвую фотографией, как делом десятым... Но! И вот это ПРИНЦИПИАЛЬНО. Я всеми фибрами своей души, каждым нейроном своего мозга ЗНАЮ, что русских людей, русскую культуру, русское государство может спасти сейчас только ТВОРЧЕСТВО. Мы, русские люди, можем возродиться как птица феникс из собственного пепла - только через СОЗИДАНИЕ. Любой даже ничтожный творческий акт русского человека - есть шаг спасения и этого отдельного человека и всей русскости. Поэтому истинно русский подвиг сейчас не ЖЕРТВОВАНИЕ жизнью, а - ТВОРЕНИЕ жизни. Именно сейчас (может быть такого исторического случая больше никогда не будет) русское творчество (творчество русских людей) - есть МОЛИТВА БОГУ.

И в этой МОЛИТВЕ (а на неё способны абсолютно все русские люди) и сольемся мы вновь в единый народ: щеколдинский лирический герой- алкаш и я,реальный человек, Георгий Костин, абстинент. Поскольку места в МОЛИТВЕ и ТВОРЧЕСТВЕ хватит всем... Лично я верю именно в это.

Владимир Соколов, 06.07.2013, 11:44 И молитва, и сумасшествие (в т.ч. и в хорошем смысле этого слова) - дело сугубо индивидуальное. Хотя вы правы: как "с", так и "без" рефлексии на то людей окружающих - дело трудное.

holms, 06.07.2013, 19:42 Графоманам можно и прислушаться к голосу этого пьяного разума."Пьяный" Щеколдин трезвее и мудрее современной фото-попсы. Хочется большей детализации,конкретики. Ваши пустые разговоры пора систематизировать в учебник по отечественной (может быть даже и русской) фотографии.

Костя Смолянинов, 07.07.2013, 00:51 Любопытно было бы узнать кем это навязывается "современное актуальное искусство". И какие именно образцы этого буржуазного псевдоискусства навязываются? И не шибко ли больно тем, кому оно навязывается. И почему оно не искусство вовсе, по мнению автора?

Каковы тогда критерии искусства? Так что бы сразу стало ясно где искусство, а где тлетворное веяние итд. итп. Это ж по каким-то критериям туда Максимишина впихнули. Или просто так, для красоты слога...

Андрей Безукладников, 07.07.2013, 02:26 Кем? Теми, кто его популяризирует. Надеюсь, что автор прочтет обсуждение и ответит на вопрос конкретнее. Стоит зафиксировать здесь тезис о том, что искусство умеет воздействовать на психику реципиента.

Михаил Курбатов, 07.07.2013, 04:35 Не сомневаюсь, что автор читает все обсуждения своих статей, но к сожалению, не на одну реплику пока не ответил.
Хотя, наверное это и правильно - иначе вместо того что бы писать целостные произведения, можно надолго погрязнуть и измельчать в объяснении смысла своего письма.

Костя Смолянинов, 07.07.2013, 10:00 Давайте не будем тут ничего фиксировать, тем более того, о чём я не говорил.

Георгий Костин, 08.07.2013, 13:51 Перечитал еще раз текст Щеколдина (он стоит того, чтобы его перечитывать), и удивился как в первый раз: опять создалось такое впечатление, что этот текст написал я, но только в другой эмоциональной и стилистической тональности. Поскольку налицо чуть ли ни полное совпадений точек зрения Щеколдина с моими точками зрения. Разве такое может быть у людей, находящихся по разные стороны полемической баррикады? Взгляды совпали и на русскую интеллигенцию, и на революцию, и на русский народ и русскую культуру. Совпали даже взгляды на Евтушенко, Вознесенского и Окуджаву. По мировоззрению получается, что Щеколдин еще более русский националист, чем я. Это вроде бы должно радовать. Но при этом Щеколдин выказывает (порою агрессивно, порою, сдержанно) неприятие Игоря Старкова, у которого душа за русскость болит ничуть не меньше, чем у Щеколдина. Я никак не мог понять неприязненное отношение Щеколдина к Старкову. И это это меня обескураживало.

И вот теперь кажется понял это. Отгадку нашел в этом (последнем) тексте Щеколдина. В том месте, где он рассуждает о моих любимых художниках Ван Гоге и Сальвадоре Дали. И это, пожалуй, единственные места в тексте, где наши позиции не сошлись. Более того, я категорически не принял отношение Щеколдина к Гала, поскольку считаю, что без Гала не было бы и Дали. Такого Дали, который мне люб. Безусловно, Дали мог бы состояться и без Гала, но тогда это был бы совершенно другой Дали... И вот тут я понял, что Щеколдин, похоже, своего рода дальтоник: он не видит (в упор не замечает) одно из наиважнейших составляющих истинное (высокое, гениальное) искусство — ПЛАСТИКУ.

Пластика — это нечто большее, чем художественный дар (талант). Это своего рода ПОЧЕРК БОГА. Художник, способный оперировать пластикой — как бы нанизывает весь свой талант, все свои мастерские художественные приемы, все составляющее его произведение, как-то образы, композицию, цветовую палитру на ПОЧЕРК БОГА. И получается — что это уже не художник творит. А сам Бог расписывается на холсте рукой художника. Пластикой овладеть чрезвычайно трудно. Она как бы вне творчества. Щеколдин относительно верно заметил, как Ван Гог овладевал пластикой, правда, назвал пластику Ван Гога сумашествием. Отчасти это верно: пластика всегда за гранью сознательного: она выше самого изощренного разума. «С ума схожу, иль восхожу к высокой степени БЕЗУМСТВА» (с) Так вот Сальвадор Дали овладел Пластикой (почерком Бога) благодаря Гала. Именно с ней все его комплексы (главным образом сексуальные) завернулись в пластику. И эту пластику, рожденную при участии сексуальных оргий с Гала, Сальвадор переносил (трансформировал, сублимировал) в творчество. Гений Дали состоялся благодаря слиянию в одно неразрывное целое трех составляющих: закомплексованный художественный дар Дали, разнузданная сексуальность Гала и рожденная ко времени теория сюрреализма. Кстати, насчет сюрреалистов: Дали, пожалуй, единственный из сюрреалистов, который оперировал ПЛАСТИКОЙ.

На практике пластика — подобна натянутой струне: она звенит уже сама по себе. Самый ярчайший пример ПЛАСТИЧЕСКОГО творчества — это поэзия Пушкина. Пушкин потому и не ценится за пределами русской словесности, в отличие, скажем, от Достоевского, что ПЛАСТИКА не переводима в принципе. Чтобы перевести пластику Пушкина на любой другой язык, нужно быть Пушкиным...

При том (и это хочу подчеркнуть) есть огромное количество великих (гениальных) художников, которые пластикой не владеют. Я бы рискнул поделить художников на две категории: кто владеет пластикой — те ДУХовные художники (понятие ДУХовный тут я использую в эстетическом, а не религиозном дискурсе), а кто не владеет пластикой — те ДУШЕвные художники. Так вот Щеколдин относится исключительно к ДУШЕвным художникам, а Старков (чтобы зря не дразнить гусей скажу предельно корректно) стремится быть ДУХовным художником. Отличие этих художников качественное именно в ЧУВСТВЕ ФОРМЫ. Для ДУХовных первична Форма, а для ДУШЕвных — содержание. То есть между теми и другими художниками различие, как между натянутой гитарной струной, как я уже писал, и киселем (понятие кисель тут ни в коем случае не оценивающее понятие: метафоры кисель и натянутая струна — равноценны и равновелики). Так вот, функцию пластики (формы) у Щеколдина фотографа — выполняет фотоаппарат. А вот у Щеколдина писателя, похоже, вообще нет чувства формы: он как акын поет о том, что идет ему на ум. Совершенно неизвестно, когда он закончит свое произведение: то ли он уже закончил, то ли еще будет писать до бесконечности...

Лично мне хочется, чтобы он писал еще и еще... В его потоке сознания — есть некое неподдельное литературное обаяние... Не исключаю, что именно такая литературная форма КИСЕЛЯ (как то отсутствие формы) — и выражает максимально полно веяние времени...

Сева Коркунов, 08.07.2013, 20:45 Представьте русского националиста, поверившего всей душой в идею превосходства германской нации, и поступившего на службу в зондер-команду СС. В подобном представлении нет никакой фантастики - такие люди действительно есть, и их много, среди деятелей искусств - особенно много.

Сева Коркунов, 09.07.2013, 06:05 Или ещё. Цитата: "Вы знаете, в Туркмении местные патриоты тоже дискредитировали борьбу за национальную демократию на сто лет вперёд. У них там глава оппозиции выступил по телевидению с заявлением:

- Вы ж понимаете, что я подлец. Нам же ничего кроме денег и водки не нужно. Мы же сволочи. Считаю, нас необходимо расстрелять."
Это реальность, которая прямо на глазах существует. Мало кто видит, взгляд ищет знакомое-логичное, фантастический сюжет остается без внимания.

Георгий Костин, 09.07.2013, 16:16 Еще одно небольшое, но существенное замечание по обсуждаемому тексту Щеколдина. Текст заканчивается так: "Последней моей мыслью было: «А есть ли чисто русское сумасшествие?» И мне высветился в потухающем мозгу ответ: «Есть!»

Так вот утверждение Щеколдина, что ЕСТЬ "чисто русское сумашествие" в контексте "сумашествия" как Божьей награды Ван Гога, как Пластики Бога - многого стоит. А для меня лично - ОЧЕНЬ многого...

Спасибо, Валерий Петрович

Артём Житенёв, 09.07.2013, 00:08 И мощны же картинки у Щеколдина!

Игорь Юнаковский, 09.07.2013, 11:11
"И это главный факт..."
во всех обсуждениях.

сЕлена, 17.07.2013, 09:13 _!_

Олег Сизоненко, 19.07.2013, 08:34 Хорошо, Щеколдин, пишешь... (только это и сказал (с)

holms, 25.07.2013, 22:41 У Варлама Шаламова в эссе "Заметки о стихах" следующее начало : Напрасно говорят, что в искусстве нет законов. Эти законы есть. Постижение тайн искусства — важная задача поэта. Эти тайны искусства имеют мало общего с поисками размера, овладением рифмой и т. д. Размеры и рифмы — это тайны сапожной мастерской, а не тайны искусства.
2. Научиться писать стихи — нельзя.
Поэтому и не бывает никаких «первых» стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.
3. Поэзия — это неожиданность.
Неожиданность, новизна: чувства, наблюдения, мысли, детали, ритма…
4. Поэзия — это жертва, а не завоевание. Обнажение души, искренность, «самоотдача» — непременные условия поэтической работы.
5. Поэзия — это судьба, а не ремесло.
...и т.д.
Если поставить Поэзия = Фотография, то получаются мысленные мотивы Щеколдина. У Шаламова там продолжение.Ждем продолжения Щеколдина.

Валерий Маркозов, 26.07.2013, 13:28 Точно подмечено. Шаламова вообще стоит чаще перечитывать - хорошо мозги прочищает от навязчивой глупости.

Дмитрий Егоров, 01.10.2019, 00:33 Мало что понял, но читать было интересно