ТЕМА:
Андрюша Кременчук, 04.11.2007 17:11
"сыроежка"

Русский и поляк нашли клад - невиданно обрадовались этому. Все, говорит русский, делим, брат проляк, добро по братски!
- Не-е-ееет, брат русский, в страхе завопил поляк. Пожалуйста, давай лучше поровну!
(из польского народного анекдота)



Мне нравится литовская фотография. Каждый год хожу на одну и ту-же лекцию посвещенную литовской авторам их вкладу в культуру своей страны. Умиляет и радует.
Был порыв, была идея, одержимость, ощущение братства и сопричастности к своей земле, селу, было понимание исторической важности и нужности своего труда. Который раз после лекции, кто-то кидается ко мне с одним и тем-же - Ты ведь Русский, раз уж в Литве была такая красота, то можно представить какой цветник России цвел. Давай!!!, просвети и освети, покажи...

...Я ничего не знаю. Про Родченко в сотый раз скучно да и сколько можно. Регессия 97ых и Боб - так он лучше меня это сам сделает.
Так про кого еще? Что- б не повторяло первого и было самобытно и целостно. Что-б отстоявшееся и проверенное.
Относительно современные вариации на Роберта Френка, но в рожденноперестроечноСССРном контексте - рука не поднимается. Показать Сан Саныча и сказать - смотрите, мы не хуже вашего могли и можем. Вариант в какой-то степени, а что дальше - пошел кто-то дальше? Поздних одиночек Чиликова, Евлампиева и других - рано пока делать выводы, во всяком случае я мало видел да и много неясного со стороны. Мне во всяком случае.
Кто сидел крепко и зрело в 60- 80 годы на коне фотографии в СССР кроме прибалтов? Только такие имена, чьи работы представлялась- бы хоть пусть самая отдаленная, но возможность увидеть или узнать где это можно сделать.
Я в наименьшей степени имею в виду прикладную фотожурналистику.
Вопрос даже иначе поставлю, было ли у нас в России (и СССР) или есть нечто самобытное, свое, наше, характерное, отличное от другого, новое - как в большенстве других государств. Если да, то что именно.
Хотелось бы услышать мнения. Можно ругательные.

P.S. На Франкфурдской книжной ярмарке видел макет книги российского издательства "Фотографический андеграунд Ленинграда" - кажется так называлась работа. Впечатлило. Совершенно незнакомые имена. Выйдет в след. году.
ОБСУЖДЕНИЕ:

Александр Слюсарев, 04.11.2007, 20:06 На уровне, аналогичном западной фотографии не было ничего, за исключением(подтверждающим правило) отдельных имен Тарновецкий, Зотов, Семенов, Пинхасов Савельев, Семин, Щеколдин, Лихошерст. Зиновьев В какой-то степени Смелов. Лучше всего это дано Мразковой и Ремешем в "Another Russia" С большими пробелами, по понятным причинам, в 85м!!! По загадочной для меня причине российские фотографы занимались чем угодно, кроме серьезной фотографии. Но о чем можно говорить, если нет публикаций.

Вадим Раскладушкин, 05.11.2007, 10:21 у нас и с кино очень плохо

Сергей Петров, 05.11.2007, 15:38 да со всем (музыкой, литературой, космосом и т.п.) плохо было очень. мне тут надысь один техасец сочувствовал, что медведи по большим городам ходят. но я его успокоил: соврал, что их вовремя милицейские войска отлавливают.

Андрюша Кременчук, 05.11.2007, 13:02 Я работы Пинхасова, например, знаю давно. Но к своему стыду недавно уяснил (Мише Педану спасибо), что Пинхасов - это Пинхасов и он не поляк, не чех, а русский.
Очередной пример, что наши люди могут великолепно фотографировать на великолепном мировом уровне. Но что-б говорить о подобной фотографии как о чем-то самобытном, имеюшем некую характерную ноту, систему ценностей отличную от принятой, приемственность, живущую только в определенной культурной среде, имеющую последователей и четкие границы - как это в случее с современной американской, финской, даже литовской фотографией, массой школ и течений в Германии, Японии, такое мне видется сложным. Причем, тем более мало понятна такая ситуация, учитывая то, что у нас был коллосально развитый, гениальный киниматограф - важнейшее из искусств (Ленин). Кстати Пинхасов, вышедший из советской кинематографии подтверждение этого.
Но я мало российский контекст знаю, возможно заблуждаюсь. Интересны мнения))

Игорь Мухин, 05.11.2007, 14:15 Гарика,
не включил в список намеренно
всё же считаю
что лучшие работы он снял уже будучи более 20 лет гражданином Французской Республики

И в настоящем мы обсуждаем фото-работы Слюсарева-Савельева и т.д.
а из прошлого всё же:
на днях пришел билет на выставку

Моск.Музей СОВРЕМЕННОГО!!) Исскуства
приглашает на выставку фотографа П.Оцупа
из биографии художника/фотографа:

"...с 1918 по 1935 работал фотографом в Кремле...,
позже сопровождал членов Совет. правительства в поездках..."
и
"...Персональная выставка в 1940 году. объехала 49 городов СССР..."

это к вопросу
а
- "было ли у нас в России (и СССР) или есть нечто самобытное, свое, наше, характерное, отличное от другого, новое - как в большинстве других государств. Если да, то что именно"

Александр Слюсарев, 05.11.2007, 18:45 Но был, в свое время, опубликован и свое влияние оказал.

Юрий Гавриленко, 05.11.2007, 15:24
"О кино и фото"
"Кстати Пинхасов, вышедший из советской кинематографии подтверждение этого".
-- На встрече в школе им. Родченко Георгий не подтвердил генеалогических связей своего творчества с советским кино. Да, он учился во ВГИКе, там его окружали творческие люди, но не более того. Решающее влияние на Пинхасова оказал чешский фотографический журнал (посвященный мировой фотографии), который он разыскал в библиотеке института. Две сотни номеров журнала привили вкус к творческой фотографии и служили ему сборниками образцов превосходных снимков, которые он хотел бы сделать.
Да и вообще, что в творчестве Пинхасова от кинематографа? Тем более, советского? Ничего. Кинематограф - враг фотографии, а не друг. Между ними ничего общего нет.
А что в творчестве Г.Пинхасова от русской советской) фотографии? - Тоже ничего.

Андрюша Кременчук, 05.11.2007, 23:48 Прежде чем задаваться вопросом есть ли что-то в Пинхасове от русской фотографии, думаю стоит сначало ответить на вопрос - было ли такое явление " русская фотография" и если да, то в чем её отличия(не географические координаты конечно).
Кинематограф да, был такой. Как я уже написал, я долгое время знал просто имя Пинхасов и совершенно не связывал его с чем-то русским. А выйти из советской кинематографии - не значит быть на нее похожим.
Планка "готового творческого продукта" была в совецком кинематографе целом черезвычайно высокой - это я и имел в видуб когда говорит о том, что он оттуда вышел.

Юрий Гавриленко, 06.11.2007, 08:13 "Прежде чем задаваться вопросом есть ли что-то в Пинхасове от русской фотографии, думаю стоит сначало ответить на вопрос - было ли такое явление " русская фотография" и если да, то в чем её отличия"
-- и как Вы сами отвечаете на свой вопрос?

"Планка "готового творческого продукта" была в совецком кинематографе целом черезвычайно высокой - это я и имел в видуб когда говорит о том, что он оттуда вышел"
-- В СССР выпускалось порядка сотни фильмов в год, большинство из которых по своему уровню было ниже плинтуса. Другое дело, что ВГИК подходил к своим учащимся с высокой планкой.

Андрюша Кременчук, 07.11.2007, 20:02 Если- б я мог ответить на этот вопрос то не написал бы в начале ветки - " Вопрос даже иначе поставлю, было ли у нас в России (и СССР) или есть нечто самобытное в фотографии, свое, наше, характерное, отличное от другого, новое - как в большенстве других государств. Если да, то что именно?"
Я не способен ответить на него. Как я уже сказал, я ни чего не знаю. Или почти ни чего.
По второму пункту, я конечно имел в виду тогдашний ВГИК. Помню, была шальная... попытать счастье, но мысль эта вместе с со вторым вариантом (стать космонавтом) была даже не развита в форме глянуть, а что за документы туда необходимы к подаче. Такое громадное, помнится было ощущение от ВГИКа, вроде-бы уж не в глухой провинции родился...
Хотя сейчас знаю пару ребят после операторского и все что они делали и делают : ну так..., грустновато по правде. А фотоаппаратом вообще снимать не могут )) 3 раза переделывал за ними их халтуру.
Поздний посев наверное)).

Леонид Тугалев, 05.11.2007, 20:45 Был я как-то раз на одной международной выставке - безошибочно узнавая фотографии из СССР. Вот как это - не знаю... Что касается Литовской фотографии - был недавно в Ниде, Мацияускас подарил мне свою книгу, а с Суткусом мы обменялись фотографиями... Их суть - они любят свой народ, они восхищаются своим народом, они гордятся им... ГОРДЯТСЯ... Каждый на их фотографиях есть ценность

Mikhail Steinberg, 05.11.2007, 22:21 Если это так, то это их счастье, но не вина других, кто не выращен так (оффтопик, наверное).

Игорь Мухин, 05.11.2007, 11:40 "Каждый год хожу на одну и ту-же лекцию посвещенную литовской авторам их вкладу в культуру своей страны. Умиляет и радует. "

- такую же милую лекцию можно сделать и о фотографии в Республике Чад, Конго и т.д.
Посмотрите фильм Дыховичного о фотографии в СССР.

Полистайте книгу Beyond Memory о фото-ии в СсСР
там есть и прибалты
и много арт-фоторабот 70х - Герловиных, 80х В.Захарова, И.Копыстянского, Инфанте и т.д.

А Фотография в 70-80 в СССР
это без сомнения:
Б.Михайлов и
Тарновецкий, Савельев, Семин, Слюсарев, Бахарев, Л.Кузнецова, Ю.Рыбчинский, Мацияускас, Суткус
+ придется прибавлять работы профи
всё же без парадов-портретов Брежнева-и т.д.
истории страны не сложить...

сЕлена, 05.11.2007, 12:53 вчера у меня в гостях молодые люди (они в СССР успели только родится, в их четыре года он кончился) с величайшим интересом ВАШ альбом рассматривали.
BORN IN THE CCCP.
приятно было слушать их мысли и замечания...

Владимир Семенов, 05.11.2007, 23:30 "По поводу самобытного"
Документальное фото везде есть и самобытное есть. Я о другом, тут давече был в Москве, в галерее "ПартнерГалери". Молодцы какие!, тихо, спокойно купили весь архив Б.Смелова (несколько сотен листов). Очень там все самобытно, трудно это фотожурналистикой назвать. Смелов знал кое-чего, видимо свыше.
Была еще такая история, когда он про обезьяний труд фотографа толковал.
Кто слышал, самого слова уже чураются - фотограф.

No name, 06.11.2007, 11:49 А можно подробней про обезьяний труд фотографа?

Андрюша Кременчук, 05.11.2007, 23:44 Отвечу сразу на все
Я очень хочу посмотреть этот фильм. Поднимался многократно вопрос. Жаль толко возможность его получить или информация о том, как и где можно это сделать закрыта. Буду благодарен если вы подскажите.
Человек, который читает эту милую лекцию о литовской фотографии выпускник Ляйпцигской Академии по классу фотографии, великолепный успешный фотограф, профессор с наибольшим числом заявивших о себе в германии учеников, основавший и много лет владеющий вместе с мужем серьезнейшим и важнейшим, пристижнешим агенством германии док. и творческой фотографии, - чем стать фотографер, как я понимаю в недалеком будующем, тоже стремится.
Мне совершенно неизвестно как обстоят дела в Республике Конго, а о Республике Чад я вообще мало что в своей жизни слышал, но Ute и Werner Mahler приехали месяц назад из этой небольшой бывшей советской республики с такой горой новоизданных фотоальбомов и монографий что я был бы рад, если-б у меня на родине хотя-бы за последние 10 лет столько издали. Вам кажется один час на Литовскую фотографию много - и это так же важно как и о республике Конго и Чад.
А лучше приезжайте к нам, расскажите о том, что вам кажется значительным или о себе. Я хоть и вне стен, но все равно будет здорово! У нас побывало уже масса великолепных фотографов, кажется и Б. Михайлов "уломан", школа неплохо платит за это, в Ляйпциге, где Борис проффессорствует, уверен будут тоже вам очень рады.
Толко пунктуируете и располагаете буквы и слова вы сложно, приходится очень напрягать моск. Но это видимо только со мной так.
Само по себе это "...с 1918 по 1935 работал фотографом в Кремле..., позже сопровождал членов Совет. правительства в поездках...Персональная выставка в 1940 году. объехала 49 городов СССР..." черезвычайно интересно. Правда мне сложно видется проявление самобытности (как одной из форм самодостаточности, неповторимости в совокупности с относительной свободой творчества)фотографии в поездках членов Совет. правительства именно в 1918 по 1935. Уникально ли это тем что фотограф сделал нечто особое в фотографии или ценность работ заключена в уникальности истор. документа описывающего эпоху, говоря проще был бы допуск у вас или у меня это было бы не менее круто, так как уникальность снимаемого в разы перевешивает все остальное.
Если это так, то я про другую самобытность. Хотя последнее мне очень интересно-
За имена спасибо, покопаюсь.

Глеб Дробышев, 08.11.2007, 21:15 Интересно, а как уважаемые господа относятся к этому фотографу (в контексте самобытности и фиксации уходящего быта аграрной страны):

http://www.loc.gov/exhibits/empire/empire-ru.html
http://kot-begemott.livejournal.com/73148.html

?

Андрюша Кременчук, 08.11.2007, 22:07 A uwashaemie gospoda, eto k komu ?

Глеб Дробышев, 09.11.2007, 01:26 Постановка обсуждаемого вопроса меня заинтересовала, а работы Проскудина - Горского когда-то произвели весьма сильное впечатление. Вот поэтому, захотелось услышать, буде на то добрая воля, мнение о его работах кого-то из знающих людей. Ну а к кому я обратился с вопросом, я не стал конкретизировать, поскольку не знаю, насколько этот фотограф сейчас известен, интересен ли и кому из присутствующих на этой теме. Что касается обращения "господа", то после перестройки обращение стало проблемой - одни предпочитают называться товарищами, а от господ плюются, другие - наоборот. Честно говоря и не знаю, как лучше сейчас обращаться сразу к нескольким разным людям. Может стоит ввести в употребление какое старинное слово, "сударь", к примеру, да и сделать Фотографер законодателем новой моды?

Андрюша Кременчук, 09.11.2007, 14:51 Понятно. Просто меня редко называют господином, да и сударем не чаще, отсюда некая непривычность.
Я думаю, что работы Проскудина - Горского с исторической и культуроведческой точки зрения вероятно бесценны. Надо еще брать во внимание время и учитывать что с одной стороны фотографический процесс у своих истоков был невероятно дорог, хлопотлив и трудоемок, а камеры громоздки. Так лишний кадр "для души" или что-бы посмотреть как оно будет если... не каждый мог себе позволить + фотография на заре развития копировала и брала за образец тогдашнюю живопись - везде, не только в России + фотографы как правило не ставили целей рассказать о чем-то, они фиксировали, документировали, описывали, замораживали. Разделение понятий: объект - субьект и уход от первого ко второму, в целом случился в 60-70 годы прошлого века. Именно зтот период и прозднее итересовал меня когда я спрашивал мнения.

Глеб Дробышев, 09.11.2007, 17:14 Я понял, спасибо большое за пояснение.

Александр Слюсарев, 05.11.2007, 23:07 У Гашека в "Швейке" в одном кабачке, когда напьются, все говорили по шведски. И никто друг друга не понимал.

Вадим Раскладушкин, 09.11.2007, 15:08
"фотографии Олега Виденина"
http://www.photographer.ru/galleries/show.htm?id=148

тут хорощие фотки, только обсуждение не работает

Вадим (webmaster), 09.11.2007, 15:53 Што ж вы молчите-то. Надо мне сразу сигналить! Починил, проверяй =)

Вадим Раскладушкин, 09.11.2007, 16:36 ну вобщем и просигналил :-) работает ХуЭл проверил :-)

Андрюша Кременчук, 09.11.2007, 18:44 Действительно хорошие фотографии, нравятся.
Где-то на фотографере в анонсе не помню уже чего, было написано, что Олег Виденин - фотограф одного кадра, а не тем или пр. Это очень чувствуется.